Билет 45. Понятие и виды систематизации нормативных актов.

Нормативные акты служат для упорядочения общественных отношений. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо сами нормативные акты привести в соответствующую систему.

Таким образом, систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определённую систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших норм, разрешения противоречий, устранения пробелов. Систематизацию осуществляет государство.

Существует три вида систематизации:

1) Инкорпорация – это систематизация путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый акт сохраняет самостоятельное юридическое значение. Акты могут объединяться по хронологическому (по времени принятия), тематическому (по тематике) или иным принципам. Выделяют два вида инкорпорации:

- Официальная - осуществляется государственными органами по хронологическому или тематическому принципу. Важнейшим её видом является Свод Законов – это систематическое собрание действующего законодательства, имеющее характер официального переиздания. Истории известны: Свод Законов Римской империи (кодификация Юстиниана), Свод законов М.М.Сперанского (1833г.), Свод законов СССР (70-е годы XX в.), Свод Законов союзных республик, Свод Законов РФ.

Сегодня законодателем признаётся необходимость создания Свода Законов. Взамен официальных сборников создаются неофициальные поисковые системы (Гарант, Кодекс, Консультант +) Безусловно, они имеют право на существование, они полезны тем, что обеспечивают правовую информированность граждан, доступность правовых актов. Но ссылаться при рассмотрении юридических дел на данные системы невозможно. Сегодня тексты законов можно найти лишь в таких официальных источниках как Российская газета, Собрание постановлений Правительства, Собрание действующего законодательства.

- Неофициальная - может осуществляться всеми людьми по любым основаниям соединения актов в единый сборник. К примеру, сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях. Но на данные материалы нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел.

2) Консолидация – это систематизация путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет своё самостоятельное юридическое значение. Акты объединяются по принципу их относимости к одному виду деятельности (образование, охрана природы и т.п.). Консолидация сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Она часто используется, когда отсутствует возможность кодификации.

3) Кодификация – это систематизация путём объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые нормы, обеспечивается их логичность и согласованность. Кодификацию могут осуществлять только специальные органы. Кодификация может быть всеобщей (переработка значительной части законодательства), отраслевой (переработка норм отдельной отрасли), специальной (переработка норм определённого правового института). В результате её проведения появляется новый нормативный акт – кодекс, который выступает основным среди иных актов, действующих в данной сфере. Сегодня наиболее распространённы актами, появляющимися в результате кодификации, являются:

- основы законодательства – кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие важнейшие вопросы по предмету ведения РФ и её субъектов.

- кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие нормы права в рамках одной отрасли.

- уставы - кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определённой сфере управления (устав ЦБ, устав ж/д и т.д.).

- положения - кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия, структуру, функции определённых органов (положения о министерствах, государственных комитетах и т.д.).

- правила - кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (правила дорожного движения).

 

Билет 46. Система права. Понятие и структура. Отрасль права. Правовой институт.

Система права – это определённая внутренняя его структура (строение, организация). Она – не результат воли законодателя, она складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Следует различать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идёт о внутреннем строении права, во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает составляющей правовой системы.

Система права характеризуется такими признаками как единство (единство выраженной в нормах государственной воли; единство правовой системы, в рамках которой нормы действуют; единство механизма правового регулирования и его принципов; единство конечных целей и задач), различие (нормы различаются по содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д.), взаимодействие, способность к делению, объективность (), согласованность, материальная обусловленность.

Такое свойство системы права как объективность отличает её от систематизации, которая носит субъективный характер, т.е. зависит от воли государства. Но даже если право не систематизировано, оно всегда имеет свою систему. Система показывает из каких элементов состоит право, как они соотносятся между собой.

