Естественно-правовая теория

Шц



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 6. Государство и группы давления



 


центром политической активности в общественно-полити­
ческом движении выступает его ядро (авангард) — инициа­
тивные группы, клубы, союзы и т.д.;

• в общественно-политическом движении отсутствуют фор­
мальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоян­
ное членство и соответствующие документы (программа,
устав и пр.).

Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:

1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли­
тические, этно-политические, конфессиональные, экономичес­
кие, экологические, антивоенные, научные и т.д.;

2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю­
ционные, реформаторские и консервативные, национал-демокра­
тические и общедемократические;

3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли­
тарные;

4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые;

5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре­
гиональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.;

6) в зависимости от социального состава — на профессиональ­
ные, возрастные и др.;

7) в зависимости от характера возникновения — на сознательно
организуемые и стихийные;

8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа­
ции, объединения и т.п.;

9) в зависимости от методов действий — на насильственные и
ненасильственные и пр.

§ 6. Государствои группы давления

Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помо­щью целенаправленного воздействия на структуры политичес­кой власти.

Понятие «группа давления» раскрывает динамику превраще­ния социально-групповых интересов, возникающих в граждан­ском обществе, в политический фактор. Группы давления — фор­мальные объединения граждан с четко выраженной организаци­онной структурой, устоявшимися функциями и профессиональ­ным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).


В связи с относительно жесткой организационной структурой группы давления могут оказывать серьезное воздействие на поли­тическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит вли­яние политических партий. Известны случаи, когда могуществен­ные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство считаться с их требованиями. С этой целью они при­меняли различные формы и методы политического давления: про­пагандистские кампании в средствах массовой информации, забас­товки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичными способами воздействия групп давления на государ­ственные органы являются:

• выдвижение своих членов в состав представительных и ис­
полнительных органов власти, а также в качестве функцио­
неров управленческого аппарата;

• участие членов группы в работе парламентских комиссий и
подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

• поддержание личных контактов с членами парламента, пра­
вительства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности групп давления во многом зави­сит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, инфор­мация, квалификация и опыт, культурное влияние, националь­ные и религиозные связи и др.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоева­ние власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и дру­гие общественные объединения представляют собой разновид­ность групп давления. Группами давления можно считать и тради­ционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны).

Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, служит своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плю­рализм, с другой стороны, создает условия для сращивания наибо­лее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в полити­ческой системе общества.

Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма



 


решения в процессе право-творчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

Лоббистская деятельность характеризуется следующими об- | стоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с поли- | тической властью. Можно даже вывести такую закономерностью: ^ лоббизма больше, как правило, там, где больше находится реаль­ной власти. Лоббизм — своего рода признак власти, ее специфичес­кая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номи­нальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объ­ектами воздействия лоббистов.

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных I организаций, наций, конфессий и т.п.).

В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовы- | ми корпорациями, коммерческими организациями, политически­ми партиями, общественными объединениями (блоками), гражда- | нами и государственными структурами (законодательными и ис­полнительными органами власти).

В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания ин- | тересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и груп­пам граждан возможность косвенно участвовать в создании и под­готовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представите- | лей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные | интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребо­ванными.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообра­зие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что харак- ] терно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очеред-


ности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воз­действовать на поведение государства с целью переориентации по­литики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения.

§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма

Слово «плюрализм» означает «множественность», «разно­мыслие».

Политический плюрализм — это принцип, содействующий су­ществованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной влас­ти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляет­ся не только в общественном сознании, но и в политической прак­тике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в произ­водстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятель­ности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по от­ношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, кон­куренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возмож­ность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппози­цию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Политический плюрализм означает:

• многообразие политических идей и организационных форм;

• отрицание моноцентризма;


7-549



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


Рекомендуемая литература



 


свободу объединения людей в партии и иные законные орга-|
низации;

• уважительное отношение к противоположным взглядам,)
инакомыслию;

• наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3
тельность;

• ограничение центральной власти, разделение властей;

• возможность смены политических структур у власти и т.п.
В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак­
терные черты политического плюрализма:

• идеологическое многообразие;

• запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го­
сударственной или обязательной;

• светский характер государства (в связи с чем никакая рели­
гия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной);

• признание политического многообразия и многопартий­
ности;

• равенство всех общественных объединений перед законом.

