Особенности возникновения права.

Социальные нормы первобытного общества. Возникновение права

 

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Происхождение социальных норм предмет спорный, не вдаваясь в детали можно отметить, что в основе генезиса социальных норм лежали биологические, природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые и другие причины.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононорма – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.д.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. То есть обычаи специально никто не устанавливает, они закрепляются в силу привычки, поскольку определяют наиболее целесообразный вариант поведения.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.д., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов и богов.

Агрокалендари- система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе человеческом бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий труда, сведения о маршрутах кочевий, местах стоянок и т.д.

Относительно вопроса о происхождении права нет единства мнений, одни полагают, право существовало в первобытном обществе (архаическое право), другие полагают, что право возникает только вместе с государством. Правы и те и другие, все дело в том, что вкладывают исследователи в понятие «право». Если его рассматривать как исключительно юридическое понятие, то право возникает вместе с государством и причины его появления, аналогичны тем, что лежат в основе появления государства. Право продукт деятельности государственных органов, но оно возникает не на пустом месте, еще до возникновения государства складывается достаточно эффективная система социальных норм – право в неюридическом смысле («доправовая культура»).

Социальные нормы доправовой культуры явились основным источником права в юридическом смысле.

Можно выделить три относительно самостоятельных способа образования права.

  1. Государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в издаваемых им законодательных актах (законы Солона, Русская правда).
  2. Если в процессе разрешения конкретных юридических дел выяснялось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела, уполномоченное лицо на основе норм первобытного общества выносило юридически значимое решение, которое становилось прецедентом.
  3. Когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общества, государство само разрабатывало нормы права и закрепляло их в законодательных актах (частная собственность). В отличие от первых двух способов, рассматриваемый способ не основывался на социальных нормах первобытного общества.