Там же.
I 3 Там же. С. 165. •
I 4 Такой подход, как отмечают В.Н. Кудрявцеви ЕА. Лукашева, вполне
! соответствовал тогдашней действительности, когда право рассматривалось
: как "команда, запрет, ограничение" // Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А.
Социалистическое правовое государство // Социалистическое правовое
государство. Проблемы и суждения. М., 1989. С. 9. ) 5 Там же. С. 162.
178 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
специфику права (принцип формального равенства и т.д.), в его трактовке проблема буржуазного права при социализме подменяется вопросом о действии в течение какого-то времени некоторых из старых (буржуазных) законов после пролетарской революции. "Но если "сразу", на другой день после захвата пролетариатом власти, пролетариат вынужден в известной мере пользоваться старыми законами и старыми нормами права, ибо других нет, — писал он, — то значит ли это, что так будет и через год и через 5, 10 и 20 лет? Нет, не значит"1.
Декреты и другие акты диктатуры пролетариата — это и есть, по Вышинскому, новое "советское социалистическое право", которое приходит на смену буржуазному праву.
Вышинский при этом, конечно, замалчивал (как, впрочем, и критикуемые им авторы 20—30-х годов), что в соответствии с цитируемыми им положениями Маркса и Ленина о буржуазном праве при социализме никакого послебуржуазного (нового, пролетарского, социалистического и т.д.) права быть не может.
Если отбросить демагогические ухищрения Вышинского, то суть его определения права состоит в том, что право— это приказы диктаторской власти.
Навязывая всем подобное радикальное отрицание права под ширмой нового "определения права", он при этом иезуитски рассуждал: "Такой вопрос, разумеется, не решается ^простым голосованием, принятием резолюции. Но общее мнение специалистов-юристов нужно сформулировать. Нужно иметь то, что называется communis opinio doctorum — общее мнение ученых"2.
Особое внимание на совещании 1938 г. было уделено безудержному восхвалению и своеобразной юридической канонизации работ и положений Сталина. В своем приветствии Сталину участники совещания, в частности, отмечали: "В качестве важнейшей задачи Совещание поставило перед всеми научными работниками-юристами самое глубокое и тщательное изучение богатейшего научного наследия Маркса-Энгельса-Ленина, самое глубокое и тщательное изучение Ваших трудов, дающих непобедимое научное и идейное оружие для разрешения всех вопросов науки о государстве и праве"3. Под этим углом зрения были определены и задачи "подготовки многочисленных кадров советских юристов сталинской эпохи, эпохи Сталинской Конституции победившего социализма и подлинного демократизма"4. И надо признать, что "многочисленные
1 Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство
С. 36.
2 Там же. С. 38.
3 Там же. С. 4.
4 Там же. С. 3.
Глава 2. Юриспруденция в России 179
кадры советских юристов сталинской эпохи", как говорится, правильно поняли эти установки и активно проводили их в жизнЬ на всех участках "правового фронта".
Приказное "правопонимание", одобренное "с подачи" Вы
шинского совещанием 1938 г., полностью и без всякого исклю
чения господствовало в советской литературе вплоть до вто
рой половины 50-х годов, когда после критики "культа лично
сти Сталина" на XX съезде КПСС появилась некоторая воз
можность высказать какую-либо иную точкую зрения по
проблематике понятия и определения права. *
Такой насильственный монополизм в науке означал лишение'ее самостоятельного, объективно-исследовательского, познавательного, собственно научного статуса, превращение ее в служанку тоталитарной власти, в послушного и безоговорочного апологета антиправового законодательства и неправовой практики.
Ив общетеоретических работах, и в области отраслевых юридических дисциплин почти дословно повторялась (в той или иной редакции) дефиниция Вышинского, воспроизводились все основные положения соответствующих подходов к праву и государству1.
Этот тип понимания, определения и трактовки "права" по существу сохранился и после того, как с начала 60-х годов по аналогии с "советским социалистическим общенародным государством" стали говорить о "советском социалистическом общенародном праве". На XXII съезде КПСС в 1962 г. утверждалось, что на современном этапе, когда социализм победил не , только полностью, но и окончательно, когда советское общество вступило в период строительства коммунизма, диктатура пролетариата в СССР с точки зрения внутреннего развития перестала быть необходимой. Социалистическое' государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, на современном этапе, говорилось в решении съезда, превратилось в "общенародное государство"2.
1 См., например: Советское государственное право. М., 1938; Голунский
СА., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940; Денисов А.И.
