Консультирование безработных

Безработица – это социальное явление в системе рыночных отношений, понимаемое как отсутствие работы для трудоспособных граждан. Соответственно безработный – гражданин, который может работать, но не работает по целому ряду объективных причин, поэтому безработицу принято относить к числу кризисных ситуаций в жизнедеятельности человека.

 

Существуют различные виды безработицы:

- текущая безработица – незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое, т.е. фрикционная незанятость;

- структурная безработица – результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребителя, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств;

- скрытая безработица – избыточная занятость, обусловленная различными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную помощь людям;

- массовая безработица – состояние в обществе, когда большое число его членов, способных к труду, остается без работы;

- застойная безработица – характерна для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев), т.е. людей, которые крайне нерегулярно работают.

Перечисленные виды безработицы зависят от уровня экономического развития страны, сложившейся системы социальных и правовых отношений, других причин.

Безработица зачастую приводит людей к ощущению утраты контроля над своей жизнью и вытекающей отсюда беспомощности, неспособности планирования своей будущей жизни, к утрате доверия самому себе и недоверию к другим людям, появления эмоциональной неустойчивости в особенности у людей давно не работающих [18].

Таким образом, в условиях рыночных отношений безработный специалист, как ранимый и незащищенный человек, нуждается во всесторонней психологической поддержке, сопровождении и помощи.

Профессионально-психологическое консультирование безработ-ных – это профессиональная психологическая помощь, которую оказывает психолог-консультант в целях содействия клиенту в решении проблемы индивидуальной занятости с учетом его состояния здоровья, потребностей, желаний, способностей и конкретной ситуации на рынке труда.

Цель профконсультирования безработных граждан – оказание помощи клиенту в выборе, перемене профессии, подборе профиля переобучения с учетом поля выбора профессии.

По целевому признаку консультации могут бытьдиагностическими, медико-психологическими, информационными, корректирующими, развивающими, формирующими. Но поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.

Задачи профконсультанта в этой области профконсультирования следующие:

- информирование клиента, доведение до него профессиографической информации;

- проведение диагностики индивидуально-психологических особенностей клиента;

- оказание помощи безработному в преодолении негативных переживаний по поводу потери работы;

- оценка соответствия индивидуальных качеств человека требованиям конкретной специальности и должности;

- определение степени профпригодности;

- предупреждение негативных последствий пребывания в статусе безработного («заученная беспомощность», свыкание с ситуацией, агрессивность, снижение самооценки и др.);

- формирование необходимых навыков поиска работы и трудоустройства (составление автобиографии, резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, техника переговоров по телефону, обучение приемам самопрезентации и пр.);

- психологическая поддержка в условиях преодоления ситуации безработицы;

- включение безработного в систему социально-профессиональных отношений.

Помимо основной проблемы – трудоустройства, существуют и другие, с которыми клиент обращается к психологу-консультанту:

- неприятие ситуации, статуса безработного;

- потребность в поддержке, сочувствии;

- неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах, тревожность;

- запрос на снятие напряженности и психосаморегуляцию;

- конфликтное поведение во время приема;

- профессиональное самоопределение (выбор или перемена профессии);

- расхождение запрашиваемой профессии с профессией по диплому (с образованием);

- выбор профиля переобучения (если существуют реальные возможности выбора);

- вопросы профессионального становления, карьеры.

Среди факторов, влияющих негативно на безработных, можно выделить социально-демографические: возраст, образование; социально-психологические: социальная изоляция и ограничение социальных контактов, одиночество, особенности отношения к трудовой деятельности, доступность и эффективность социальной поддержки.

Для потерявших работу характерно:

- переживание состояния депрессии;

- снижение чувства удовлетворения жизнью;

- усиление чувства одиночества и социальной изоляции;

- потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня;

- нарастание апатии, пассивности и покорности;

- преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;

- потеря стремления к упорядоченности в своей жизни;

- повышение возбудимости, агрессии.

Эффект увольнения значительно возрастает еще и оттого, что работники обычно рассматривают его как отрицательное суждение об их профессиональной компетентности. Увольнение не только служит причиной резкой перестройки социальной роли личности, налагая на нее большие экономические трудности, но также приводит к потере самоуважения и уверенности в себе. Уволенный чувствует себя отверженным по многим причинам. Увольнение с работы может отразиться на его положении в семье, где вместо поддержки он может найти критическое отношение и враждебность.

