Профориентационное консультирование подростков

 

Объективной основой возникновения профориентации как общественного явления стала доказанная опытом возможность за счет целенаправленной подготовки молодежи к выбору профессии и рационального использования имеющихся кадров повысить эффективность профессиональной деятельности, улучшить управление трудовыми ресурсами в условиях научно-технического прогресса, снизить текучесть кадров, количество аварийных и травмоопасных ситуаций, срывов в работе специалистов и уровень их неудовлетворенности трудом, обеспечить условия для более гармоничного развития личности человека.

Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.

Профессиональная ориентация – это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека; на развитие у него психологической готовности к овладению профессией, обучению в учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям; на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.

Профессиональное самоопределение – выбор профессии на основе анализа, оценки внутренних ресурсов личности и соотнесения их с требованиями профессии, а также последующее формирование лица как субъекта труда и профессионала.

Программа профориентации представляет собой ряд последовательных этапов.

1. Описание и классификация профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон — предмета труда в профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов.

Особо следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека значительных психологических усилий.

2. Подробное изложение требований к субъекту труда – психограмма, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии профессионально важных качеств. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней.

3. Сбор данных психологического обследования о человеке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания и самосознания.

4. Оказание психологической помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии;

5. Использование ряда процедур профконсультации: выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других, в ходе профконсультационных игр; соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека «ощущения, профессии», которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.

6. Определение системы приемов по продолжению профориентационной работы с человеком в условиях его профессиональной адаптации на этапе начала учебы и
работы, в условиях его переквалификации на последующих этапах.

Основными формами профориентации являются: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная реклама, профессиональная консультация.

Профессиональное просвещение предусматривает доведение до граждан сведений о профессиях, должностях и специальностях в целях формирования у них знаний о различных видах профессиональной деятельности, профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору профессии, должности, специальности.

Для решения задач профессионального просвещения применяются следующие информационно-справочные и просветительские методы:

- профессиограммы (краткие описания профессий);

- компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть Интернет;

- профессиональная реклама и агитация;

- дни открытых дверей в образовательных учреждениях профессионального образования ;

- выступления перед молодежью;

- лекции, профессионально-ориентационные уроки с молодежью;

- учебные фильмы и видеофильмы;

- выставки.

Составными частями профессионального просвещения являются: профессиональное информирование, профессиональная агитация, профессиональная пропаганда.

Профессиональное воспитание– развитие профессиональных интересов и склонностей граждан, достижение осознания ими своих способностей, формирование положительного отношения к профессиональной деятельности, мотивов выбора профессии, а также получение начального профессионального опыта.

При проведении профессиональной ориентации молодежи в форме профессионального воспитания определяющим должно являться формирование соответствующих мотивов деятельности (совокупности мыслей и чувств, побуждающих людей к определенным действиям).

Профессиональная диагностикаэто исследование и оценка индивидуальных особенностей и перспектив развития человека в целях выявления его пригодности к успешному выполнению различных видов профессиональной деятельности. Во всех случаях результаты диагностики должны оцениваться с учетом тех требований, которые предъявляются к человеку различными видами профессиональной деятельности. При этом важно учитывать не столько то, в какой степени индивидуально-психологические и физические качества воспитанника отвечают требованиям профессии в настоящее время, сколько перспективы его развития, становления как специалиста соответствующего профиля. Кроме того, при решении диагностических задач большое значение имеет помимо определения пригодности воспитанника к той или иной отдельной профессии, подбор ряда смежных, следовательно, резервных профессий, в которых он также смог бы работать с необходимой эффективностью и надежностью.

Профессиональная реклама. В настоящее время в качестве самостоятельной формы на рынке труда выступает реклама, представляющая собой совокупность методов и приемов воздействия на различные социальные общности, группы в целях предоставления им выгодной для рекламодателей информации в наиболее доступной форме, по наиболее эффективным каналам ее передачи.

В целях профессиональной ориентации граждан с помощью рекламы могут решаться следующие задачи:

- информирование об образовательных учреждениях профессионального образования, специальностях и должностях;

- сообщение о преимуществах специальности, ее условиях, разновидностях и особенностях;

- популяризация профессии среди населения.

