Основные вопросы темы

Тема 3. Типология государства

Структура гражданского общества.

Признаки гражданского общества.

1. Самоуправление свободных граждан, организаций.

2. Разнообразие форм хозяйствования на основе многоукладной экономики.

3. Конкуренция образующих его структур и объединений граждан.

4. Свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм.

5. Контроль за деятельностью ряда государственных структур.

6. Обеспечение выполнения прав и свобод человека и гражданина.

а) Негосударственные социально-экономические отношения и институты.

б) Совокупность независимых от государства производителей.

в) Политические партии и движения.

г) Общественные объединения и организации.

д) Система негосударственных средств массовой информации.

е) Сфера негосударственного образования.

ж) Семья.

з) Церковь.

Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно “разгосударствления” ряда общественных отношений. В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан. Эти связи — сфера частных интересов — основаны на равенстве и личной инициативе. Гражданское общество ближе к каждому человеку, оно сильно прежде всего своей насущностью, уходящей корнями в повседневный интерес.

Индивид, входя как в общество, так и в государство, полнее и надежнее обеспечивает себе пределы свободы, свои права.

Становление гражданского общества в России связано с формированием ряда уровней общественных отношений. Первый уровень обусловлен производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта, культуры, образования. Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление. Здесь реализуется процесс обмена товарами и деятельностью, который объединяет индивидов. На третьем уровне гражданского общества его члены цивилизованно участвуют в политической жизни. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения и государство.

(См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1996. С.85‑97; Спиридонов Л.И. Теория государства и права.М.,1996. С.25‑38.)

I. Понятие типологии государства.

II. Основные типы государства.

III. Социалистический тип государства.

I. Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.

Подобная типология позволила сделать ряд выводов:

1) Власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства.

2) Государства объединены в группы на основе характера власти (рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические).

3) Выявлено общее и особенное в целеполагании, функционировании и развитии государств, входящих в различные типы.

4) Сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.

Слабые стороны формационной типологии:

· догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (среднеземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий исторического типа;

· отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;

· апологетика социалистического государства и одновременно представление о нем как об уже “отмирающем” государстве. Жизнь показала, что социалистическое государство не включило в себя лучшие достижения предшествующих государств прежде всего в политико-правовых областях;

· упрощенный взгляд на роль эксплуататорских и неэксплуататорских государств. Структура классовых обществ неправомерно сужалась, т.е. рассматривались интересы только классов антагонистов;

· утопичность представлений о том, что на смену буржуазному государству придет государство социалистическое;

· недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.

Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:

а) характером господствующей идеологии;

б) уровнем духовности народа, его национальным складом;

в) географической средой;

г) международным окружением.

Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие выработкой определенных стереотипов поведения.

Достоинства подхода:

1.Выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях.

2. Расширение основания для типологии.

3. Преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.

Слабые стороны:

· недооценка социально-экономических факторов;

· это типология не столько государства, сколько общества;

· не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;

· слабая разработанность типологии.

II. Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых ‑ закон.

Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.

Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Все большее значение приобретает право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.