Афферентные формы афазии.

1)сенсорная афазия – нарушение фонематического слуха, сложность выделения составляющих речи,

а)основной симптом – литеральная афазия - замена звуков на созвучные.

б) вербальные афазии – замена слов на другие, близкие по смыслу, встречаются реже, угадывает, подсказка не помогает, системным расстройством является нарушение экспрессивной речи – нарушается речепроизводство, так как не работает механизм обратной связи, больной не слышит то, что говорит (словестная окрошка, жаргон-афазия) – речь больного переполнена междометиями, вводными словами, экспрессивными восклицаниями, происходит нарушение письма под диктовку.

Степень выраженности разная – в лёгкой форме больной не видит различия в созвучных словах на фоне шума, тяжёлые случаи – больной не может повторить различные звуки. Поражение – зона Вернике, височная область левого полушария.

2)аккустикомнестическая афазия – нарушение восприятия речи – это нарушение восприятия серий звуков, слов – основной симптом сужение объёмов воспроизведения, повторные предъявления слов не улучшают положение. Это модально специфическое нарушение. Механизм – повышенная тормозимость следов интерферирующими воздействий, локализация – верхняя височная левого полушария. Как вариант оптико-мнестическая афазия – первичный дефект – нарушение зрительных предметных представлений, которая приводит к сложности называния предметов. Страдает звено восприятия – звуковое или слуховое, вызывающие трудности называния предъявленных предметов. Задние отделы левой височной области мозга.

3)амнестическая афазия – дефект связан с трудностью вспоминания нужного предмета, нарушение номинативной функции речи, основной симптом – литеральные и вербальные парафазии, проявляется в том, что больной вспоминает не то название, которое нужно, а близкое по звучанию или смыслу. Трудности номинации чаще возникают при назывании существительных, реже при глаголах. Дефект проявляется в трудностях называния предметов, в трудностях актуализации слов, подчинённых одному признаку. Это означает, что не нарушено оптическое звено, а трудности относятся к трудности извлечения нужных слов, помогает подсказка. Уравнивание возбудимости всплывающих следов – больному трудно выбрать нужное. Локализация - височно-теменные отделы мозга (теменные на стыке с затылочными).

4)семантическая афазия – описана Лурией, связана с распадом симультанных квазипространственных схем обработки информации на символическом (речевом) уровне. Это распад понимания логико-грамматических конструкций, т.е. тех, с помощью которых мы понимаем, что говорят, с помощью которых связываются единицы речи. Это пространственные отношения между объектами, но не наглядных, а выраженных словами. Нарушение понимания конструкций, выражающих пространственные отношения (предлоги, наречия), нарушение понимания сравнительных отношений, нарушение понимания конструкций обозначающих переходящие действия. Становятся непонятными конструкции с родительным падежом. Поражение ТПО (задняя ассоциативная зона мозга).

5)афферентная моторная афазия – основной дефект – нарушение кинестетической схемы артикуляции, больной не воспринимает положение губ и языка. Артикуляции заменяются на близкие по кинестетической схеме. Нет нарушения в произнесении знакомых слов, но если дать не частотное слово, то возникают сложности. Встречаются системные расстройства, письма – ошибки, как правило, в тех случаях, когда необходим слуховой анализ слова. Постцентральная область левого полушария мозга.