Новое в понятии стратегии. Связь структуры и стратегии

Общая характеристика стратегического анализа

ЛЕКЦИЯ 2

Литература

1. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник М.: Юристъ, 2002.

2. Мардас А.Н., Кадиев И.Г. Инновационный менеджмент. Учебное пособие - СПб., СПбГЭТУ, 2007.

3. Мардас А. Н., Гуляева О. А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. — 172 с

4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008

5. Мардас А. Н., Гуляева О. А. Методы стратегического анализа в корпоративном управлении. Учеб. пособие — СПб.: Изд-во «Технолит», 2011. — 136 с.


[1] Об основных мероприятиях по развитию научной деятельности в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 июня 2007 г. № 684; Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 года № 881; Об основных мероприятиях по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 г. № 304 и др.

[2] Рассчитана по сопоставимым данным в ценах 2006 года

 

Новое в понятии стратегии. Связь структуры и стратегии. Методология стратегического анализа. Содержание стратегического прогнозирования и возможности его осуществления. Характеристика общих методов стратегического планирования. Программно-целевой подход. Программирование и проектирование. Частные методы стратегического прогнозирования. Сущность и содержание инновационного прогнозирования.

 

Учебные цели:

1. Ознакомить студентов с содержанием стратегического анализа.

2. Сформировать теоретическую базу для выполнения внеаудиторного задания.

 

 

Учебные вопросы:

1. Новое в понятии стратегии. Связь структуры и стратегии

2. Организация и информационное обеспечение стратегического планирования на макроуровне в Российской Федерации

3. Частные методы стратегического анализа.

4. Сущность и содержание инновационного прогнозирования.

 

Вопрос выносится на углубленную самостоятельную проработку и разбор в ходе семинара.

Литература, рекомендуемая для подготовки к семинару:

1. Грейнер Л. «Эволюция и революция в процессе роста организаций». Русский перевод Т.Н. Клеминой. – СПб.: Вестник СпбГУ. Сер. 8, вып. 4(№32), 2002, стр. 76.

2. Маленков Ю.А. Проблемы развития стратегического управления в России. СПб.: Вестник СпбГУ. Сер. 5, вып. 1, 2007, стр. 108.

Основные отправные положения для обсуждения:

«Стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности». И. Ансофф, автор данного определения, предложил рассматривать четыре группы правил:

· правила, используемые при оценке результатов деятельности фирм в настоящем и будущем. Качественную сторону таких критериев называют ориентиром, а количественную – заданием.

· правила, согласно которым складываются отношения фирмы с внешней средой. Такой набор правил называют стратегией бизнеса.

· правила, согласно которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция).

· правила, согласно которым фирма ведет свою повседневную деятельность (основные оперативные приемы).

Вместе с тем следует отметить, что конец 20-го века внес в эти взгляды определенные изменения. Начиная с 90-го года, после появления статьи К.К. Прахалада и Г. Хамела «Ключевые компетенции корпорации», был сделан вывод о том, что действительные источники конкурентных преимуществ фирмы (а, следовательно, и основа ее стратегии) заключаются в способности менеджмента консолидировать рассредоточенные по корпорации технологии и производственные навыки в «компетенции», наделяющие отдельные виды бизнеса потенциалом быстрой адаптации к изменяющимся рыночным возможностям. Употребленное здесь понятие «компетенции» до сих пор терминологической кодификации не получило.

Следуя Ансоффу, мы можем утверждать, что стратегия соотносится преимущественно с внешней средой и состоит из множества решений, предполагающих анализ имеющихся ресурсов, формулирование общих целей и выбор вариантов их достижения путем отыскания (создания) конкурентных преимуществ, что, как мы уже установили выше, реализуемо процедурами стратегического анализа.

 

Таким образом, разработать стратегию корпорации означает:

· определить куда должны двигаться и чем должны стать фирмы, ее составляющие (качественные ориентиры);

· квантифицировать ориентиры в количественные задания, которые будут конкретными целями ее участников и, прежде всего, наемного персонала;

· установить за счет каких действий во внешней среде будут достигаться сформулированные цели (стратегия бизнеса);

· определить какие изменения в структуре корпорации требуются, как они будут осуществляться и чем завершатся (организационная концепция);

· сформировать внутриорганизационные нормы и процедуры, обеспечивающие единую целеустремленность и качество деятельности (основные оперативные приемы).

Теперь, опираясь на эти установки, окончательно сформулируем определение стратегии корпорации.

Стратегия корпорации – это ее модель на заданную перспективу, выраженная в качественных ориентирах и количественных заданиях, определяемых возможностями и угрозами, складывающимися во внешней среде, и ограниченных силами и слабостями во внутренней среде.

 

Формулируя общую стратегию, исходят из того, что существует несколько наиболее типичных вариантов. Чаще всего рассматривают типизацию, включающую:

· стратегию предпринимательства;

· стратегию динамичного роста;

· стратегию прибыли (рациональности);

· стратегию ликвидации (сокращения инвестиций по определенным направлениям);

· стратегию резкого изменения курса.

Выбор из данного перечня определятся стадией жизненного цикла фирмы и связанной с этой стадией суммой компетенций организации. Такой вывод впервые сделал Л. Грейнер в своей работе «Эволюция и революция в процессе роста организаций». Указав на то, что организация развивается скачками, Грейнер дает пять специфических этапов эволюции и революции в любой организации (рис. 1.4). Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления и, соответственно, добавляем мы, стратегией обеспечения роста. Каждый же революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен, иначе говоря, до того, как начнет реализовываться новая стратегия.

 

Рис. 1.4. Пять стадий роста организации в увязке с компетенцией менеджмента

 

С учетом выводов Прахалада и Хамела можно утверждать, что стратегия– это, прежде всего, реакция корпорации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности, путь реализации миссии, а стратегический анализ – главное средство наделения бизнеса потенциалом быстрой адаптации к изменяющимся рыночным условиям.

Предметом анализа во внешней среде являются спрос, предложение, конкуренция, социально-политические и технико-экономические тенденции (табл.1.2).

 

Таблица 1.2