В политической системе общества важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.
Государство и политические партии
ЛЛ устанавливает правовые формы организации, функциониро-вания и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе Аполитических сил и т.д.
•/ субъекты политической организации — государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п. — легитимированы в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) и должны действовать в их рам-
ках- А С ] ' •■■■■■' А
з>) ,:',. ■ ■■ ■ ■ ! '-
Термин «партия» в переводе с латинского означает «част? », ♦ группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Однако собственно политические партии появились в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).
Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Согласно проекту закона о политических партиях 1996 г., политические партии есть общественные объединения, целью кото-
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 4. Государство и политические партии
рых является «участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления».
Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.
Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, призванием же политических партий является нацеленность на завоевание власти, борьба за руководство государственными делами.
Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного общественного класса или строя, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов. Функции политических партий: ^ выявление, формулирование и удовлетворение интересов
больших социальных групп;
Ъ активизация и интеграция определенной части людей; ■if борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);
• подготовка и проведение избирательных кампаний по фор
мированию высших и местных органов власти, выдвижение
в них своих сторонников, организация контроля за их дея
тельностью;
• разработка партийной идеологии, создание и реализация по
литической программы развития общества, пропаганда и
формирование общественного мнения;
• политическое воспитание общества в целом или его части;
,-|* подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.
Политические партии призваны выражать интересы различных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естественно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям:
1) в зависимости от социальной направленности программы и
деятельности — на социал-демократические, либерально-демо
кратические, коммунистические, классовые, националистичес
кие, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патрио
тические и т.п.;
2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на
доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей
идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую
целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся
вокруг конкретного политического лидера);
3) в зависимости от методов выполнения программы — на рево
люционные (стремящиеся к радикальному качественному преоб
разованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучше
нию общественной жизни без принципиальных структурных из
менений);
4) в зависимости от характера политических действий — на
консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстре
мистские;
5) в зависимости от представительства в высших органах госу
дарственной власти и отношения к официальной политике — на
правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут раз
деляться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые.
В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 5. Государство и общественно-политические движения
Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п.
Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология, которая может проводиться по следующим основаниям:
*\ Ч 1) в зависимости от характера политического режима можно \V\ выделить демократические, авторитарные и тоталитарные пар-Д, ™йные системы;
Ь" N 2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или
Л* влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается
J исключительное право одной партии на фактическое осуществле-
** ние политической власти в обществе), двухпартийные (в которых
\J обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на вы-
N борах большинство мест в законодательном органе или назначе-
lk ние ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и
Vi многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не
т способна завоевать поддержку абсолютного большинства избира-
\ телей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалици-
t онными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких
партий);
3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалиционные;
У 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений — стабильные и переходные; У 5) в зависимости от характера межпартийных отношений — I конкурентные и неконкурентные.
^*"" Любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий и партийных систем. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция их более детальной юридической регламентации.
Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в
политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления и т.д.
Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого «партийного права» («права партий»).
§ 5. Государство и общественно-политические движения
Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.
Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что:
• социальная база движений более широкая, аморфная, пе
страя (к одному и тому же движению могут принадлежать
представители различных социальных, идеологических, на
циональных, конфессиональных и других групп);
• общественно-политические движения, как правило, придер
живаются только одной политической концепции и добива
ются решения одной крупной политической проблемы,
имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достиг
нув этой цели, движение прекращает свое существование);
• общественно-политические движения не столь долговремен-
ны, как партии;
• общественно-политические движения, не стремясь к власти,
пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению
своих проблем (при борьбе за власть общественно-политичес
кое движение трансформируется в политическую партию);