Асноўныя рысы зычаёвага права Беларусі.

Возникновение государства на территории Беларуси сопровождалось формирование права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционирование государством.

Раннефеодальное право предусматривало равноправие свободных людей и мягкость наказания, но в то же время феодалы пользовались определёнными привилегиями, закреплялось полное бесправие рабов. Писанное право не заменило обычное, они действовали на равных условиях, дополняя друг друга, или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению существующей власти. Первыми нормативными актами писанного права являлись договоры, грамоты князей. Обычном правом в древности регулировались все правоотношения: структура и компетенция государственных учреждений, права и обязанности разных классов, социальных групп населения, гражданские, семейные, земельные, судо-процессуальные и др. на территории Беларуси обычное право было господствующем до 15 в. Только с 15 в. Оно постепенно вытеснялось писаным правом. Для древнего обычного права характерны такие черты, как: партикуляризм, традиционализм, дуализм. Партикуляризмом связан с наличием в каждой местности своих обычаев, правил, норм, отсутствием общегосударственной правовой системы. Традиционализм правовых норм обусловлен в большинстве своём воздействие церкви. Церковь придерживалось правовой теории, в основании которой лежало учение о том, что во всём свете, раз и навсегда установлен Богом неизменный порядок. Каждого, кто пытался критиковать, или изменять социально-экономическую, политическую или правовую систему, обвиняли в преступлениях против церкви. Это ограничивало законодательное деятельность князя, так как он не был уполномочен создавать или изменять существующее нормы права. Дуализм обычного права заключал в себе идею полного бесправия рабов и формального равенства свободных людей. С дальнейшем развитием феодальных отношений простые люди начали ограничиваться в дееспособности.

В конце 10 в. Русь принимает христианство. Естественно, это произвело огромный переворот во всех сферах правовой жизни, так как обычное русское право противоречило учениям христианской морали и церковного права, приехали множество лиц из Византии, которые привыкли к своему праву, и ни в коем случае не хотели его менять, и т.д. Такой переворот мог привести к тому, что местное право было бы полностью заменено другим. Но обычное русское право отличалось своей устойчивостью, поэтому появилась только необходимость усвоить церковное право и частично и свободно заимствовать некоторые кодексы византийского права. Византийское право оказало влияние на русское: членовредительские и болезненные наказания заменились денежными штрафами, было назначено определенное число послухов (в зависимости от важности дела), закон о подделке монеты был заменен другим (так как на Руси монеты еще не чеканились).

Так, переворот, вызванный принятием христианства, стимулировал и самостоятельную законодательную деятельность. Первый закон появился в форме уставов. Первоначально в законе допускалась неопределенность формы, его возможно было изменять без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах определялись пределы суда, назначается содержание церкви, а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений, которые имели связь с семейным правом и нравственностью.