Теория государства и права. М., 1948; Аржанов М.А. Теория государства
и права. М., 1948; Он же. Государство и право в их соотношении. М., 1960;
Вышинский АЛ. Вопросы теории государства и права. М., 1949; Теория го
сударства и права. М., 1948; Александров Н.Г. Сущность права (К вопро
су о сущности исторических типов права). М., 1950; Ои^же. Законность и
правоотношения в советском обществе. М., 1955; Теория государства и
права. М., 1955; Иоффе О.О., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права.
М., 1961 и др.
2 См.: XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, ч. Ill, M.,
1963. С. 303.
180"Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
Но положения о переходе от государства и права диктатуры пролетариата к общенародному государству и правуносили, по существу, декларативный и пропагандистский характер, поскольку некоторые изменения в политическом режиме, законодательстве, хозяйственной, духовной жизни страны и в целом мероприятия по "преодолению последствий культа личности Сталина" фактически не затронули социальные и экономические характеристики общества, фундаментальные принципы, функции и структуры диктатуры пролетариата и его репрессивно-приказной регулятивной системы.И в условиях декларированного перехода к "общенародному государству и праву" в советской юридической науке, за очень редким исключением, продолжали господствовать слегка словесно модернизированные, но по существу прежние представления о праве вообще и советском социалистическом праве как совокупности (или системе) правил поведения (норм), установленных государством и обеспеченных его принуждением4.
Позитивное отношение к "правопониманию" образца 1938 г. присутствовало и в ряде работ времен перестройки2.
Живучесть и господствующие позиции этого "правопони-мания" в советской юридической науке были обусловлены в конечном счете большой внутренней адекватностью этого подхода к "праву" социально-исторической ситуации отсутствия какого-либо действительного права в условиях победившего социализма, всестороннего и полного утверждения социалистического тоталитаризма, монополизации всей власти в руках одной бессменно правящей партии. Именно с помощью такого "пра-вопонимания" легче и удобнее всего можно было выдавать за "право" приказные, партийно-политические и идеологические установки, "нормы" и "правила" коммунистической диктатуры, которая под вывеской "административно-командной системы" (а это лишь несколько от времени вылинявшая и ослабевшая,
1 См., например: Теория государства и права. Основы марксистско-ленин
ского учения о государстве и праве. М., 1962; Общая теория советского
права. М., 1966; Основы теории государства и права. М., 1969; Недбапло П. Е.
Введение в общую теорию государства и права. Киев, 1971; Теория госу
дарства и права. М., 1968 (II изд // 1974); Марксистско-ленинская общая
теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970;
Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Л., 1982; Те
ория государства и права. М., 1983; Основы теории государства и права. М.,
1988 и др. •
2 См., в частности: Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов,
1987. С. 16.
Глава 2. Юриспруденция в России 181
внешне отчасти измененная и подновленная, словесно общенародная, но по существу та же самая диктатура пролетариата) дожила до начала 90-х годов.
Правда, уже с середины 50-х годов некоторые юристы старшего поколения — в противовес "узконормативному" определению права — стали трактовать право как единство правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пион-тковский)или как единство правовой нормы, правоотношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко)1.
При этом правоотношение (и связанное с ним субъективное право — в трактовках Кечекьяна и Пионтковского) и соответственно правоотношение и правосознание (согласно Сталь-гевичу и Миколенко)2 предстают как реализация и результат действия "правовой нормы", производные от нее формы и проявления права. Исходный и определяющий характер "правовой нормы", т.е. нормативность права в смысле определения 1938 г. и последующей "официальной" традиции, следовательно, продолжали признаваться, но эту нормативность предлагалось дополнить моментом ее осуществления в жизни.
Таким образом, трактовка проблемы "социалистического права" (у Кечекьяна, Пионтковского и др.), как и в определе- ■ нии права 1938 г., исходит (сознательно или по недоразумению — другой вопрос!) из некорректной и неадекватной неправовым реалиям социализма презумпции о наличии "правовой нормы" там, где ее нет и не может быть.В таком допущении — суть дела, сердцевина и так называемого "узконормативного" правопонимания Вышинского и его последователей, и так называемого более "широкого" правопонимания в трактовках Кечекьяна, Пионтковского, Сталыевича, Миколенко и
1 См.: Кечекьян С.Ф. Нормы права и правоотношения // Советское госу
дарство и право, 1955, № 2; Он же. Правоотношения в социалистическом
обществе. М., 1958; Пионтковский А.А. Некоторые вопросы общей теории
государства и права // Советское государство и право, 1956, № 1; Он же.