Профессиональное консультирование проводится с учетом индивидуальных особенностей молодых людей, их общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и профессиональной подготовленности, а также исходя из требований, предъявляемых к человеку различными видами деятельности. Его цель: на основании определения профессиональной направленности молодого человека предоставить ему рекомендацию о выборе профессии, должности, специальности, образовательного учреждения профессионального образования.

Таким образом, система профессиональной ориентации дол­жна помогать субъекту выбора профессии на всех этапах про­фессионального самоопределения. Следует подчеркнуть особую роль этой помощи на этапе принятия решения о выборе про­фессии. При окончании общеобразовательной школы и пере­хода в школу профессиональную (или на работу) возникает острая необходимость в помощи со стороны системы профори­ентации. Такого рода помощь осуществляется наиболее продук­тивно путем профессиональной консультации. Этим и объяс­няется, что в настоящее время служба профессиональной кон­сультации развивается особенно интенсивно.

Выбор молодым человеком профессии – это одно из значимых событий, определяющих его жизненный путь. Этот процесс связан с борьбой мотивов, сомнениями, желанием разобраться в своих способностях и стремлениях, воздействием других людей и социальной обстановки в целом. В ситуации выбора человеку требуется психологическая помощь и поддержка, необходимость совета и рекомендаций по вопросам профессионального самоопределения. И основным видом такой консультационной помощи выступает профориентационное консультирование.

Профориентационное консультирование – это вид психологической помощи людям в выборе профессии и соответствующего профессионального учебного заведения на основе формирования личного профессионального плана, в котором согласованы склонности оптанта, его способности и спрос на рынке труда.

В процессе проведения профориентационной консультации психолог, в зависимости от запроса клиента, может выбирать различные формы консультационной работы:

1. Информационно-справочная: предоставление сведений об условиях и путях трудоустройства, требованиях приема на работу и учебу, возможностях освоения профессий и специальностей и др.

2. Психодиагностическая: психологическое обследование, оценка индивидуальных особенностей личности, выявление их соответствия требованиям профессии и определение профессиональной пригодности.

3. Психокоррекционная: коррекция личного профессионального плана, путей, способов и средств профессионального самоопределения, а также отклонений в психической сфере и поведении оптанта.

Главная цель психологической профориентационной консультации – помочь субъекту выбора профессии осознать особенности его личности, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, понять по­требности и возможности общества и дать обоснованные реко­мендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, т.е. помочь найти пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией.

Достижение данной цели возможно в случае ответа на вопросы: что человек хочет, выбирая профессию («хочу»), что он может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

Индивидуальная профориентационная консультация проводится по определенной схеме для решения следующих задач [3]:

1) установить контакт с оптантом;

2) собрать сведения, необходимые для построения или
коррекции его профессионального плана;

3) принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения;

4) аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана;

5) окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения.

Результатом профконсультации оптанта должен быть сформированный профессиональный план. Профессиональный план можно считать сформированным, если оптант выбрал профессию и учебное заведение, в котором он собирается ее получить, а также может назвать место, где будет работать, если не поступит в данное учебное заведение.

Каждый выпускник приходит к профконсультанту со свои­ми проблемами и вопросами. Тем не менее многие затрудне­ния, связанные с выбором профессии, похожи и поддаются ти­пизации. Климов Е.А. описывает различ­ные варианты профконсультационных ситуаций. Наиболее часто встречаются такие типы ситуа­ций.

1. Выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал себе профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, имеет представление о путях получения профессии, но обращается к профконсуль­танту с целью подтверждения своего профессионального пла­на. В данном случае бывает достаточно одной диагностической беседы, чтобы обсудить возможные затруднения и обдумать запасной вариант.

2. Выбирающий профессию имеет несколько вариантов про­фессионального плана и не знает, какой выбрать (несколько вариантов профессий или затруднения в выборе учебного заве­дения). В данной ситуации в первую очередь возникает вопрос о степени обоснованности профессионального плана, насколько хорошо консультируемый представляет себе альтернативные варианты профессий, каковы мотивы выбора профессии. Необ­ходимо выяснить направленность личности на тот или иной тип профессий, а также степень выраженности профессиональ­но значимых качеств. На основе полученных данных проводится корректирующая беседа, цель которой – выбор одного из вариантов профессионального плана или формирование нового варианта.

