Сенатусконсульт как источник римского частного права. Конституции императоров как источник римского частного права.

Законы народного собрания как источник римского частного права.

Понятие источника права в юридической науке Древнего Рима. Основные виды источников римского права.

Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права.

В юридической литературе выражение «источ­ник права» употребляется в различных смыслах: 1) как источник содержания правовых норм; 2) как способ, форма образования (возникновения) норм права; 3) как источник познания права.

1).Конечным источником содержания права являют­ся материальные условия жизни общества. Это обстоятельство необходимо иметь в виду при изучении права рабовладельческого обще­ства. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладель­ческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работников производства (раба).

2).Форма образования норм права. В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в республиканский пери­од — постановления народного собрания; в эпоху прин­ципата — сенатусконсульты, постановления сената, кото­рыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолют­ной монархии — императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция).

3). Источник познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, напри­мер кодификация императора Юстиниана; произведения римских юристов и т.д.; в особен­ности произведения римских историков и др.

Важным источником познания римского права яв­ляются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, на стенах построек и т. д.

В Древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

1).Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.

2).Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отверг­нуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и поло­жительного или отрицательного ответа со стороны народа.

3)Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый наро­дом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу рес­публики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя пол­ководцами в завоеванных провинциях.

 

Сенатусконсульты – постановления римского сената основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невозможностью частого созыва народных собраний. В сенатусконсультах давались общие принципиальные положения, некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Се­нат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора.

Императорские конституции – единоличные распоряжения императора, которые стали признаваться законом с III в. н. э.

Императорские конституции издавались в 4 формах: а) эдикты— общие распоряжения; б) декреты— решения по судебным делам; в) рескриптыответы на по­ступавшие к императорам вопросы; г)мандаты— инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Императорские конституции были позднее кодифицированы римскими юристами. Наиболее известными являются: кодекс Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана. Кодекс Гермотениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана. Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен Восточно-римским императором в начале V в. н. э. получил распространение как на Востоке, так и в Риме. Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено пользоваться другими кодексами.