К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права // Со
ветское государство и право, 1958, № 5;. Он же. К вопросу об изучении
общенародного права // Советское государство и право, 1962, № 11; Он
же. Юридическая наука, ее природа и метод // Советское государство и
право, 1965, № 7; Стальгевич А.К. Некоторые вопросы теории социали
стических правовых отношений // Советское государство и право, 1957,
№ 12; Он же. Ценная книга // Советское государство и право, 1965,
№ 7; Миколенко Я.Ф. Право и формы его проявления // Советское го
сударство и право, 1965, № 7.
2 Идея такого единства правовой нормы, правоотношения и правосознания
по-своему развивалась и в книге В.П. Казимирчука "Право и методы его
изучения" (М., 1965. С. 19, 66 и ел.). ,
182 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
других авторов, предлагавших "правовую норму" (а на самом деле — норму неправового законодательства) дополнить ее производными (формами ее реализации) — "правоотношением", "правосознанием".
В целом полемика представителей "широкого" понимания праваи сторонников "узконормативного" подхода носит непринципиальный характер,поскольку в фактически неправовой ситуации оба направления в одинаковой мере базируются на априорной предпосылке о наличии "советского социалистического права", под которым,, по существу, имеется в виду советское законодательство. "Широкий" подход является "нормативным" (можно сказать, "широконормативным") в том же самом смысле, что и "узконормативное" направление. "Расширение" здесь "узких" мест сути дела не меняет.
Вместе с тем следует отметить, что появление "широкого" подхода к пониманию права стало заметным позитивным событием в советской юридической науке1. Своей критикой определения права 1938 г. сторонники "широкого" подхода нарушили сложившуюся монополию официального "правопонима-ния1' и положили конец "монолитному единству" на "правовом фронте".
В 60-е и особенно в 70—80-е годы"узконормативный"
подход' постепенно (в том числе и под влиянием новых трак
товок права) терял свое прежнее значение и позиции. Замет
но активизировался отход от официального, "правопонимания".
Это особенно отчетливо проявилось на проведенном журналом
"Советское государство и право" заседании "Круглого стола"
по теме "О понимании советского права", где в ходе острых
дискуссий большая группа ученых подвергла критике прежнее
"нормативное" понимание права и выступила с обоснованием
иных трактовок права2. . ,
Критика эта велась с разных позиций и исходила из существенно расходящихся между собой представлений о праве. Но поскольку острие критики было направлено против "узконормативного" подхода,всех несогласных с этим последним (независимо от их собственных позиций) стали "чохом" причислять к сторонникам "широкого" подхода.Для сторонников "узконормативного" направления (в духе "правопрнлмания" 1938 г.)все остальные позиции —- это "широкое" правопони-мание. Но в действительности это было не так.
1 См.:. Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ пра
вовых явлений // Советское государство и право, 1975, № 4. С. 29—36.
2 См.: Советское государство и право, 1979, № 7, 8.
Глава 2. Юриспруденция в России 183
Мы уже отмечали, что, несмотря на все расхождения между "узконормативным" и "широким" подходами, оба они по сути дела отождествляли право и закон:наличие "советского социалистического права" для сторонников обоих подходов подразумевается и предполагается уже самим фактом существования советского законодательства. С точки зрения обоих подходов раз при социализме есть законодательство, значит, есть и "советское социалистическое право". И спор между этими двумя подходами шел лишь о том, как понимать и определять этот уже наличный "факт" —; "советское социалистическое право". На самом деле это — иллюзия. Согласование же иллюзорного "факта" наличия "социалистического права" с действительно реальным фактом наличия при социализме законодательства (т.е. здесь — официально-властных общеобязательных актов) осуществлялось в обоих подходах с помощью такого (классового, партийно-идеологического) представления о "праве" вообще и "социалистическом праве" в особенности, которое позволяет и советское законодательство интерпретировать как особый, высший тип права, как "социалистическое право". Тайна обоих подходов, скрытая под верой в иллюзии исторического масштаба, — в трактовке антиправового тоталитарного законодательства в качестве "социалистического права".
Отождествление права и законодательства представителями обоих подходов, в частности, означает, что так называемое "право" (в их понимании и толковании) не обладает никаким объективным свойством или специфическим принципом, с помощью которых можно выявить правовой или антиправовой (правонарушающий, правоотрицающий) характер официально-властных актов законодательства. Некритический, апологетический позитивизм, присущий обоим подходам, отвергает саму возможность различения, сопоставления, а тем более противопоставления права и законодательства.