3. «Конфликтная ситуация» – один из типов профконсультационной ситуации, когда профессиональный план вызывает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышенный уровень притязаний и т. п.), либо внешние (с родителями, учи­телями). Здесь успешность разрешения проблемы зависит от того, насколько точно удается определить зону конфликта. Иногда помимо беседы с самим выбирающим профессию долж­на быть проведена определенная работа с его родителями или учителями.

4. Выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склон­ности к определенному виду деятельности. В данной ситуации важно определить причины отсутствия профессионального пла­на и учесть их в дальнейшей работе с данным субъектом. Кон­сультация вряд ли окажется одноразовой. Здесь уместно очер­тить круг профессии, соответствующий склонностям субъекта, и проводить работу по долговременному, поэтапному построе­нию обоснованного профессионального плана, возможно, с при­влечением родителей и учителей.

5. «Нулевая ситуация», когда выпускник не имеет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к какому-то определенному виду деятельности. В данном случае обычно прово­дится обширная диагностическая работа, в ходе которой выяс­няются различные особенности субъекта выбора профессии, а также причины отсутствия выраженных склонностей. Причины отсутствия профессионального плана или его необоснованности часто кроются в глубинах структуры личности и иногда связаны с дефек­тами развития контрольно-оценочной сферы субъекта выбора профессии.

6. Ситуация «самопознания», здесь обычно профессия выбрана, а цель обращения – лучше узнать себя. Однако в процессе беседы с такими выпускника­ми часто выясняется, что все же проблема самопознания так или иначе связана с выбором профессии.

Е.А.Климов также указал на факторы, определяющие особенности задач профориентационного консультирования:

- наличие или отсутствие у оптанта профессионального плана;

- наличие или отсутствие у оптанта склонностей;

- согласованность профессионального плана оптанта с его
склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

В соответствии с этими факторами Н.Ф. Гейжан [6] представила характеристику ситуаций профконсультирования.

Ситуации, в которых отсутствует профессиональный план и не выражены склонности

ТипI. Оптант не имеет профессионального плана, его склонности не выражены. Наибольший процент профконсультационных ситуаций относится именно к этому типу. Это наиболее сложные клиенты для профконсультанта, так как для них характерна мнимая неопределенность: с одной стороны, такой старшеклассник не знает, какую профессию выбрать, а с другой отвергает большинство предложений профконсультанта.

Задачи профконсультанта в данной ситуации:

1) выявить причины, в силу которых у оптанта отсутствуют планы и склонности;

2) провести профдиагностическое обследование;

3) предоставить обширную информацию о профессиях и
ситуации на рынке труда;

4) проработать совместно с оптантом результаты профдиагностического обследования;

5) создать мотивационную основу для выбора профессии
и учебного заведения;

6) помочь оптанту сделать выбор и сформировать профессиональный план.

Ситуации, в которых отсутствует профессиональный план, но склонности выражены

Тип II. Оптант не имеет каких-либо определенных намерений относительно профессионального плана. В этой ситуации основная часть профессиональной консультации должна носить информационный характер. Информация должна содержать сведения не только о мире профессий, соответствующих склонностям оптанта, но и о спросе на эти профессии на рынке труда. Только после того как информационный блок консультации будет завершен, можно приступать к работе с мотивационной сферой оптанта.

Тип III. Оптант не стремится обязательно формировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями. В этом случае выясняется мотивационная основа такой позиции оптанта. Возможны два варианта:

1) в основе такой позиции лежит серьезная причина, связанная с профессиональной непригодностью оптанта к деятельности в соответствии с его склонностями (например, плохое зрение);

2) в основе такой позиции лежит неправильное или не
точное представление о профессиях, соответствующих
склонностям оптанта.

И в том, и в другом случае задачей профконсультанта является тщательная работа с мотивационной основой выбора оптанта. Сначала проводится анализ всех мотивов выбора профессии, а затем формируется ценностно-ориентировочная основа для построения профессионального плана оптанта.

Тип IV. Оптант стремится сформировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями, которые не согласованы с ситуацией на рынке труда. Задача консультанта — помочь оптанту сформировать более реалистичный профессиональный план. Весьма важным моментом является включение в консультацию информации о возможностях реализации оптантом своих склонностей за пределами профессиональной сферы.