Исмагилова Ф.С. [3] отмечает, что «теряя работу человек утрачивает возможность удовлетворять свои высшие потребности. К таким потребностям относят, как известно, потребности в самореализации, социальных связях и контактах. Активизируется потребность в безопасности: страшит неизвестность завтрашнего дня, когда нет уверенности в собственных возможностях что-либо изменить, на что-то повлиять, и нет чувства жизненной стабильности. Затрудняется реализация потребностей низших уровней: приходится ограничивать себя в средствах, нет возможности реализовать себя в целенаправленной активности.

Постепенно по мере продолжения периода безработицы нарушается целостность иерархии мотивов. Значимые мотивы (например, забота о своем авторитете, профессиональной компетентности) теряют свою актуальность, менее значимые (например, проблема времяпрепровождения) начинают выступать на первый план. Неудовлетворенность потребностей, нарушение их привычной иерархии вызывают у безработного страдание, неудовольствие, беспокойство, другие отрицательные эмоции (вплоть до открытой агрессии)».

Потеря работы также сопровождается нарушением поведения уволенного человека: появление свободного времени, нарушение режима и привычного распорядка дня, ритма жизнедеятельности, утрата самоорганизованности, снижения актуальности ориентировки во времени.

Негативные психические состояния безработных можно представить следующим образом:

во-первых, состояния, характеризующиеся адаптивными психическими реакциями, такими как, тревожность, волнение, стресс, депрессия и др.;

во-вторых, состояния, характеризующиеся психическими травмами, как результат неэффективной адаптации психики к стрессовым ситуациям трудоустройства.

Тревога –это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

У безработного тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и профессиональном самоопределением. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличении их значимости, силы и угрожающего характера.

С возникновением тревоги, отмечает Л.П. Гримак [15], изменением самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствует о достаточности, соответствии поведенческих и физиологических форм реакций в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой.

Тревога, несоразмерная с вызвавшим её явлением и событием, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Тревога лежит в основе любых изменений состояния и поведения, вызванных психическим стрессом.

В результате проведенных экспериментов, Ф.Б.Березин [13] выделил типы адаптивных состояний, так называемого тревожного ряда, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги.

В этом ряду установлено шесть трудных состояний.

1. Ощущение внутренней напряжённости - является началом
вышеуказанного «тревожного ряда» и соответствует наименьшей
степени тревоги. Напряжённость, настороженность, а при
достаточной выраженности и тягостный душевный дискомфорт -
вот переживания, характерные для первого этапа. Это всего лишь
сигнал, позволяющий обратить внимание на поиск приближающейся
или вероятной угрозы.

2. Гиперстезические реакции. Определённый вид ранее нейтральных раздражителей приобретает особые воздействующие свойства, вызывая нарастание тревоги. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться целые группы стимулов, бывших ранее безразличными. В результате человеку начинают «действовать на нервы» события и обстоятельства, которым ранее он не придавал никакого значения. На этом этапе появляется много добавочных, неадекватных стимулов генерализующих чувство тревоги.

3. Собственно тревога - центральное состояние в рассматриваемом ряду. Проявляется как переживание
неопределённой угрозы, чувство неясной (неосознаваемой)
опасности. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может
быть связана с недостатком информации о потенциально опасной
ситуации, или является результатом того, что получаемая
информация о причинах тревоги находится в противоречии с
установками субъекта, его представлениями о собственной личности
(«со мной не может этого быть», «это не для меня» и т.п.).

4. Страх.Неосознаваемость причин тревоги затрудняет их поиск и устранение, не даёт возможности организовать деятельность по ликвидации угрозы. Психологическая неприемлемость ситуации заставляет человека искать причины тревоги. Довольно часто они усматриваются в конкретных ситуациях (страх одиночества, страх необходимости общения, страх неудачи и т.п.).

5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – следующий этап роста чувства «тревожности». У человека в таком состоянии складывается впечатление о невозможности избежать угрозы. Ощущение безысходности, неотвратимости, чувство
надвигающейся катастрофы вызывают повышенную двигательную
активность, стремление разрядить атмосферу, панические поиски
помощи.

6. Тревожно-боязливое возбуждение- такое название получило крайнее выражение расстройств тревожного ряда. Вызываемое тревогой поведение достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности в этих случаях практически исчезает.

Кэррол Е. Изард [19] отмечает: «Важно понимать, что в состоянии тревоги, мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или патерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наше восприятие, мысли и поведение».