Выйти из порочного круга антиправового советского ле-гизма можно было лишь на основе последовательного юридического (антилегистского) правопониМания.Поэтому для выяснения и критики неправового характера так называемого "социалистического права" и законодательства, определения путей движения от неправового социализма к правовому строю, к правовому государству и правовому закону принципиально важное значение имело именно различение права и законаи анализ с этих позиций сложившейся ситуации. В та-коц контексте и была выдвинута либертарно-юридическая концепция различения права и закона, обосновывающая
184 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государств^
понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов1.
Неправовые реалии социализма в сочетании с установкой на продвижение к неправовому коммунизму полностью лишали советскую теорию и практику всякой правовой перспективы развития, движения к какому-нибудь варианту постсоциалистического права, правового закона и правовой государственности.
Либертарная теория правопонимания, напротив, выражала как раз правовую перспективу развития от наличного (неправового) социализма к будущему правовому строю.
Существенный момент либертарного правопонимания состоит в том, что с позиций такого подхода можно выявить те объективные условия, при которых вообще возможно право. Это же позволяет показать, что для наличия права нужны такие условия, которые объективно несогласуемы с социализмом и отрицаются им. Именно здесь коренятся определяющие объективные причины отсутствия и невозможности "социалистического права", а не в чьих-то субъективных установках и противодействиях. Тем самым либертарно-юридическая концепция содействовала теоретическому обоснованию необходимости выхода за социально-исторические рамки социализма как правоотрицающего переходного строя, уяснению особенностей постсоциалистического пути к праву.
Интерес к теории различения права и закона, к идее правовой свободы и т.д. заметно усилился (и не только в юридической науке, но и в массовой печати) в условиях перестройки и особенно в 90-е годы, когда стали возможны первые шаги в сторону права и правовой государственности2. Вместе с тем во все большей мере становилось ясно, что предстоящие преобразования — это во многом по своей сути движение от неправового строя к свободе и праву и что, следовательно, подобные преобразования не стыкуются с произвольными властно-приказными представлениями о праве и их можно осмыслить и осуществить лишь с позиций нового правопонимания, исходящего из прав и свобод индивидов и ориентированного на утверждение и дальнейшее развитие общечеловеческих достижений в сфере общественной и государственно-правовой жизни.
1 См., в частности: Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и
закона как междисциплинарная проблема. // Вопросы философии права.
М., 1973; Право и закон. М., 1983; Право и закон: их различение и соот
ношение // Вопросы философии, 1988, № 5.
2 Так, идеи либертарно-юридического правопонимания плодотворно
применяются и развиваются, в частности, в таких работах, как: Четвер-
нин ВЛ. Демократическое конституционное государство: введение в теорию.
М., 1993; Пашинский AM. Предмет юридической деонтологии. М., 1966.
Глава 2. Юриспруденция в России 185
3; Постсоветская теория права и государства
Без марксистско-ленинской идеологии и коммунистических представлений о праве и государстве, без прежней концептуальной основы, мировоззрения, понятийного аппарата и словаря постсоветская теория права и государства и в целом юридическая наука оказались в межеумочном переходном состоянии.
Речь, по существу, идет о переходе от прежней коммунистически идеологизированной юриспруденции, пронизанной легистстким, принудительно-приказным правопониманием и мировоззренческими установками на отмирание государства и права, к новой концепции юриспруденции, ориентированной на ту или иную форму (вариант) юридического правопонима-ния,признания исходного правового смысла, ценности и неотчуждаемого характера прав и свобод человека, необходимых правовых основ и характеристик конституционного строя, гражданского общества, правового государства и правового закона.
В постсоветской юриспруденции уже сделаны определенные шаги в направлении реализации этих новых задач1. Так, и общетеоретические, и отраслевые юридические дисциплины многое сделали в плане становления новой постсоветской правовой системы и государственности в России, изучения тенденций развития и путей совершенствования действующего законодательства (на общефедеральном, региональном и местном уровнях), его систематизации и кодификации. Заметным достижением постсоветской юриспруденции является формирование и функционирование целого ряда новых научных дисциплин и исследовательских направлений (по преимуществу в сфере частного права, но также и в области публичного права), отвечающих актуальным потребностям и задачам радикальных преобразований в стране в духе правовой демократии, рыночной экономики, политического плюрализма и конституционно-правовой государственности.
Вместе с тем остается неразработанной, во многом неясной и неопределенной сама концепция (и парадигма) развития юриспруденциив постсоветской России. В этом плане в юридической литературе царит разнобой идей, версий, устремлений.