Политическим плюрализмом называется такое состояние в об­ществе и государстве, когда никакая идеология не получает юри­дически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут со­здаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокуп­ность взглядов на общество, государство, их соотношение и пер­спективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собствен­ности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по пово­ду собственности, труда и власти; политического режима как ре­альной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Ут­верждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы раз­виваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологичес­ких установок (С.А. Авакьян).


Любое государство официальную идеологию воплощает в кон­ституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?

2. Назовите функции политической системы общества.

3. Каково место государства в политической системе общества?

4. Какова роль права в политической системе общества?

5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити­
ческих партий?

6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви­
жения?

7. Что такое политический плюрализм?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Россий­ской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67.

Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.

Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.

Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82.

Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль­ко. М., 1999.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.

Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общест­ва: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.


 



 


§ 1. Понятие, признаки и сущность права



 


ГЛАВА 7

ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

§ 1. Понятие, признаки и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по-| нятийное выражение.

Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле! (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь! идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз-| можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.).

Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическоь смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общео­бязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых го-,-сударством и направленных на урегулирование общественных от­ношений.

Признаки права: -| • волевой характер (право есть проявление воли и сознания! людей, но не любой воли, а прежде всего государственно вы-1 раженной воли классов, социальных групп, элит, большин­ства общества);

О • общеобязательность (в этом проявляется суверенитет госу­дарства, означающий, что выше власти, чем власть государ­ства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

^ • нормативность (означает, что право прежде всего состоит из] норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много- ] численные общественные отношения);

If • связь с государством (означает, что право принимается, при­меняется и обеспечивается государственной властью); £ • формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязатель­но должно быть объективировано, воплощено во вне. Так,


древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выби­ты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в цент­ре Вавилона);

fa • системность (означает, что право не механическая совокуп­ность юридических норм, а внутренне согласованный, непро­тиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас-

пекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная

сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­
тельная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и совре­менное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержа­тельная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

Можно выделить следующие подходы к сущности права: ^классовый, в рамках которого право определяется как систе­ма гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю эконо­мически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным обра­зом интересов господствующего класса);

• общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, эконо­мической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).

Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам-"Тсах которых соответственно религиозные, национальные и расо­вые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущ­ности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


§ 2. Право в объективном и субъективном смысле

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) ■— это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежи"- ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право — это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. •

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренит­ся в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участ­ников общественных отношений.


2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесо­циальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством органи­зации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;

,/ 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде кри­терия правомерного и неправомерного поведения;

,4) в отличие от других социальных норм специфика регулятив­ной роли права связана с предоставительно -обязывающим содер­жанием большинства составляющих его норм (см. гл. 11).

Регулятор общественных отношений (формальная сторона сущности права)

Чьи интересы

преимещественно выражает (содержательная сторона сущности права)

Интересы определенной религии (религиозный подход)
Интересы определенной расы (расовый подход)

Интересы господствующего класса (классовый подход)

Интересы определенной нации (национа­листический подход)

Общечеловеческие интересы (общесоциальный подход)


 


§ 3. Право как государственный регулятор общественных отношений

Наиболее существенным признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с государ­ством. Это выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного при­нуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения спо­ров, наказания виновных и т.п.;


§ 4. Основные теории правопонимания

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (на­ряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми госу-



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


дарством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «непи­саное» право, под которым понимается совокупность естествен­ных и неотъемлемых прав человека и которое выступает крите­рием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей
данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как
справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, опре­
деляют собой правотворческий и правоприменительный про­
цессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в
самой «человеческой природе», они приобретаются от рождения
либо от бога.