Тип V. Оптант не имеет профессионального плана, но у него выражены склонности. Как правило, это ситуация, для которой характерно наличие у оптанта определенных профессиональных предпочтений. Они связаны либо с выбором определенного учебного заведения, либо с отказом оптанта от профессий, соответствующих его склонностям. Наличие профессиональных предпочтений позволяет профконсультанту направить консультацию на обсуждение достоинств и недостатков выборов, намеченных оптантом. Консультант должен постараться предельно расширить сферу его выборов.

Ситуации, в которых профессиональный план сформирован при отсутствии склонностей

Тип VI. Профессиональный план не согласован со способностями оптанта и ситуацией на рынке труда.

Тип VII. Профессиональный план не согласован со способностями оптанта.

Тип VIII. Профессиональный план не согласован со спросом на рынке труда.

Тип IX.Оптант имеет профессиональный план, но склонности его не выражены. В этой и во всех остальных ситуациях данной группы действия профконсультанта обусловливаются причинами, вызвавшими эти разногласия.

Практически в ситуациях этого типа профессиональный план нередко одобряется профконсультантом. Однако почти во всех указанных ситуациях требуется его существенная корректировка, а нередко и формирование иного профессионального плана. Вмешательство необходимо постольку, поскольку оптант имеет неправильное или поверхностное представление о выбранном им виде деятельности. Среди причин, в силу которых у оптанта отсутствуют склонности, наиболее существенной для внимания профконсультанта является разбросанность интересов, связанная с наличием нескольких видов деятельности, одинаково привлекательных для оптанта.

Основной упор в профдиагностике поэтому следует сделать на выявление способностей и сопоставление их с привлекательными для оптанта видами деятельности. Профессиональный план сопоставляется с выявленными способностями и корректируется в соответствии с ситуацией на рынке труда.

Ситуации, в которых профессиональный план не согласован со склонностями подростка

ТипX. Профессиональный план сформирован, но не согласован с имеющимися склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

Тип XI.Профессиональный план согласован со спросом на рынке труда, но сформирован без учета имеющихся склонностей, способностей и состояния здоровья оптанта.

Тип XII.Профессиональный план сформирован без учета имеющихся склонностей и не согласован со спросом на рынке труда.

Тип XIII. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его способностями и спросом на рынке труда, но не согласованный с имеющимися у него склонностями.

Во всех ситуациях профконсультант выявляет мотивы, по которым был сформирован профессиональный план. Следующий шаг — формирование альтернативного плана.

Ситуации, в которых профессиональный плансогласован со склонностями подростка

Тип XIV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями, но не согласованный со способностями и ситуацией на рынке труда. Обычно в таких ситуациях оптанту свойственно переоценивать свои возможности. В результате профессиональный план оптанта строится им с опорой на свои определенные ярко выраженные индивидуальные особенности и, как правило, страдает ограниченностью. В плане не учитываются те требования к специалисту, которые определяют его конкурентоспособность.

Тип XV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и потребностями рынка труда, но не согласованный со способностями или состоянием здоровья. Это ситуация, когда оптант не учитывает (или не знает) свои индивидуальные особенности, дающие основания для медицинских или психологических противопоказаний к овладению выбранной профессией.

Задачи профконсультанта:

1) возможно полнее раскрыть весь потенциал индивидуальных качеств оптанта, которые могли бы выступить основанием для развития профессиональных способностей;

2) сформировать профессиональный план или привести
его в соответствие со способностями и состоянием здоровья
оптанта.

Тип XVI. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и способностями, но не согласованный с ситуацией на рынке труда. Оптант может не знать или не принять во внимание, что как в настоящее время, так и в перспективе специалисты данной профессии в большинстве случаев не будут востребованы на региональном рынке труда.

Задачи профконсультанта:

1) проинформировать оптанта относительно ситуации на
рынке труда и перспектив профессии;

2) оценить возможности оптанта, если он выбирает профессии, пользующиеся особым спросом у молодежи и потому
предъявляющие высокие требования к конкурентоспособности будущего специалиста (режиссер, модельер, юрист и т. п.);

3) принять решение относительно окончательного сохранения или изменения профессионального плана;

4) если принято решение об изменении плана, то сформировать новый профессиональный план.

Тип XVII.Оптант имеет профессиональный план, согласованный с выраженными у него склонностями, способностями и ситуацией на рынке труда. Корректирующего вмешательства профконсультанта не требуется. Его задача — в тех случаях, когда оптант не имеет запасного варианта, обсудить ряд запасных вариантов профессионального плана, если возникнут непредвиденные препятствия в реализации основного.