1 См.: Кудрявцев В.Н. Правовая ситуация и юридическая наука // Свободная мысль. 1994. № 1; Топорнин Б.М. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М., 1996.
186 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
В хаотическом потоке нынешних публикаций и представлений о путях развития постсоветской юриспруденции можно выделить несколько концептуально различных направлений. К числу таких направлений, на наш взгляд, относятся следующие: конституцгюнно-демократическое направление; прежнее (несколько словесно модернизированное) марксистско-ленинское направление; традиционалистское (антизападническое направление, апеллирующее к дореволюционной русской юриспруденции, причем по преимуществу в ее почвенно-славяно-фильской трактовке).
Очевидно, что два последних направления (марксистско-ленинское и традиционалистское) обращены в прошлое, и лежащие в их основе консервативные идеи и концепции не могут стать надлежащим общим объединяющим началом для постсоветской юриспруденции. Хотя, возможно, что эти направления (при определенной идейно-теоретической модернизации) могут сложиться и устояться как отдельные школы в общих рамках постсоветской российской юриспруденции.
Первое (конституционно-демократическое) направлениепредставляется в складывающихся условиях более перспективным в Плане путей развития постсоветской юриспруденции в России. Данное направление развивается (не всегда, правда, осознанно и целеустремленно) в целом в русле положений действующей Конституции и общих идей, понятий и ориентиров, разработанных с позиций либертарно-юриди-ческого правопонимания1.
Отмечая определенные достоинства конституционно-демократического направления в рамках нынешнего этапа развития российской юриспруденции, мы вместе с тем считаем, что его существенный недостаток (как, впрочем, и коренной недостаток всей избранной стратегии и практики постсоциалистических преобразований в стране) состоит в буржуазной (буржуазно-правовой) ограниченностиего ориентиров, установок и устремлений.
Между тем анализ — с позиций либертарно-юридической теории — постсоциалистической ситуации, логики, тенденций и закономерностей постсоциалистического пути к праву ведет, на наш взгляд, к концепции цивилизма и цивилитарного
1 Это обстоятельство нашло свое отражение не только в научной, но и в учебной литературе. См., в частности: Теория права и государства. Отв. ред. Г.Н. Манов. М., 1996; Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995; Четвернин В.А. Понятие права и государства. М., 1997.
Глава 2. Юриспруденция в России 187
правакак исторически более высокой ступени права, чем буржуазное право1.
Согласно концепции цивилизма, объективно возможный постсоциалистический путь к праву — это не возврат к досоциалистической ситуации, к капитализму и буржуазному праву, а движение вперед — к цивилитарному строю и цивилитарному праву, которое, кроме присущего буржуазному праву всеобщего формально-правового равенства, включает в себя и качественно новое (постсоциалистическое и небуржуазное) правообразование в виде неотчуждаемого реального права каждого на равную гражданскую (цивилитарную — от латинского цивис, гражданин) собственность, т.е. на одинаковую для всех долю во всей десоциализируемой социалистической собственности2. Эта концептуальная перспектива движения от неправового социализма к цивилизму, цивилитарному праву и государству имеет важное теоретико-критериальное значение и позволяет адекватно оценить историю, советской теории права и государства и в целом марксистское учение о праве и государстве в их соотношении с реалиями неправового социализма и определить координаты постсоциалистического пути к праву и государству в общем контексте всемирно-исторического прогресса свободы, равенства и права.
Такой юридико-цивилитарный подход имеет вместе с тем, на наш взгляд, существенное значение ив плане продолжающихся поисков новой парадигмы для формирующейся постсо" ветской и постсоциалистической юриспруденции в России. Это обусловлено тем, что в основе той или иной концепции (пара- дигмы, теоретико-смысловой модели) юриспруденции лежит определенная типология правопонимания (и соответствующая концепция понятия права и государства).
Для формирующейся постсоветской российской юриспруденции (в ее либерально-демократической версии) принципиальное значение имеет то обстоятельство, что Конституция Российской Федерации 1993 г.в своей регламентации основ-
1 См.: Нерсесянц B.C. Закономерности становления и развития социалис
тической собственности // Вестник АН СССР, 1989, № 9. Ом же. Концеп
ция гражданской собственности // Советское государство и право, 1989,
№ 10; Он же. Прогресс равенства и будущность социализма // Вопросы
философии, 1990, N° 3; Он же. Наш путь к праву. От социализма к ци
вилизму. М., 1992; Он же. Продолжение истории: от социализма — к'ци
вилизму // Вопросы философии, 1993, № 4; Он же. Право — математика
свободы. М., 1996; Он же. Философия права. М., 1997; Он же. Юриспру
денция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.
