Конституционно-правовой статус индивида

I


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 333

Принципиальная ориентация новой Конституции на права и свободы человека как на исходное правовое начало — это не

просто прагматический учёт уроков нашего прошлого и совре­менных международно-правовых требований в данной области, но и по сути своей верная и обоснованная правовая позиция. Ра­зумеется, права и свободы человека как определенный правовой . принцип и реальное правовое содержание — явление социаль­но-историческое, общественное, а не непосредственно природ­ное. Это, казалось бы, плохо согласуется с естественноправовым положением Конституции о том, что основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Но данное поло­жение вовсе не отрицает социально-исторический смысл и ха­рактер прав и свобод человека и права в целом. С юридической точки зрения ясно, что с рождением человека как естественным явлением (событием) Конституция связывает момент принад­лежности, а не происхождения прав и свобод человека.

Использование в Конституции новой для нас естественно-правовой конструкции прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека по существу направлено против ранее господ­ствовавших в нашей теории и практике представлений об ок­троированном (дарованном сверху официальными властями) характере прав людей. Антиэтатический смысл данной кон­струкции очевиден: основные права и свободы принадлежат каждому по безусловному естественному основанию (в силу природного факта рождения), а не в зависимости от диктуе­мых государством условий, не по усмотрению, воле и реше­нию властей. Определенная стилизация йод естественное пра­во призвана здесь продемонстрировать исходную и безуслов­ную свободу, правомочность и правосубъектность любого чело­века (человека как человека) в его отношениях со всеми остальными — государством, обществом, другими людьми.

Существенное регулятивно-правовое значейие имеет поло­жение Конституции (ст. 18) о том, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими".

Конституция (глава 2) предусматривает широкий круг лич­ных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, соответствующий совре­менным международным стандартам и высокому уровню кон­ституционных требований в этой сфере в развитых либераль­но-демократических странах.

В Конституции (ч. 1 ст. 17) закреплено: "В Российской Фе­дерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Консти-


334 Раздел IV. Общество, право, государство

туцией". Поскольку конституционный перечень основных прав и свобод не является исчерпывающим, в Конституции (ч. 1 ст. 55) отмечается: "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и сво­бод человека и гражданина".

Конституция (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина феде­ральным закономтолько в той мере; в какой это необходи­мо в целях защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом в Конституции (ст. 56) подчеркивается, что и в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограниче­нию права и свободы, предусмотренные в ряде статей Кон­ституции. Речь, в частности, идет о таких правах, как право каждого на жизнь, на достоинство личности, на неприкос­новенность частной жизни, личную и семейную тайну, защи­ту своей чести и доброго имени, на свободу совести и сво­боду вероисповедания, на жилище, на судебную защиту его прав и свобод, на возмещение государством вреда, причинён­ного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и о неко­торых других правах и свободах.

Закрепленные в Конституции права, свободы и обязанно­сти человека и гражданина в своей совокупности образуют конституционно-правовой статус индивида.

Под правами и свободами человекаКонституция, по су­ществу, имеет в виду прирожденные и неотчуждаемые права и свободы каждого индивида — как гражданина Российской Федерации, так и гражданина другого государства и лица без гражданства, т.е., пользуясь традиционной терминологией, естественные права человека.

В конституционных положениях о правах и свободах чело­века, наряду со словом "человек", в качестве его синонима ис­пользуются также слова "каждый", "все", "лицо", "никто" (в общеотрицательном смысле). Например: "Каждый вправе опре­делять и указывать свою национальную принадлежность^ Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности" (ч. 1 ст. 26); "Все равны перед


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 335

законом и судом" (ч. 1 ст. 19); "Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц..." (ст. 25).

Под правами гражданинав Конституции имеются в виду соответствующие права гражданина Российской Федерации. Например: "Граждане и их объединения вправе иметь в час­тной собственности землю" (ч. 1 ст. 36).

При характеристике человека как субъекта права в Кон­ституции используются термины "права и свободы", "свобода". Например: "Человек, его права и свободы являются высшей .ценностью" (ст. 2); "Каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ч. 1 ст. 29).

При характеристике же гражданина как субъекта права в Конституции используется термин "право". Например: "Граж­дане Российской Федерации имеют право участвовать в управ­лении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей" (ч. 1 ст. 32).

Подобные различия в использовании терминов "право"и "свобода"восходят к традициям естественноправрвых уче­ний.

В современном правовом (и конституционно-правовом) сло­воупотреблении термин "свобода"обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии (само­законности, своеправия) субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотре­нию и выбору. Термин же "право"используется для обозначе­ния правомочия субъекта на конкретно-определенное действие и, поведение.

Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнознач­ны. Ведь право — это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права.

В основе дифференциации прав индивида на права чело­века и права гражданина, впервые официально закрепленной во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), лежит различение гражданского общества и государ­ства и соответственно различение прав индивида как члена гражданского общества (правосубъектности человека как чело­века, как частного лица) и как члена публично-политического сообщества, государства (правосубъектность индивида как пуб­лично-политического лица, как гражданина).

^ Но неверно было бы представлять дело таким образом, будто естественные (прирожденные) и неотчуждаемые права и свободы человека действуют лишь в сфере гражданского общества, не распространяясь на сферу государства, а пози­тивное право (государственные нормативно-правовые акты и


336 Раздел IV. Общество, право, государство

т.д.) действует лишь в сфере государства, не распространяясь на сферу гражданского общества.

В действительности в гражданском обществе и государстве одновременно действуют, подкрепляя и дополняя друг друга, и официально признанные естественные (прирожденные) и не­отчуждаемые права и свободы человека, и позитивное право (государственные акты и т.д.). Поэтому и член гражданского общества (человек как частное, неполитическое лицо), и член государства (человек как публично-политическое лицо, как гражданин) правосубъектны одновременно и по официально признанному естественному (прирожденному) праву, и по по­зитивному Праву. Так что человек и в гражданском обществе, и в государстве обладает одновременно как прирожденными (естественными) правами, так и приобретенными (по позитив­ному праву) правами.

Таким образом, и права человека, и права гражданина распространяются на сферы и частного, и публичного права.Человек как частное лицо правосубъектен одновременно и по частному, и по публичному праву. Также и человек как граж­данин правосубъектен и по публичному и по частному праву. Но правосубъектность человека-гражданина (по объему, содер­жанию и т.д.) богаче и шире правосубъектности человека-ча­стного лица — ив сфере частного права, и особенно в сфе­ре публичного права. В целом человек-частное лицо и чело­век-гражданин обладают различными правовыми (и консти­туционно-правовыми) статусами.

Так, в сфере частного права только граждане и их объе­динения по Конституции (ч. 1 ст. 36) вправе иметь в частной собственности землю. В сфере публичного права положения Конституции (ст. 31—33) о правах граждан не распространя­ются на человека-частное лицо (негражданина Российской Фе­дерации),

Отмеченные различия (а также моменты совпадения) прав , и свобод человека и прав гражданина, их правовых статусов и т.д. необходимо учитывать при характеристике структуры пра­вового статуса индивида, классификации его прав и т.д.

Конституционно-правовой статус индивидапредставля­ет собой определенную систему, включающую в себя в каче­стве своих структурных частей следующие группы однородных (по сфере и предмету регуляции) прав индивида: личные (ин-дивгидуально-человеческие) права, политические права, эконо­мические права, социальные права, культурные права.

Личные (индивидуально-человеческие) права и свобо­ды— это права и свободы, признающие и защищающие че-


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 337

ловека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность. К таким личным правам и свободам по Конституции относятся такие прирожденные и неотчуждаемые права человека, как право на жизнь (ч. 1 ст. 20); охраняемое государством достоинство личности (ч. 1 ст. 21); право на сво­боду и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22); право на не­прикосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений (ст. 23); право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право определять и указывать свою национальность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества (ст. 26); право свобод­но передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27); свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ст. 29); право на защиту своих прав и свобод всеми законными средствами и государственно-правовые гаран­тии соблюдения и реализации этого права (ст. 45—54).

Эти личные права по своему содержанию и сфере регу­ляции имеют индивидуально-человеческий характер. Они при­надлежат человеку как человеку, определяют и защищают любого человека (а не только Гражданина Российской Федера­ции) в качестве правового лица, субъекта определенной сово­купности прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод. По­этому широко распространенные в научной и учебной литера­туре трактовки этих личных прав как гражданских прав явля­ются ошибочными. Видимо, данная ошибочная характеристика проистекает из того, что под "гражданином" имеют в виду члена гражданского общества, что, конечно, неверно: член гражданского общества — это человек как частное лицо, лю­бой индивид, а гражданин — это политическое лицо публич­но-политической общности, государства.