Стресс -неспецифические, физиологические, психологические и поведенческие реакции человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия ситуации потери работы.

Основные черты психологического стресса:

1. Стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой.

2. Стресс - значительно более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно требует для своего возникновения восприятие и осознание личностной значимости ситуации или события.

3. Явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

4. В основе стресса при определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями конкретной личности.

Важно подчеркнуть, что стресс зависит не от физической силы воздействия, а от личной значимости действующего фактора.

Выделяют следующие фазы стрессовых состояний в связи с потерей работы [26]:

1) состояние неопределенности и шока, на данной фазе страх и эмоции выступают как факторы риска, в результате человек становится легко подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям.

2) субъективное облегчение и конструктивное приспособление к ситуации - эта фаза длится 3–4 месяца после потери работы, причем в начале этой фазы можно наблюдать некоторую эйфорию от наличия свободного времени, наблюдается улучшение состояния здоровья.

3) утяжеление состояния - эта фаза наступает после шести месяцев отсутствия работы и в ней наблюдается утяжеление состояния, особенно подрываются силы противостояния неприятностям.

4) беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией - фаза характеризуется не только беспомощностью и примирением со сложившейся ситуацией, но и даже боязнью найти работу.

Внутриличностный конфликт– острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Показатели внутриличностного кон­фликта:

В когнитивной сфере: противоречивость “образа Я”; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинно­сти мотивов и принципов, которыми субъект ранее руково­дствовался.

В эмоциональной сфере: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания; усиление психологического стресса.

В поведенческой сфере: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; не­гативный эмоциональный фон общения; нарушение нормального механиз­ма адаптации.

В случае невозможности быстрого разрешения проблем у безработных развивается внутриличностный конфликт – противоречие между мотивами, установками, ценностными ориентациями и возможностями их реализации.

Развитие внутриличностного конфликта происходит по следующей схеме:

- наличие тяжелых жизненных обстоятельств, оказывающих психотравмирующее влияние;

- переживание в связи с невозможностью справиться с трудностями собственными силами, проявляющееся в состоянии внутреннего беспокойства и эмоционального напряжения;

- появление чувства неудовлетворенности собой, приводящее к неустойчивой самооценке и пессимистической оценке жизненной перспективы;

- повышение чувствительности к определенным жизненным обстоятельствам, выражающееся в том, что реакция на них становится излишне эмоциональной.

Целями психологической профконсультации в данном случае являются:

- снятие у клиента чувства повышенного уровня тревожности, состояния эмоционального психологического дискомфорта;

- восстановление согласованности внутрен­него мира личности,

- повышение его адаптивности к условиям социальной среды, содействие ему в переоценке его жизненной ситуации,

- снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение но­вого жизненного качества.

Разрешение внутриличностного конфликта осознается безработным как:

- отсутствие болезненных состояний, связанных с сомнением в истинной ценности мотивов и принципов, которыми он руководствовался в жизни;

- снижение проявлений негативных психологических и социально-психоло­гических факторов внутриличностного конфликта;

- повышение качества и эффективности деятельности по поиску работы и трудоустройству.

Учитывая, что эмоциональные переживания оказывают огромное влияние на поведение безработного, в психологии разработана типология переживаний, на основе которой определяются стадии переживаний, эмоционального развития безработного [30]:

Первая стадия шок, эмоциональное потрясение. Иногда человек переживает эту стадию, еще не уволившись с предприятия, только узнав о предстоящем увольнении. Во многих случаях это кратковременное состояние сопровождается чувством облегчения: событие, которое давно ожидалось, наконец свершилось, а следовательно, закончилась тягостная неопределенность.

Вторая стадия– стадия неприятия действительности. Безработный отказывается верить в то, что с ним случилось. Отказ признать травмирующую действительность тем острее, чем неожиданнее и маловероятнее для человека была потеря работы.

Третья стадия- гнев, негодование по поводу того, что произошло. Открытое возмущение безработный может адресовать кому угодно: родственникам, бывшим коллегам, всем, кто его окружает или мог быть хотя бы косвенным виновником того, что с ним произошло.

Четвертая стадия - депрессия, подавленность, тоска, состояние, близкое к полному отчаянию. Резко снижается волевая регуляция и поисковая активность. Это стадия «ухода в себя», когда безработный примиряется с мыслью об отсутствии перспектив, бесполезности попыток изменить что-либо в жизни, о собственной ненужности.

