Признаки государства.
Семейное право как отрасль права характеризуется осо бым предметом и методом правового регулирования. В право ведении под предметом правового регулирования принято по нимать совокупность единых по своей сущности обществен ных отношений, которые регулируются нормами данной от расли права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует, на что воздействует та или иная от расль права. Семейное право как отрасль права регулирует определен ный вид общественных отношений - семейные отношения, ко торые возникают из факта брака и принадлежности к семье. В семейных отношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека, здесь находят свою реализацию его суще ственные интересы, в то же время и семья влияет на жизнь общества, так как играет решающую роль в продолжении че ловеческого рода, в воспитании детей, в становлении личнос ти.
Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов, двадцати двух глав и 170 статей. ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА
Источниками права признаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, которые делают волю законодателя обязательной для исполнителя. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Источниками семейного права являются:
Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы .
Брак – это союз мужчины и женщины, зарегистрированный при соблюдении определенных условий в органах записи актов гражданского состояния и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.
Применительно к российской правовой системе, брак – это юридический факт, правоотношение и институт семейного права.
Как юридический факт брак – это разновидность акта гражданского состояния, зарегистрированного в установленном законом порядке, а именно волеизъявление мужчины и женщины на возникновение между ними правовых отношений, основанных на личном элементе. В качестве юридического факта брак иногда рассматривают как состояние (разновидность юридического факта наряду с действиями и событиями). Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Брачный контракт (договор) — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
В соответствии со с т. 40,42 Семейного кодекса Российской Федерации, брачным договором супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности как на всё имущество, так и на его отдельные виды или имущество каждого из супругов.
Взаимныеправа и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей от данных родителей (ст. 121 СК).
Родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.
Родители обязаны забрать ребенка из роддома, определить ему имя и зарегистрировать в соответствующем органе РАГСа.
Если мать и отец ребенка не состоят в браке между собой, происхождение ребенка от матери определяется на основании документа учреждения здравоохранения о рождении ею ребенка, а от отца:
1) по заявлению матери и отца ребенка;
2) по заявлению мужчины, считающего себя отцом ребенка;
3) по решению суда.
Родители имеют право:
1) личное воспитание ребенка, привлечение к воспитанию ребенка других лиц, передачу его на воспитание физ. лицам и юр. лицам, выбор форм и методов воспитания, не противоречащим закону и морали;
2) беспрепятственное общение с детьми;
3) самозащиту своего ребенка, обращение в суд, иные органы гос. власти, органы местного самоуправления за защитой прав своего ребенка как его законные представители;
4) определение места жительства ребенка. М\ж ребенка является м/ж его родителей. Но если родители проживают отдельно, то м/ж определяется по соглашению между родителями. Если ребенок достиг 10 лет, то м\ж определяется по согласию родителей и ребенка, если ребенок достиг 14-лет, то определяется им самостоятельно;
5) отобрание ребенка у любого лица, которое удерживает его незаконно.
Родители обязаны:
1) воспитывать в духе уважения к правам и свободам других людей;
2) заботиться о здоровье ребёнка и его развитии:
3) обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования;
4) уважать ребенка.
Принципы трудового права — это основные руководящие начала, характеризующие черты и сущность трудового права.
По сфере действия принципы делятся на:
1) общеправовые — свойственные всем отраслям права (принципы законности, равноправия, судебной защиты прав граждан)
2) отраслевые — отражающие специфику отрасли права,
3) внутриотраслевые — свойственные отдельным институтам.
Отраслевые принципы закреплены в ст. 2 Трудового кодекса.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ч. 1 ст. 56 Трудового ТК РФ.Сроки и форма трудового договора
Статья 58 ТК РФ предусматривает два вида трудовых договоров, различая их в зависимости от срока действия. Первый вид — это трудовые договоры, заключаемые на неопределенный срок. То есть при заключении трудового договора стороны не оговаривают срок его действия. Второй вид — срочные трудовые договоры, которые заключаются на определенный срок, как правило, не превышающий 5 лет. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством. Зачисление на работу предполагает также соблюдение ряда других формальных требований, установленных законом. Так, при приеме на работу администрация обязана потребовать предоставления следующих документов:
а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
б) трудовой книжки, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
в) страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
г) документов воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу;
д) при поступлении на работу, требующую специальных навыков или квалификации,
Уголовная ответственность— один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления[1].Наказание в уголовном праве — это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления[1].
Уголовное наказание — центральный институт уголовного права, выражающий направление и содержание уголовной политики государства. Ввиду этого наказание всегда оставалось в центре внимания учёных: как отмечал Н. Д. Сергеевский, уже к началу XX века существовало до 24 философских систем, обосновывающих право государства наказывать лиц, совершивших преступления и около 100 отдельных теорий наказания, выдвинутых специалистами-правоведами[4].
Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.
1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).
3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.
4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).
5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.
Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.