Первичным элементом системы права является правовая норма. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Кроме того, в системе права выделяются отрасли и институты права. В основе этого деления лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Они выступают системообразующим фактором. Предмет является главным, материальным критерием, т.к. имеет объективное содержание, предопределён самим характером общественных отношений. Метод служит дополнительным, юридическим критерием, т.к. он производен от предмета.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. обладающая единством система общественных отношений, которые регулируются определённым методом. В структуру предмета входят субъекты (индивидуальные и коллективные); их поведение; объекты (предметы и явления), по поводу которых люди вступают во взаимоотношения; социальные факты (события и действия), выступающие причинами возникновения или прекращения отношений.

Под методом же понимается система приемов, способов, средств, характеризующих подход со стороны государства к регулированию общественных отношений, составляющие предмет. Метод складывается из характера взаимного положения субъектов: подчинение (в угол. праве) или равноправие (в гражд. праве); особого набора юридических фактов для каждого случая: властные правоприменительные акты или договоры; особых для каждого метода способов защиты прав: карательные или восстановительные меры.

Отрасль права – это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Выделение отраслей права происходит по объективной необходимости. Законодатель лишь осознаёт и оформляет возникающие социальные и практические потребности. В е отрасли права взаимосвязаны между собой, хотя и не равнозначны по своему значению, объёму, роли в процессе воздействия на общественные отношения. В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. К примеру, в гражданском праве – авторское, жилищное, наследственное, арбитражное право, в конституционном – избирательное, в трудовом – пенсионное и т.д. Подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, имеющих свою специфику и родовую обособленность.

В российском праве выделяются следующие основные отрасли права:

1. Конституционное право – ведущая отрасль права, определяемая как совокупность правовых норм и институты, опосредующие наиболее важные государственные отношения. В круге её ведения такие вопросы как формирование и структура законодательной, исполнительной и судебной власти, основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, политическая система, формы собственности, избирательная система, экономическая основа и т.д.

2. Административное право - регулирует отношения, складывающиеся в процессе осуществления управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц.

3. Финансовое право - представляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности: формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, налоги, займы, кредиты и т.д.

4. Земельное право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима земель. Подотраслями выступают лесное, горное и водное право.

5. Гражданское право - регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регулируют отношения, связанные с созданием

произведений искусства, литературы. Здесь выделяются такие подотрасли как авторское, изобретательское, наследственное, патентное, жилищное, транспортное право.

6. Трудовое право - регулируют общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека: оценка и оплата труда, рабочее время, отпуска, приём на работу и увольнение, заключение трудовых соглашений и т.д.

7. Семейное право - регулируют брачно-семейные отношения. Нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей, детей, определяют вопросы патронирования, опеки, попечительства, усыновления.

8. Уголовное право - комплекс норм, устанавливающих какие общественно опасные деяния следует считать уголовно наказуемыми, определяющих основания и условия привлечения лиц к уголовной ответственности, виды и систему санкций, составы преступлений, формы и степень вины и т.д.

9. Гражданско - процессуальное право - регулирует общественные отношения возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых, семейных, финансовых, личных и иных споров.

10. Уголовно-процессуальное право – регулирует деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел; определяет процессуальные формы этой деятельности.

11. Международное право – регулирует межгосударственные отношения, поэтому не входит ни в одну национальную систему. Его нормы определяют взаимные права и обязанности государств – участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Институт – составная часть, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают определённой автономией, т.к. касаются разных сторон жизни общества, но все они функционируют в тесной взаимосвязи как внутри отрасли, так и вне её. К примеру, в уголовном праве выделяют институты необходимой обороны, невменяемости, крайней необходимости; в гражданском – институт дарения, сделки, купли-продажи; в семейном – опеки, брака и т.д.

Институты делятся по отраслям права, это наиболее общий критерий их дифференциации. Кроме того существует деление на:

- материальные и процессуальные институты;

- отраслевые и межотраслевые (состоят из норм нескольких отраслей; например, институт государственной собственности);

- простые и сложные (имеют в составе более мелкие самостоятельные образования – субинституты; например, институт поставки в гражд. праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности);

- регулятивные (направлены на регулирование соответствующих отношений), охранительные (на их охрану, защиту), учредительные (закрепляют положение органов, организаций, должностных лиц и граждан).