В политической системе общества важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодей­ствовать с государственным аппаратом.

Государство и политические партии

ЛЛ устанавливает правовые формы организации, функциониро-вания и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе Аполитических сил и т.д.

•/ субъекты политической организации — государство, поли­тические партии, движения, общественные объединения и т.п. — легитимированы в правовых актах (конституции, за­конах, подзаконных актах) и должны действовать в их рам-

ках- А С ] ' •■■■■■' А

з>) ,:',. ■ ■■ ■ ■ ! '-

Термин «партия» в переводе с латинского означает «част? », ♦ группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Одна­ко собственно политические партии появились в процессе станов­ления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

Политическая партия — это наиболее активная и организован­ная часть социальной группы или класса, выражающая их интере­сы, связанная идеологической общностью и борющаяся за полити­ческую власть.

Согласно проекту закона о политических партиях 1996 г., по­литические партии есть общественные объединения, целью кото-



 


 



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 4. Государство и политические партии



 


рых является «участие в политической жизни общества, в орга­низации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления».

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций, влияния на политическую жизнь и организацию общест­ва. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социаль­ными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общест­ва. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ори­ентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, призванием же политических партий является нацеленность на завоевание власти, борьба за руководст­во государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным вы­разителем устремлений определенного общественного класса или строя, представляет собой добровольную общность людей, объеди­ненных идеологически и организационно, имеющих целью завое­вать, удерживать и использовать государственную власть для реа­лизации своих основных интересов. Функции политических партий: ^ выявление, формулирование и удовлетворение интересов

больших социальных групп;

Ъ активизация и интеграция определенной части людей; ■if борьба за политическую власть и за ее использование, опре­деление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, рево­люционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

• подготовка и проведение избирательных кампаний по фор­
мированию высших и местных органов власти, выдвижение
в них своих сторонников, организация контроля за их дея­
тельностью;

• разработка партийной идеологии, создание и реализация по­
литической программы развития общества, пропаганда и
формирование общественного мнения;

• политическое воспитание общества в целом или его части;


,-|* подготовка и выдвижение кадров для партии, государствен­ного аппарата и различных общественных организаций, фор­мирование правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппара­та, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать интересы различ­ных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифи­цировать по следующим критериям:

1) в зависимости от социальной направленности программы и
деятельности — на социал-демократические, либерально-демо­
кратические, коммунистические, классовые, националистичес­
кие, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патрио­
тические и т.п.;

2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на
доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей
идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую
целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся
вокруг конкретного политического лидера);

3) в зависимости от методов выполнения программы — на рево­
люционные (стремящиеся к радикальному качественному преоб­
разованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучше­
нию общественной жизни без принципиальных структурных из­
менений);

4) в зависимости от характера политических действий — на
консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстре­
мистские;

5) в зависимости от представительства в высших органах госу­
дарственной власти и отношения к официальной политике — на
правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут раз­
деляться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые.

В зависимости от положения политических партий в полити­ческой системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с дру­гом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния пар­тий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 5. Государство и общественно-политические движения



 


Природа и особенности партийной системы той или иной стра­ны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, исто­рическими традициями, национальным составом, религиозной си­туацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п.

Важным вопросом в характеристике партийных систем являет­ся их типология, которая может проводиться по следующим осно­ваниям:

*\ Ч 1) в зависимости от характера политического режима можно \V\ выделить демократические, авторитарные и тоталитарные пар-Д, ™йные системы;

Ь" N 2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или

Л* влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается

J исключительное право одной партии на фактическое осуществле-

** ние политической власти в обществе), двухпартийные (в которых

\J обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на вы-

N борах большинство мест в законодательном органе или назначе-

lk ние ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и

Vi многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не

т способна завоевать поддержку абсолютного большинства избира-

\ телей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалици-

t онными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких

партий);

3) в зависимости от соотношения партий с различным полити­ческим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалици­онные;

У 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и меж­партийных отношений — стабильные и переходные; У 5) в зависимости от характера межпартийных отношений — I конкурентные и неконкурентные.

^*"" Любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирова­ния политических партий и партийных систем. В связи с усложне­нием форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенден­ция их более детальной юридической регламентации.

Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в государ­ственно-политической жизни, то сейчас регулирование их дея­тельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в зако­нодательстве современных государств отражаются следующие мо­менты: понятие политической партии; определение места и роли в


политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к ор­ганизационному строению и порядку деятельности партий; фи­нансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публич­ной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправле­ния и т.д.

Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государст­вах особого «партийного права» («права партий»).

§ 5. Государство и общественно-политические движения

Общественно-политическое движение — это наиболее актив­ная часть общества, призванная выражать интересы определен­ных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение вклю­чаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выра­женных политических интересов.

Общественно-политические движения отличаются от полити­ческих партий тем, что:

• социальная база движений более широкая, аморфная, пе­
страя (к одному и тому же движению могут принадлежать
представители различных социальных, идеологических, на­
циональных, конфессиональных и других групп);

• общественно-политические движения, как правило, придер­
живаются только одной политической концепции и добива­
ются решения одной крупной политической проблемы,
имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достиг­
нув этой цели, движение прекращает свое существование);

• общественно-политические движения не столь долговремен-
ны, как партии;

• общественно-политические движения, не стремясь к власти,
пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению
своих проблем (при борьбе за власть общественно-политичес­
кое движение трансформируется в политическую партию);