Таким образом, осуществляя помощь в выборе профессии, психолог-профконсультант сталкивается с широким кругом-психологических проблем, вызванных различными аспектами развития личности на этапе окончания общеобразовательной школы, которые, возможно, лишь косвенно связаны с выбором профессии, однако тесно переплетены с жизнеопределением личности.

Оказывая помощь при выборе профессии, профконсультанту нередко приходится работать не только с самими выпускника­ми, но и с людьми, оказывающими непосредственное влияние на выбор профессии тем или иным субъектом. Это прежде всего родители, а также учителя. Рядом авторов в рамках раз­личных исследований выявлялась ценность прогнозов на про­фессиональное будущее выпускников. Прогноз о каждом вы­пускнике давали одноклассники, учителя и родители. Наиболее точными обычно оказывались предсказания одноклассников.

Тем не менее, родители в наибольшей степени влияют на вы­бор профессии выпускниками, о чем свидетельствуют резуль­таты многочисленных массовых опросов. Многие родители, к сожалению, не могут помочь своим детям в профессиональном самоопределении, так как сами слабо информированы о мире профессий, об учебных заведениях и в других вопросах, касаю­щихся выбора профессии. Часто родители имеют самые пре­вратные представления о действительных интересах, способно­стях и потребностях своих детей. Это ведет к конфликтам, в разрешение которых иногда бывает, втянут профконсультант. Но так или иначе, без знания семейных условий, традиций, взаи­моотношений, духовной атмосферы нельзя строить индивиду­альную профконсультацию с выпускником. Несомненно, что в стабильных, благополучных семьях чаще всего складываются благоприятные условия развития и формирования личности, в том числе ее профессионального самоопределения. Но такие вы­пускники и их родители, естественно, редко обращаются к профконсультанту, да и то лишь для того, чтобы иметь полную уверенность в правильности сделанного выбора.

Работа с учителями дает профконсультанту много ценной информации о личности выпускника, об атмосфере в классе, об определенных социальных установках, которые влияют на вы­бор многих выпускников. Не столь уж редки случаи, когда в одних классах (школах) выпускники ориентированы в основ­ном на высшее образование, а в других предпочтение отдает­ся, например, ПТУ, колледжам, причем часто какого-либо определенного профиля. К сожалению, порой представления учителей о вы­пускниках деформированы влиянием школьной успеваемости, и для них бывает откровением, что иногда слабый ученик в со­стоянии сделать обоснованный выбор профессии, в то время как отличник в этом вопросе испытывает затруднения.

Важно обратить внимание на степень информированности оптанта в связи с определением профессионального плана.

Следует различать макроинформированность и микроинформированность оптанта. К первой относятся сведения общего характера, не связанные с конкретной жизненной ситуацией, ко второй — конкретизированные знания.

Макроинформированность:

1. Знания о мире профессий и видах профессионального образования:

- о требованиях профессий разных типов к человеку;

- о структуре социального запроса на приток кадров в сфере труда;

- о системе профессиональных учебных заведений и типичных перспективах профессионального роста человека.

2. Знания о труде и субъекте труда:

- об основных разновидностях предметов, целей, орудий и условий труда;

- о целях и мотивах деятельности;

- о способностях, профессиональной пригодности и основных путях их развития,

- о средствах самовоспитания;

- о юридических, моральных нормах регулирования трудовых отношений людей.

3. Знания о нормах, правилах и типичных ошибках, связанных с процессом профессионального самоопределения.

Микроинформированность:

1. Знания о выбранном роде деятельности:

- об особенностях предметов, целей, орудий, условий труда;

- об основных повседневных обязанностях на соответствующем трудовом посту;

- об образе жизни и социальном окружении, связанных с данной профессией;

- об учебных заведениях, в которых можно получить данную специальность и близкие ей.

2. Знания о себе:

- о профессионально важных качествах (ПВК);

- о тех качествах, которые надо компенсировать, преодолевать;

- о своих наиболее действенных мотивах;

- о социально-бытовой ситуации.

3. Знания о соответствии сделанного выбора нормам, основным принципам решения задачи о выборе профессии.

Представленные знания могут различаться по следующим признакам:

1.По признаку систематичности:

а) знания, соотнесенные с научной группировкой соответствующих явлений (научно упорядоченные);

б) житейски упорядоченные, обыденные знания;

в) неупорядоченные, отрывочные знания.