2 Подробнее см. гл. 11 раздела IV.
188 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
ных сторон постсоциалистического строя (включая право и государство) опирается на юридический (антилегистский, антиэтатистский) тип правопонимания.Это и определяет в конечном счете как правовой характер основного закона страны, так и правовые ориентиры и цели отечественной юриспруденции.
При этом особенности правопонимания, присущие новой Российской Конституции, обусловлены тем принципиальным обстоятельством, что речь идет о Конституции страны, осуществляющей переход от тоталитарного, антиправового социализма к постсоциалистическому государственно-правовому строю. В такой ситуации речь идет не о совершенствовании и дальнейшем развитии уже давно сложившегося права и правопорядка (которых в яаших условиях пока нет), а о формировании и утверждении правовых начал в общественной и политической жизни, в правовой организации государственной власти, в правовых отношениях между властью и индивидами, в признании и защите прав и свобод человека и гражданина.
Новый правовой подход (и, можно сказать, новое юридическое мировоззрение, новая правовая идеология), присущий Конституции 1993 г., опирается на исторически апробированное положение о правах и свободах человека и гражданина как основной показатель признания и соблюдения права и справедливости ,в общественной и государственной жизни людей. Такое человекоцентристское правопониманиеможно охарактеризовать как определенный вид (направление) юридического правопонимания — как своеобразный естественноправовой вариант в рамках общей концепции различения и соотношения права и закона.
Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что присущий действующей Конституции юридический тип правопонимания распространяется и на государство,т.е. включает в себя также и юридическое понимание государства. Об этом свидетельствует закрепленная в Конституции конструкция правового государства.
Для формирующейся новой концепции отечественной юриспруденции данное обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку такое единоедля права и государства Конституционное правопониманиепо сути своей соответствует теоретико-методологическому требованию либертарно-юри-дического подхода о единстве предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Подобное понятийно-правовое соответствие (и смысловая согласуемость) между конституционным правопониманием и требованиями единства предме-
Глава 2. Юриспруденция в России
та юриспруденции достижимо лишь на базе юридического типа правопонимания.
С позиций же легистского (позитивистского) типа право-понимания речь, в лучшем случае, может идти лишь о единстве силовых характеристик (сущностных свойств) государства и права, т.е. о единой силовой природе и сущности государства и права, о соответствии между пониманием (и понятием) государства как правообразующей силы и пониманием (и понятием) права как силовых, принудительно-приказных установлений такого государства — силы.
Постсоветская российская юриспруденция,' исходящая из юридического (антилегистского, антипозитивистского,' антиэтатистского) типа правопонимания, имеет развитую теоретическую и методологическую основу в виде либертарно-юриди-ческого учения о праве и государстве. При этом именно либер-тарно-юридическая концепция юриспруденции, которая обладает необходимым внутренним понятийно-правовым единством своего предмета и надлежащим ценностно-правовым потенциалом, может теоретически последовательно выразить и развить правовое содержание действующей Конституции и в целом отвечает потребностям, целям и задачам развития отечественной юридической науки в постсоциалистической России. Подобная концепция и есть по существу в складывающихся условиях наиболее адекватная парадигма для постсоветской российской юриспруденции.
В рамках либертарно-юридической концепции юриспруденции можно (и необходимо) учесть все познавательно значимое и ценное из достижений отечественной и зарубежной юриспруденции, из богатого и поучительного опыта разных направлений юридического и позитивистского учений о праве и государстве.
Вместе с тем с позиций либертарно-юридической концепции юриспруденции, соответствующей теоретическим потребностям и специфическим особенностям постсоциалистического периода развития юридических исследований, очевидны несостоятельность и бесперспективность разного рода представлений о том, будто современную российскую юриспруденцию следует строить путем простого заимствования и воспроизводства соответствующих теоретико-методологических концепций и конструкций из западной и дореволюционной русской юриспруденции или развивать ее в духе "обновленного" марксистско-ленинского учения о государстве и праве.
Говоря о значении присущего действующей Конституции юридического правопонимания для развития юриспруденции в
190 Раздел III. Формирование и развитие теории права и-государства
постсоветской России, мы, разумеется, не считаем ни нынешнюю юриспруденцию, ни саму Конституцию, ни тем более реалии государственно-правовой жизни безупречными и лишенными существенных недостатков. Речь идет прежде всего о надлежащем выборе общей концептуальной модели юридической науки, о выборе целей и ориентиров для развития практики и теории права и государства в постсоциалистической России.