Гражданские политические права и свободы — это права и свободы индивида как гражданина на участие в политичес­кой жизни и осуществлении государственной власти. К этим правам по Конституции относятся: право сохранять свое граж­данство или изменить его (ч. 3 ст. 6); право на объединение (ч. 1 ст. 30), включающее в себя (по смыслу положения ч. 3 ст. 13 Конституции о многопартийности) и право на политичес­кое объединение; право собираться мирно, без оружия, про­водить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикети-


338 Раздел IV. Общество, право, государство

рование (ст. 31); право участвовать в управлении делами госу­дарства как непосредственно, так и через своих представите!-лей, право избирать и быть избранными в органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на равный доступ к государ­ственной службе, право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индиви­дуальные и коллективные обращения в государственные орга­ны и органы местного самоуправления (ст. 33); право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59); право не быть высланным за пределы Российской Фе­дерации или выданным другому государству, право на защи­ту и покровительство Российской Федерации за ее пределами (ст. 61); право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) (ч. 1 ст. 62).

Перечисленные гражданские (политические) права — это в основном приобретенные права, а не прирожденные и неот­чуждаемые права, каковыми являются личные (индивидуаль­но-человеческие) права. С большой условностью в качестве неотчуждаемых гражданских прав можно было бы трактовать право гражданина Российской Федерации на свое гражданство и право изменить его (ч. 3 ст. 6), право гражданина Российс­кой Федерации не быть высланным за ее пределы или выдан­ным другому государству (ч. 1 ст. 61), атакже право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Впро­чем, это последнее право (право граждан на обращения) вы­ражено таким образом, что нет ни смысла, ни практической возможности от кого-либо (от гражданина или негражданина) отчуждать подобное, юридически весьма бессодержательно сформулированное, право.

Условность характеристики этих прав граждан как неот­чуждаемых гражданских прав состоит в том, что действитель­но неотчуждаемыми являются прирожденные права челове­ка,тогда как права граждан, как и само право гражданства, представляют собой приобретенные, а не прирожденные права. Человек не рождается гражданином, а приобретает граждан­ство и соответствующие права лишь при наличии определен- > ных оснований (условий) и в соответствии с действующим за­конодательством. "Гражданство Российской Федерации приоб­ретается и прекращается в соответствии с федеральным зако­ном, является единым и равным независимо от оснований приобретения" (ч. 1 ст. 6 Конституции).


Глава 10. Цравовое государство в постсоветской России 339

Экономические права— это права индивида (человека и гражданина) как независимого субъекта экономических (товар­но-денежных, производственных, рыночных) отношений. К эко­номическим правам по Конституции относятся: право каждо­го на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной.не запрещенной законом эко­номической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собствен­ности, право каждого иметь имущество в собственности, вла­деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право наследования (ст. 35); право граждан и их объединений иметь в частной собственно­сти землю (ч. 1 ст. 36); свобода труда и запрет принудительно­го труда, право каждого свободно распоряжаться.своими спо­собностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1—2 ст. 37).

Для реализации этих прав существенное значение имеют положения Конституции (ст. 8) о том, что в Российской Феде­рации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности.

Социальные права:— это права человека по обеспечению и защите его потребностей и интересов в различных сферах социальной жизни людей. В Конституции закреплены следую­щие социальные права: право каждого на объединение, вклю­чая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 3Q); право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаг­раждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безрабо­тицы (ч. 3 ст. 37); право на индивидуальные й коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37); право каждого на отдых (ч. 5 ст. 37); право на се­мью, материнство, отцовство и детство, включая соответству­ющие права и обязанности родителей и детей (ч. 2 ст. 7, ст. 38); право каждого на социальное обеспечение (ст. 39); право каждого на жилище (ст. 40); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Из приведенного перечня конституционных социальных прав видно, что речь идет о правах каждого, т.е. о правах


340 Раздел IV. Общество, право, государство

человека, а не гражданина, хотя, разумеется, этими правами
обладают и все граждане. ,

Конституция (ст. 7) характеризует Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека.

Культурные права и свободы— это права и свободы че­ловека в сфере творческой деятельности, участия в культур­ной жизни и пользования ее благами. К этим правам и свобо­дам по Конституции относятся: свобода литературного, худо­жественного, научного, технического и других видов творче­ства, преподавания (ч. 1 ст. 44); право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Важной составной частью конституционно-правового ста­туса индивида являются его конституционные обязанности.К числу таких обязанностей Конституция относит: обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15); обязанность родителей заботиться о детях и их воспи­тании (ч. 2 ст. 38); обязанность трудоспособных детей, достиг­ших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 Ст. 38); обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обес­печить получение детьми обязательного основного общего обра­зования (ч. 4 ст. 43); обязанность каждого заботиться о сохра­нении исторического и культурного наследия, беречь памятники искусства и культуры (ч. 3 ст. 44); обязанность платить закон­но установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность сохра­нять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность гражданина защи­щать Отечество (ч. 1 ст. 59).