...J... Достоинства:

. это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

.« в ней верно замечено, что законы могут быть не правовыми, что они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равен­ство и т.п.;

• она провозглашает источником прав человека природу либо
бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола
чиновников и государственных структур.

—- Слабые стороны:

> такое понимание права (как абстрактных нравственных цен­ностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в ре­зультате чего размывается критерий законного и противозакон­ного, ведь определить это с позиций справедливости, представле­ние о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;

* подобное толкование связано не столько с правом, сколько с
правосознанием, которое действительно может быть разным у раз­
личных людей.

Историческая школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в конце XVIII — начале XIX вв.

Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.


Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не уста­
навливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а
возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически
сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические
последствия). Законы же производны от права обычного, которое
произрастает из недр «национального духа», глубин «народного
сознания» и т.д.;

3) отрицание прав человека.
Достоинства:

впервые так основательно рассмотрены культурно-историчес­кие и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;

подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмот­рению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феода­лизма, уже отживающего строя;

переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справ­лялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права

I Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в.

Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.

Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является
представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом
верху находится «основная (суверенная) норма», принятая зако­
нодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в
норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а
не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы
норм долженствования и его сила зависит от логичности и строй­
ности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже долж­ны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. „J- Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как : нормативность, и убедительно доказывается необходимость сопод­чинения правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает воз­можность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с со­держанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на об­
щественное развитие, ибо именно государство устанавливает и
обеспечивает основную норму.
.._ Слабые стороны:

осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного разви­тия и т.п.). Недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами (т.е. представители дан­ной теории излишне «очищали» от них право);

признавая тот факт, что основную норму принимает законода­тель, Кельзен преувеличивал роль государства в установлении эф­фективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произ­вольными.

Материалистическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XIX—XX в.

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.

Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господству­ющего класса, т.е. как классовое явление;


 

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном
счете определяется характером материальных производственных
отношений, носителями которых выступают классы собственни­
ков основных средств производства, держащие в своих руках госу­
дарственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором
классовая воля получает государственно-нормативное выражение.
Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняют­
ся государством.

! Достоинства:

в связи с пониманием права как закона (т.е. как формально определенного нормативного акта) выделены четкие критерии правомерного и противоправного;

показана зависимость права от социально-экономических фак­торов, наиболее существенно влияющих на него;

обращено внимание на тесную связь права с государством, ко­торое устанавливает и обеспечивает его. -~- Слабые стороны:

преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рам­ками классового общества;

слишком жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу-' Чила в XX в.

1 Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, М. Рейснер и др. ' Основные идеи:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общест­ва, в том числе его мораль, право, государство;

! 2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономер­ности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-ат-i рибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чув-,' ства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязан-i ности сделать что-то (императивная норма);

' 3) все правовые переживания делятся на два вида — пережива­ния позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматри­ваться как «действительное» право. Так, разновидностью пережи­ваний интуитивного права считаются переживания по поводу кар­точного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «дет­ское право» и т.д. /Достоинства:

обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономически­ми, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

повышена роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых так же зависит природа права:

в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практичес­ки оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправо­мерного, законного и незаконного.

I' ■, Социологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в.

Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др. Основные идеи:

1) разделение права и закона. Право воплощается не в естест­
венных правах и не в законах, а в реализаций законов. Если закон
находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические дейст­
вия, юридическая практика, правопорядок, применение законов
и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотноше­
ний — физических и юридических лиц. Отсюда другое название
данной доктрины — теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в про­
цессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы
правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом слу­
чае субъектами правотворчества.


-■]■ Достоинства:

такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

эта теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управ­ления. „.Слабые стороны:

если под правом понимать реализацию законов, реальный пра­вопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправо­мерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпе­тентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Основные теории правопонимания

Естественно-правовая: право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.)

Историческая: право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.)

Нормативистская: право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.)

Материалистическая: право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)

Психологическая: право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.)

Социологическая: право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 6. Принципы права: понятие и виды



 


§ 5. Соотношение экономики, политики и права

Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства в конкретном обществе.

