Сенатусконсульт как источник римского частного права. Конституции императоров как источник римского частного права.
Законы народного собрания как источник римского частного права.
Понятие источника права в юридической науке Древнего Рима. Основные виды источников римского права.
Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права.
В юридической литературе выражение «источник права» употребляется в различных смыслах: 1) как источник содержания правовых норм; 2) как способ, форма образования (возникновения) норм права; 3) как источник познания права.
1).Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества. Это обстоятельство необходимо иметь в виду при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работников производства (раба).
2).Форма образования норм права. В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в республиканский период — постановления народного собрания; в эпоху принципата — сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии — императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция).
3). Источник познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, например кодификация императора Юстиниана; произведения римских юристов и т.д.; в особенности произведения римских историков и др.
Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, на стенах построек и т. д.
В Древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:
1).Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.
2).Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа.
3)Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях.
Сенатусконсульты – постановления римского сената основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невозможностью частого созыва народных собраний. В сенатусконсультах давались общие принципиальные положения, некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора.
Императорские конституции – единоличные распоряжения императора, которые стали признаваться законом с III в. н. э.
Императорские конституции издавались в 4 формах: а) эдикты— общие распоряжения; б) декреты— решения по судебным делам; в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы; г)мандаты— инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
Императорские конституции были позднее кодифицированы римскими юристами. Наиболее известными являются: кодекс Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана. Кодекс Гермотениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана. Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен Восточно-римским императором в начале V в. н. э. получил распространение как на Востоке, так и в Риме. Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено пользоваться другими кодексами.