В цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).
Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):
· основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);
· обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;
· имеет централизованный, иерархический механизм во главе с монархом;
· обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;
· ”носит” застойный характер, очень медленно изменяется.
Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:
· отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;
· ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;
· зависимостью государства от культурно-религиозной системы;
· связанностью правителя религиозными принципами и заветами.
Современный тип (цивилизация) характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем. Потребность урегулировать интересы людей, равных по отношению к собственности, вызывает появление сложных юридических структур, где основными источниками права являются законы и судебные прецеденты. Народы, проходящие “школу законов, судебной практики”, формировали качества, необходимые для правового процесса. А механизмом, обеспечивающим этот путь, становится государство.
III. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, со сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет “полугосударством”, а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть. Участие народа в осуществлении власти было достаточно формальным.
Социалистическое государство было классовым на всех этапах его развития. Основной закон 1918 года конституционно отразил классовую сущность, в результате громадное число лиц было лишено избирательного права (ст.65). С 1925 года назначения на все важные государственные посты производились с согласия партийной власти. Конституция 1936 года в ст.1 закрепила, что СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР 1977 года обеспечила господство одной партии.
Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.
В ряде стран государственная власть принадлежит узкой социальной группе, которая не может рассматриваться в качестве социального класса, а также блоку различных сил. Поскольку объединение носит временный характер и постепенно приходит к одному из основных типов государств, то такой временный тип государства именуется “переходным”.
Названные типы государств — одна из возможных классификаций. Существуют и иные, основанные на других подходах.
(См. подробнее: Теория государства и права. Ч.1. Теория права /Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995; Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.285‑301.)