Пятая стадия- переоценка ценностей. Она либо происходит, либо нет. Стадия переоценки ценностей предполагает пересмотр безработным отношения к себе и ситуации. Это стадия формирования намерений действовать, стремления любыми средствами пытаться изменить ситуацию, вырваться из нее.

Если переоценки ценностей не происходит, то ситуация принципиально не меняется. Сохраняется ощущение бесперспективности и собственной ненужности.

Поведение безработных, сталкивающихся лицом к лицу с неопределенностью, угрожающими и разрушительными изменениями в своей жизни, определяется особенностями их восприятия, эмоциональной сферы и физиологических реакций. Выделяют следующие типы поведения безработных:

1. Проблемно-сфокусированное поведение – заключается в стремлении изменить окружающую обстановку, устранить источник стресса путем интенсивного поиска работы, профессиональной переподготовки, обучения новой профессии.

2. Симптомно-сфокусированное поведение направлено на преодоление негативных состояний, снижение уровня переживаний, депрессии, одиночества путем участия в социальных программах по реабилитации безработных, объединения в группы социальной поддержки, получение пособия, пользование льготами, полагающимися безработному

3. Адаптивно-сфокусированное поведение – тип поведения, направленный на ослабление негативных реакций в связи с потерей работы, но не на изменение ситуации как таковой. При этом человек может использовать различные психологические защитные механизмы либо пытаться отвлечься от реальности с помощью алкоголя или наркотиков. Таким образом, индивид, попадающий в ситуацию, в которой события не поддаются контролю с его стороны, постепенно приходит к полному отказу от попыток воздействовать на нее, от поисков средств, которые позволили бы ему изменить ситуацию. Данный подход известен как синдром «приобретенной (заученной) беспомощности».

В зависимости от уровня активности в решении проблем занятости безработных можно разделить на следующие типы:

1.Безработные первого типане нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и потому достаточно конкурентоспособны на рынке труда.

2. Безработные второго типа, как правило, регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованны, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются.

3. Безработные третьего типадолго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации.

4. Безработные четвертого типаэтолюди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становится провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам.

Профконсультирование безработных может осуществляться в форме беседы, диагностической процедуры, групповых встреч, а также социально-адаптационных программ, однако общая схема профконсультирования в ситуации потери ипоиска работы представляет собой последовательность следующих действий:

1. установление контакта с клиентом;

2. снятие негативных эмоциональных переживаний клиента, оказание психологической поддержки;

3. выяснение проблемы клиента;

4. выявление профессиональной квалификации клиента,

5. изучение профессиональных мотивов, интересов и склонностей;

6. диагностика профессиональных способностей и определение профпригодности к разным видам деятельности;

7. оценка направленности и уровня профессионального самоопределения;

8. согласование уровня профессиональных склонностей, интересов и способностей с возможностями и требованиями рынка;

9. формирование и корректировка личного профессионального плана клиента.

СогласноР.С. Немову [9, с. 233],консультант должен учитывать,что возможности оказания реальной, полноценной помощи в трудоустройстве уже достаточно взрослому клиенту ограничены. Это связано со следующими обстоятельствами:

«Во-первых, в наши дни, когда растет безработица, сменить свою профессию взрослому человеку, заменив ее такой, которая была бы достаточно престижной и высокооплачиваемой, весьма затруднительно. В области профессиональной деятельности существует высокая конкуренция, кроме того, немалые усилия и средства требуются для того, чтобы добиться в своей профессии успеха.

Во-вторых, далеко не каждый человек по своим реальным возможностям может получить престижную и высокооплачиваемую работу. Но даже если он этого вполне достоин, далеко не всегда он на самом деле может получить требуемую работу. Большинство вопросов, которые в данном случае приходится решать клиенту, обычно находится за пределами компетенции психолога-консультанта».

Вопросы переориентации, повторного трудоустройства и переподготовки взрослых людей сегодня создают ряд проблем в психологическом плане.

Переход от одной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуаций первичного профессионального самоопределения подростка. Одной из важнейших особенностей переориентации является наличие у ее субъекта уже сформированных и закрепленных в предшествующей деятельности знаний, навыков, опыта и профессионально-важных качеств личности.

Другой важнейшей особенностью ситуации перехода зрелого человека к новой деятельности является снижение с возрастом объективной возможности развития, качественного изменения личности, образования у нее новых психологических структур, отвечающих требованиям деятельности.