Политика — это искусство управления обществом, которое ха­рактеризует отношения по поводу власти между классами, пар­тиями, нациями; между государством, с одной стороны, и наро­дом, с другой.

Право — это система общеобязательных, формально опреде­ленных юридических норм, выражающих общественную, классо­вую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существует два основных подхода к соотношению данных по­нятий.

1) среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.
Первичными факторами развития и функционирования общест­
венных отношений (в том числе производственных, политических,
правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях
интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем
претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно
говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху
буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались
законы, а потом на их базе формировались новые экономические
отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над пра­вом. Политика же выступает посредником между данными явле­ниями и соответственно понятиями;

2) экономика определяет политику и право. Последние являют­
ся надстроечными категориями и зависят от базиса (способа про­
изводства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в
конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику,
могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо
сдерживая развитие производственных отношений (данное обрат­
ное влияние политики и права на экономику было сильно преуве­
личено в теории и практике социалистического строительства. Это
было обусловлено тем, что главным собственником в социалисти­
ческом обществе было государство, которое планы своей экономи­
ческой деятельности объявляло законом (юридическими норма­
ми), а необходимость достижения тех или иных результатов в эко­
номике формулировало как политико-правовые требования).


Политика здесь тоже выступает в виде посредника между эко­номикой и правом.

Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:

когда определяющим выступает политика;

когда определяющим фактором выступает право.

§ 6. Принципы права: понятие и виды

Принципы права — это основные, исходные начала, положе­ния, идеи, выражающие сущность права как специфического со­циального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что в принципах права должны отражаться основные ценности, на которые ориентируется право.

В зависимости от сферы распространения выделяют общепра­вовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как: , I' "справедливость (означает соответствие между ролью лица в ' обществе и его социально-правовом положением; это сораз­мерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказа-1 нием и т.п.);

'.г" • юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного по­
ложения, места жительства, отношения к религии, убежде­
ний, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ог­
раничения прав граждан по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и
равные возможности для их реализации»);

• г^мщщзм (означает, что Конституция и законы должны за­креплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоин-



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 7. Соотношение убеждения и принуждения в праве



 


ство; об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ! «1. Достоинство личности охраняется государством. НичтсГ не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»); демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть "закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственны­ми и общественными делами, защищать свои права и свобо­ды);

• единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может
быть прав без обязанностей и обязанностей без прав);

• федерализм (он присущ только для тех правовых систем, ко­
торые существуют в федеративных государствах и означает,
что в данном обществе действуют две системы законодатель­
ства); '

• законность (означает систему требований общества и госу­
дарства, состоящую в точной реализации норм права всеми и
повсеместно);

• сочетание убеждения и принуждения и др.

Особое значение для права имеет принцип справедливости. Да­леко не случайно, что слова «право» и «справедливость» являются однокореннными, что ряд мыслителей, ученых-юристов подчас определяют право как нормативно закрепленную справедливость. Так, по словам Цельса, «право есть наука о добром и справедли­вом». «Право, — писал Г. Гроций, — не что иное, как то, что спра­ведливо». Во введении к Законам Хаммурапи (законодательному памятнику эпохи старовавилонского царства 1782—1750 гг. до н.э.) сказано, что эти законы издаются для того, чтобы «дать сиять » справедливости в стране».

Названные принципы действуют во всех без исключения отрас- i лях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты ] нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношени-


ях; в уголовном процессе — презумпция невиновности, в трудовом праве — принцип свободы труда и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных от­ношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при ана­логии права).

