Карьерное консультирование.

Осуществление профессиональной деятельности, помимо достижения необходимых результатов, предполагает и повышение профессионального уровня, и совершенствование квалификации, и развитие карьеры – все это способствует профессиональному успеху работника. Планирование и развитие карьеры – одно из направлений профессионально психологического консультирования.

В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает не одну, а несколько должностей. Такая последовательность должностей, статусов и видов деятельности называется карьерой.

Карьера -это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным и профессиональным ростом, последовательной сменой занимаемых должностей, профессиональных ролей и статусов.

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

1. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное с расширением инструментария и областей деятельности).

2. Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Внутриорганизационная карьера может осуществляться в следующих видах:

- вертикальная карьера – должностной рост (собственно карьера);

- горизонтальная карьера – продвижение внутри организации, например, работа в разных подразделениях одного уровня иерархии, выполнение роли руководителя проекта, временной целевой группы);

- центростремительная карьера – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений (приглашение на недоступные ранее встречи, совещания, получение доступа к информации и т.п.).

Главная задача планирования и реализации карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Структура карьеры включает целый ряд взаимосвязанных элементов, которые можно объединить в три подструктуры: личностную, ценностную и организационную. При этом каждая подструктура карьеры должна включать следующие элементы:

- личностная подструктура: мотивация на карьеру; личностные качества; самореализация (на базе роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении по службе, росте материального благополучия и т.д.; социальное признание как свидетельство одобрения окружающими стремления к развитию карьеры, используемых средств и методов достижения карьеры, престижности этих целей и т. д.;

- ценностная подструктура: социальная принадлежность, нередко предопределяющую формы и пути развития карьеры; общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы и установки и т. д.);

- организационная подструктура: внедрение новой технологии и техники; качество и эффективность труда специалиста; потребность предприятия в развитии карьеры специалиста.

Все подструктуры определяют развитие карьеры в комплексе и тесно взаимосвязаны. Поэтому при планировании карьеры специалиста следует учитывать все ее элементы.

Планирование карьеры невозможно без учета личностных и деловых особенностей специалиста. Успешность построения карьеры зависит от повышения самоэффективности, формирования профессиональной позиции, а также овладения навыками аутомаркетинга и аутогенного менеджмента.

Для того чтобы спланировать свою карьеру, необходима помощь со стороны. Поэтому возникает целесообразность получить профессиональную помощь специалиста - профконсультанта.

Карьерное консультирование - это процесс совместной деятельности консультанта и клиента по определению ценностей и профессиональных интересов, выявлению профессиональной направленности, уровня подготовки, образования, навыков и трудового опыта; анализу ближайших и долгосрочных целей, ресурсов и возможностей клиента для самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности, в организации и на рынке труда.

Основная цель карьерного консультирования заключается в оказании помощи работнику в профессиональном росте, повышении квалификации и развитии карьеры.

Задачи карьерного консультирования.

1. Информирование о видах и возможностях карьерного роста в организации.

2. Определение уровней профессиональной компетентности, которые обеспечивают должностной рост клиента.

3. Изучение условий и факторов способствующих развитию карьеры работника: внутриорганизационных, профессиональных, личностных.

4. Определение и преодоление карьерных «тупиков», в которых для работника не остается возможности для развития.

5. Определение критериев профессионального роста, связанных с карьерой клиента.

6. Определение профессионального и личностного карьерного потенциала клиента (уровня притязаний, стиля деятельности, мотивации развития карьеры, ценностных ориентаций, инновационной направленности, творческого потенциала, достижений в профессиональной деятельности, особенностей взаимодействия и отношений с руководством и др.).

7. Помощь в составлении карьерограммы профессионального и служебного роста.

Как правило, программа консультирования по вопросам карьеры состоит из трех этапов.

- Определение отношения сотрудника к карьере, его профессиональной концепции, профессиональной направленности и мотивации, профессиональных ценностей, планов и целей.

- Анализ текущей результативности труда, уровня профессиональной подготовленности, квалификации и определение степени их соответствия поставленным карьерным целям.

- Планирование карьеры и обсуждение стратегии карьерного роста сотрудника в целях реализации планов профессионального развития в организации или за ее пределами.