И в этом смысле представляется вполне естественной и обоснованной ориентация на такую концепцию постсоветской российской юриспруденции, с позиций которой в принципе возможно адекватно теоретически выразить и в надлежащем направлении развить правовой смысл и содержание первой постсоциалистической Конституции России. Ведь именно в Конституции нашли свое концентрированное правовое выражение и закрепление стратегические цели, ориентиры, а отчасти и достижения (пусть, пока и скромные) в движении страны от тоталитаризма к постсоциалистическому государственно-правовому строю.
Само наличие новой Конституции, ее правовые идеи и нормы, ее положения о правах и свободах человека и гражданина, закрепленные в ней основы гражданского общества, правового государства и правового закона имеют существенное значение как для продолжения необходимых реформ, так и для удержания всего процесса постсоциалистических преобразований в конституционно-правовых границах. А без этого сама юриспруденция может вновь оказаться беспредметной дисциплиной для "факультета ненужных наук".
Постсоветская либертарная юриспруденция вместе с тем должна критически проанализировать достоинства и недостатки Конституции и действующего законодательства в их взаимосвязи с реальной практикой, определить пути и средства преодоления имеющихся недостатков, обосновать направления, способы и формы становления и развития в стране современного государственно-правового строя, прочного утверждения принципов, институтов, норм и процедур господства права, правового государства и правового закона.
Раздел IV. Общество, право, государство
Глава 1. Первобытнообщинный строй
1. Основные характеристики родового строя
Исходной основой возникновения и существования перво^ бытнообщинного строя является род(родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу.Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носили коллективистский характер. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком.
Управлениежизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер.Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти.
Всякая социальная власть -— это нормативно определенный порядок организации общественной силы и применения официального принуждения для управления общественными делами и отношениями в данном сообществе людей.Именно определенная нормативная организация силы всего сообщества (и соответствующее упорядочение применения этой объединенной силы) обозначает отличие официальной властив данном социуме от господства физической силы и официально-властного принуждения, от непосредственного насилия.
Различные виды социальной власти (родовая власть, государственная власть и т.д.) отличаются друг от друга видом тех социальных норм (типом нормативности), которые определяют соответствующий порядок организации общественной силы и осуществления официального принуждения. Так, организация и Применение общественной силы в виде государственной власти определяются правом(принципом и нормами права) как формой свободы индивидов — членов государства. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть
192 Раздел IV. Общество, право, государство
индивидов — членов рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью(комплексом родовых норм, обычаями рода и т.д.), верховным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода.Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохрани-тельный характер.
Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание,на котором взрослые сородичи решали все основные вопросы жизни общины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода,а также ряд других должностных лиц — военачальника, руководителя по делам охоты и т.д.
Роды объединялись в племя,а некоторые племена — в союз племен.При этом совет старейшин племени,,куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени — военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен.
Властные полномочиявсех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям,нарушение которых влекло суровые кары.
Обычаипервобытного общества постепенно складывались в результате действия системы разнообразных регуляторов общественной жизни и поведения людей в те далекие времена. Исследователи отмечают: "В самые первые эпохи истории мы застаем человека с системным мировосприятием.'Как в области материальной, так и общественной и духовной первобытный человек с самого начала системен, и в этом его коренное отличие от стадного животного. Чём древнее культура, тем больше в ней внутренней связанности, неподвижности, замкнутости"1.
В основе этой архаической и допонятийной "системности", включая и систему тогдашних социальных регуляторов,лежали представления о целостности и единстве природного и социального, животного и человеческого, коллективного и индивидуального в жизни первобытного общества. Поддержанию
Фрейденберг ОМ. Миф и литература древности. М., 1967. С. 60.
Глава L Первобытнообщинный строй ' 193
такого единства были подчинены все регулятивные средства того времени.
Формировавшееся социальное сознание и представления о социальных нормах повсеместно в примитивных обществах носили мифологический характер. Мифпри этом выступает одновременно и как идеологическая форма высшего признания, оправдания и обоснования сложившихся норм и в целом существующего социального' порядка (в его единстве с порядком природы и вообще всего окружающего мира), и как авторитетная форма фиксации действующих общеобязательных социальных норм, форма и источник их общезначимого выражения, толкования и применения.