I Виды принципов права

Межотраслевые
Отраслевые

Общеправовые [—

в гражданском праве: всеобщность защиты гражданских прав
в граждански и уголовно-процессуальном праве:гласность и состязательность судопроизводства

справедливость

гуманизм

демократизм

в уголовном процессе: презумпция невиновности
юридическое равенство граждан перед законом и судом

в уголовном,

гражданском,

административном

праве:

неотвратимость

ответственности

единство прав и обязанностей

в трудовом праве: свобода труда

федерализм

в гражданском и семейном праве: равенство сторон

законность

сочетание убеждения и принуждения

,и § 7. Соотношение убеждения и принуждения в праве

> Убеждение и принуждение — универсальные методы социаль­ного управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной дея­тельности, соответствующей их воле, без силового давления, рас­ширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в право­вой сфере через такие позитивные юридические средства, как


8-549



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 8. Функции права: понятие и классификация



 


субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государст­во и общество прежде всего должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании, как основные, глав­ные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказатель­ствах законности и целесообразности сознательного поведения, от­вечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое зна­чение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной дея­тельности посредством силового давления (вопреки воле управля­емых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осу­ществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления пользования правами, на­казания и т.д. Принуждение — это более жесткий метод воздейст­вия права на субъектов. Особенности принуждения заключаются в том, что оно:

v • является второстепенным, применяемым после убеждения

методом;

* • осуществляется в особой процессуальной форме, установлен­ной в праве;

• выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения пра­вонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное соче­тание мер принуждения и убеждения в праве.

Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах — диспозитивном и импера­тивном.

§ 8. Функции права: понятие иклассификация

Право как социальный институт функционирует наряду с госу­дарственным аппаратом, моралью и другими социальными регу­ляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права — это основные направления правового воздей­ствия, выражающие роль права в упорядочении общественных от-


ношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

В функциях всегда отражается сущность, природа права, необ­ходимость самого существования права как социального регулято­ра. Именно в функциях проявляется его социальная ценность, за­ключающаяся в установлении с помощью права определенного по­рядка, устойчивости, согласованности, организованности, меры свободы и т.п.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимос­ти от того, освещаются они в узких рамках (специально-юридичес­ких) или в более широких (общесоциальных). Если следовать ши­рокому смыслу, то среди функций права можно выделить, напри­мер, такие, как экономическая (право упорядочивает производст­венные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), поли­тическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспита­тельная (отражает определенную идеологию, оказывает специфи­ческое педагогическое воздействие на лиц, связана с формирова­нием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуника­тивная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регуля­тивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит твор­ческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социаль­ных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, пра­вовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предпри­имчивости.

Охранительная функция выполняется с помощью правовых ог­раничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановле­ний — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятив­ной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный про­цесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препят­ствуют конкретные помехи. Для того, чтобы убрать с пути данные препятствия и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


Рекомендуемая литература



 


групп, государства по отношению к своим гражданам. В совре­менных условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступ­ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
     
 
Общесоциальный уровень Специально-юридический уровень
         
экономическая     регулятивная
   
политическая охранительная
     
воспитательная
 
коммуникативная

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Ба­баева. Саратов, 1987.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 1—3.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Гл. 9.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 5.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственнос­ти. СПб., 1909. Т. 1; 1910. Т. 2.

Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М., 1949.

Радько Т.Н., Толстик ВА. Функции права. Н. Новгород, 1995.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 103—105.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997-. Гл.8.

Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 168—180.

Федоров В.П. Убеждение и правоохранительная деятельность. СПб., 1994.

Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. переводов. М., 1987. Вып. 1—2; 1988.

Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. СПб., 1908.

Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. Л., 1980.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные признаки права.

2. Что такое право в объективном и субъективном смысле?

3. Назовите основные концепции правопонимания.

4. Каково соотношение экономики, политики и права?

5. Что такое принципы права и каковы их виды?

6. Как соотносятся между собой убеждение и принуждение в праве?

7. Какие функции права вам известны?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Лепет О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991. № 12.

Ленин В.И. Государство и революция // Поли. собр. соч. Т. 33.

Малъко А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный ас­пект. Саратов, 1994. С. 88—90.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. Т. 4.

Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 3.

Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъ­ективного права. Саратов, 1972.

Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.


§ 2. Правовая система общества: понятие и структура



 


ГЛАВА 8 ТИПЫ ПРАВА