2. По признаку полноты (объема) различаются знания:

а) достаточно полные, обширные именно в смысле обзорности;

б) частичные;

в) неполные, скудные.

3. По признаку адекватности следует различать знания:

а) адекватные, правдивые;

б) когнитивно искаженные (приобретенные на основе недостоверных, устаревших, неточных источников);

в) аффективно искаженные (сформированные в связи с предвзятым эмоциональным отношением к тем или иным видам труда).

При этом профессиональные планы оптантов могут определяться следующими характеристиками:

а) определенность, ясность плана;

б) полнота;

в) устойчивость (во времени, по отношению к внушающим и другим воздействиям);

г) реалистичность;

д) логическая обоснованность и внутренняя согласованность (или противоречивость);

е) моральная оправданность, обоснованность;

ж) согласованность с явно выраженными склонностями.

Структура личного профессионального плана может быть различной, но основными его компонентами должны выступать:

1) главная цель (что я буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну; идеал жизни и деятельности);

2) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей
(первая область деятельности, специальность, работа; чему и где учиться; первый трудовой пост после обучения, перспективы повышения мастерства);

3) пути и средства достижения ближайших целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, пробы сил,
самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение);

4) внешние условия достижения целей трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);

5) внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы
по данной специальности);

6) запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для непосредственной
реализации основных вариантов.

Составление профессионального плана – процесс кропотливый и творческий. Его составление проходит ряд этапов:

1) ориентировочный этап планирования предусматривает определение важности, осуществимости, посильности достижения разных целей, конкурирующих вариантов, возможности овладения профессиями разных типов: уточняется область приложения сил, профессионального роста;

2) организационный этап включает процесс обдумывания, обоснования и оценки условий, путей и средств достижения избранных целей;

3) этап планирования последовательности конкретных исполнительных действий, поступков;

4) этап корректировки предполагает дополнение и, если необходимо, перестройку жизненных планов в соответствии с новыми сведениями о профессиях, об учебных заведениях, с изменяющейся социальной или биографической обстановкой).

В процессе подготовки профессионального плана и выбора профессии оптант может совершить целый ряд ошибок. Задача консультанта – предупредить выбор, основанный на следующих, наиболее типичных ошибках:

- неумение извлекать информацию о профессии и путях ее получения,

- неумение разбираться в себе, в своих интересах, склонностях, способностях,

- недостаточный объем знаний о существующих профессиях,

- не учитываются потребности в профессии в данном регионе,

- выбор профессии без учета своих возможностей, физического состояния, здоровья,

- ориентация на профессии высшей категории,

- выбор профессии под влиянием друзей, родственников, знакомых, «за компанию»,

- увлечение только внешней стороной профессии,

- перенос отношения к человеку – представителю профессии – на саму профессию,

- пренебрежение одним видом труда и возвышение другого,

- устаревшее представление о профессии,

- отождествление учебного предмета с профессией,

- выбор профессии по местоположению вуза,

- отношение к профессии как к неизменной.

Готовность к выбору и к овладению профессией определяется:

- знанием требований профессии к человеку

- адекватной оценкой человеком необходимых ПВК у себя,

- успешным решением учебно-профессиональных задач.

Итак, профориентационное консультирование базируется на всестороннем изучении личности выбирающего профессию, вы­явлении профессионально важных качеств, с одной стороны, и знании мира профессий, владении информацией о психологических и других особенностях типов и групп профессий – с другой. На основе этой информации осуществляется согласование особенностей личности выпускника и избираемой профессии, намечаются пути разрешения возможных противоречий, способы коррекции и компенсации. Кроме того, выявляются психо­логические причины различных затруднений в профессиональ­ном самоопределении и намечаются пути их устранения. Рабо­та психолога-профконсультанта с выбирающим профессию – это процесс взаимодействия, в ходе которого профконсультант должен всячески способствовать активизации деятельности субъекта выбора профессии не категорическими заключениями, а обоснованными доказательствами и рекомендациями. Катего­ричность допустима только в исключительных случаях, когда профессиональный план явно необоснован и сделанный выбор ошибочен. В других случаях оказание помощи оптанту должно быть таким, чтобы в конечном счете он сам осознанно принял оптимальное решение.