Как уже отмечалось, планирование карьеры сотрудника должно идти одновременно по двум направлениям – развития профессиональных качеств, повышения профессиональной квалификации и должностного роста. Исмагилова Ф.С. [3] представляет следующую схему такой технологии.

 

Технология сопровождения и развития карьеры сотрудника организации

 

 

Профессиональная карьера (в данной профессии) Служебная карьера (в организации)
1. Определение профессиональной пригодности 2. Получение профессионального образования 3. Профессиональная адаптация 4. Овладение профессиональным мастерством 5. Формирование индивидуально­го стиля деятельности 6. Расширение и совершенствова­ние профессионального опыта 7. Расширение репертуара специ­альностей 8. Овладение социально-психоло­гической компетентностью 9. Развитие навыков профессио­нальной рефлексии 10. Освоение навыков благоприят­ного выхода из профессиональ­ных кризисов 11. Предупреждение и преодоление профессиональных деформа­ций личности 12. Формирование и сохранение го­товности к освоению новых тех­нологий 1. Прохождение профотбора 2. Выявление уровня профессио­нальной компетенции 3. Нахождение места в организа­ции 4. Разработка плана служебного продвижения в организации 5. Прохождение аттестации 6. Обучение по программам под­готовки резервов управления 7. Участие в ротации кадров 8. Участие в конкурсах на замеще­ние вакантных должностей 9. Участие в разработках и внедре­нии инновационных проектов 10. Повышение квалификации 11. Участие в подготовке кадрового резерва: супервизорство, патро­наж, наставничество

 

В основе планирования карьеры лежат принципы: индивидуального подхода при планировании карьеры; взаимной заинтересованности консультанта, специалиста и организации в построении и развитии карьеры работника; взаимосвязи профессионального развития и повышения квалификации с должностным ростом; объективности, т.е. исключение влияния субъективных факторов.

В процессе карьерного консультирования психолог-консультант должен учитывать и оценивать влияние на развитие карьеры работника различных факторов: образование и уровень квалификации; место жительства и образ жизни консультируемого; индивидуально-психологические качества и характеристики; самоэффективность клиента, как представление человека о своих шансах успешно выполнить какую-либо профессиональную задачу; личностный потенциал; качество и эффективность профессионального труда; мотивацию на развитие карьеры; профессиональный опыт и т.д.

Исследователи отмечают, что существует четыре типа людей по отношению к целеполаганию в профессиональной карьере:

1. Пассивные – 30%. Они никогда не ставят целей и реально действуют, только когда им говорят, что надо делать. Основной механизм регуляции их поведения – конформность, и поэтому есть все основания назвать их жертвами обстоятельств.

2. Реактивные – 50%. Они реагируют на события, не инициируя перемену обстоятельств. Они не управляют своей судьбой, а, скорее, судьба управляет ими, а на деле они просто, работают на других (для достижения целей этих других людей).

3. Мечтатели – 10%. Их цели настолько неопределенны и нереальны, что они не могут перейти к их практическому осуществлению.

4. Активные – 10%. Они рассматривают внешние перемены не как угрозу, а как возможность. Только 3% из них не только ставят цели, но и стремятся к их достижению.

Безусловно, личностные качества во многом определяют успешность карьеры. Люди по-разному реагируют на значимые для себя события, при этом выделяются два полярных типа: либо человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил, либо интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Из этого вытекают две стратегии поведения: конформное, уступчивое поведение, с необходимостью руководства и оценки со стороны и независимое поведение, с возможностью самостоятельно решать, планировать и оценивать свою деятельность, нести ответственность за результат.

Люди с независимым типом поведения характеризуются эмоциональной стабильностью, высокой степенью ответственности, уверенностью в своих силах и способностях. Поэтому они более активно ищут информацию и, считая себя причиной собственных достижений, готовы предпринять усилия для достижения положительных результатов в будущем. Такие люди характеризуются стремлением к самоактуализации, то есть желанием полностью использовать собственный потенциал. Путь этот связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же - путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Состояние человека, достигшего цели саморазвития, называют высшим уровнем личностного развития.

В любом случае результатом профессионального консультирования по вопросам карьеры должно стать:

- четкое видение клиентом профессиональных перспектив, путей и условий достижения карьерных целей;

- возможность планировать перспективные события своей жизнедеятельности;

- повышение конкурентноспособности специалиста как внутри организации, так и на внешнем рынке труда.