Раскрывая социорегулятивные функции мифа, М.И. Стеб-лин-Каменский, в частности, писал: "Миф, как показал Малиновский, — это важная социальная сила. Он обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности. Он выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения"1.
Благодаря мифам, ритуалам и т.д. коллективные представления и установления социума активно влияют на формирование надлежащего образа жизни и действий всех его членов, прочно скрепляют их социальное единство и солидарность. Так, функция причащения подрастающего поколения к взрослому коллективу отчетливо проявлялась в обрядах инициации, в ходе которых молодые люди не только приобщались к мифологическим таинствам, проходили испытания, приобретали взрослые роли (мужчины или женщины) и т.д., но и усваивали сложившиеся социальные ценности и нормы.
Особенности первобытного мышления (образность, символизм, синтетичность и т.д.) существенным образом отражались и на регулятивных средствах того времени, когда еще не проводилось различие между сущим и должным, описанием (словами, знаками, магическими и ритуальными действиями) и предписанием.
Мифологические представления о возникновении мира, человека и человеческого бытия играли роль объяснительного принципа человеческих взаимоотношений и были вместе с тем источником общеобязательных норм и правил человеческого поведения, подлежащих безусловному исполнению в настоящем и будущем. Описание в мифе имеет одновременно значение
Стеблин-Каменский ММ. Миф. Л., 1976. С. 16.
__ _ .газдел IV. Общество, право, государство
предписания, в силу чего положения мифа, обладавшие высшим (сверхъестественным) авторитетом и санкцией, играли роль императивной модели для соответствующего устроения первобытного общества, человеческих связей и взаимоотношений.
Мифологическая система социальной регуляции ориентировала всех членов общества на соблюдение общих представлений о надлежащем и запрещенном (затабуированном) и безусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу)1,относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бытовым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм, инцест и убийство (членов данного социума).
Во многих случаях именно "нарушение меры" в отношениях между разными полами, людьми и животными выступает в качестве основы и ведущей коллизии мифа2. Нарушители (как в мифе, так и в действительности) подвергаются судовым карам (избиению, смерти, изгнанию из рода и т.д.).
Представления о безусловной необходимости, оправданности и справедливости наказания— лишь весьма слабое (и гораздо позднее) выражение карательной позиции тех времен, когда наказание воспринималось буквально как святое дело, как сакрально-ритуальное мероприятие по очищению и поддержанию порядка, оскверненного тем или иным проступком. Согласно подобным представлениям о нетерпимости любых нарушений запретов и отклонений от принятого образа жизни, помимо наказания отдельного нарушителя за то или иное частное отступление, периодически требовалось и общее очищение от накопившейся скверны нарушений и отступлений от должного порядка. Вся нечисть от таких нарушений (все зло "отклоняющегося поведения") при этом персонифицируется в тех или иных нарушителях — в своего рода человеческих "вюзлах отпущения" (фармаках), жертва которых мыслилась как очищение всех (данного социума) от грехов прошлого, как
1 Опираясь на выводы В.Вундта о том, что в примитивных зачатках табу нет еще разделения на святое и нечистое, З.Фрейд считал, что табу возникает как внешний авторитетный запрет против мощных человеческих страстей и вожделений. "Искупление посредством воздержания за нарушение табу, — писал он, — доказывает, что в основе табу лежит врздер-жание" // Фрейд 3. Тотем и табу. М.-Л., 1923. С. 48. 2 См.: Мелетинский ЕМ. Поэтика мифа. М., 1976. С. 90.
Глава 1. Первобытнообщинный строй 195
средство умилостивить сверхъестественные силы (богов) и т.д. В архаической Греции фармак "избирался из уродов как умилостивительная жертва при несчастии (голод, болезнь) и сжигался (в Ионии); на афинских Фаргелиях двух фармаков высылали прочь из города и там убивали (сбрасывали со скалы)"1.
Функции очистительной жертвы фармака уходят своими корнями во времена ритуальных людских жертв. На определенном этапе фармаки уже выступают в качестве символического воплощения старого, умирающего года, сменяющегося (по природному циклу движения солнца) новым годом; в таком контексте на фармаков как бы переносится все зло за прошлое (прошлый год).
Уже у истоков формирования социального порядка, представлений о нормальном и отклоняющемся поведении система социальной регуляции располагает весьма жесткими, мощными и действенными средствами позитивного и негативного характера, необходимыми для освящения, возвышения, защиты и укрепления сложившихся отношений, правил и форм одобряемого образа жизни и поведения, с одной стороны, и для всемерной дискредитации и суровой кары отступников и нарушителей, с другой.