Античные концепции типологии

Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Ци­церон и др.) делили различные формы государства на две груп­пы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государстваони при этом относили те формы, где власть осу­ществляется на основе законов и в общих интересах, а к не­правильным формам— те, где власть не опирается на зако­ны и служит интересам лишь правителей.

Опираясь на такой подход, Платонвыделял три правиль­ные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правле-


Глава 3. Типология права и государства 237

ние одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть демоса на оенове законов) и соответственно три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов).

С тех же позиций Аристотель писал, что тремя правиль-. ными формами являются царская власть, аристократия и по-лития (правление большинства на основе законов), а тремя не­правильными формами — тирания, олигархия и демократия (правление демоса, большинства не на основе законов).

Данный подход к типологизации государств, основанный на критерии законности и противопоставлении законного правле­ния беззаконию, в Чой или иной форме широко использовал­ся в последующей политико-правовой мысли и в определенной мере сохранил свое значение до наших дней.