Недостаточный учет этих тенденций в ходе переориентации взрослого человека ведет к серьезным издержкам личного и социально-экономического плана.

Процесс переориентации имеет сложную, многоярусную внутреннюю структуру. В нем выделяется три этапа [23]:

1. Этап завершения работы, увольнение.Этот этап продолжается с момента осознания личностью предстоящей потери работы до момента фактического увольнения. Хотя человек продолжает работать, проблема поиска последующего занятия становится для него все более и более актуальной. В итоге снижается интерес к текущей деятельности и ее эффективность. Растет удаление от основной массы сотрудников, которым не грозит увольнение. У людей повышается раздражительность и обидчивость.

Именно на этом этапе необходимо:

- обеспечить человека объективной и, по возможности, учитывающей его индивидуальные особенности информацией;

- формировать умение грамотно анализировать ее, а также свои интересы и способности;

- вырабатывать психологическую готовность к предстоящей потере работы;

- стимулировать уже в это время активный практический поиск работы.

2. Безработица и выбор нового места занятия. Этот этап начинается сразу после увольнения. Среди противоречий, составляющих содержание второго этапа, нужно выделить противоречие между социально-экономическими (зарплата, удаленность места работы и т.д.) и психологическими (уже сложившиеся профессиональные интересы и способности) факторами выбора новой деятельности. Частным проявлением этого противоречия является нежелание устраиваться на работу, требующую более низкого уровня образования. Сегодня, когда среди безработных, зарегистрированных на биржах труда, большинство составляют лица с высшим образованием, а вакансии имеются главным образом на рабочие профессии, данное противоречие оказывается весьма актуальным.

В первую очередь, нужно отметить, что столичная безработица существенно отличается от безработицы в регионах и, тем более за рубежом. Если на Западе, прежде всего, она касается лиц, не имеющих образования, специальности, а порой и не желающих работать, то в в крупных городах, в столице - это люди, имеющие большой профессиональный опыт и высокую степень образованности. Такие люди всегда тяжело переживают социальную несостоятельность.

В процессе консультирования важно снизить вероятность случайного, стихийного выбора профессии под влиянием поверхностной информации, а также меру вынужденности выбора, повысить его осознанность и самостоятельность.

3. Этап освоение новой деятельности связан с освоением выбранной профессии. С учетом динамики психических состояний личности в нем можно выделить три фазы:

- первая фаза – начало переподготовки или адаптации, когда происходит общее знакомство с деятельностью.

- вторая фаза – переход к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, когда на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств, определяющие успех именно в данной деятельности.

- третья фаза – успешное разрешение противоречий и освоение новой деятельности, характеризующейся дальнейшим совершенствованием профессионально важных качеств. Данный процесс сопровождается стабилизацией психического состояния, улучшением отношения к профессии и общего настроения.

Психологу–профконсультанту необходимо знать и учитывать в ходе профконсультации особенности переориентации взрослых людей, так как именно они представляют основную массу безработных. Процесс переориентации имеет сложную внутреннюю структуру, причем каждый этап имеет свои нюансы.

В обязательном порядке профконсультация с безработным проводится в следующих ситуациях:

- безработный является выпускником школы-интерната,

- безработный не имеет четкого и надежного плана поиска
работы,

- отсутствие профессии у безработного,

- необходимость смены профессии или выбора новой специальности,

- отсутствие у безработного информации о профессиях и положении на рынке труда,

- у безработного наблюдаются существенные негативные переживания, высокий уровень стресса,

- у безработного неадекватная самооценка,

- у безработного наблюдается потребность в «исповеди»,

- безработный является гражданином, уволенным из Вооруженных Сил,

- отсутствие требуемых вакансий для безработного,

- неумение безработного вести беседу при найме на работу,

- безработный – лицо, вернувшееся из мест лишения свободы и т.п.

Эффективность профконсультации определяется не только проработанностью поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность и инициативность, чем больше усилий он вкладывает в решение своей проблемы, тем выше его идентификация с выработанным профессиональным планом и принятыми решениями и, как следствие, выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.

Результатом работы профконсультанта и клиента должно быть:

- расширение информированности клиента о содержании различных профессий;

- согласование самооценки, уровня профессиональных притязаний и возможностей клиента;

- внесение корректив в профессиональные планы и намерения клиента,

- принятие решения клиентом о трудоустройстве на конкретную должность.