Лекция 6 Этические нормы в работе психолога с детьми и людьми с ограниченными возможностями.

Обучением, воспитанием и развитием личности ребенка с ограниченными возможностями занимаются многие специа­листы: врачи, коррекционные педагоги, учителя-предметни­ки, социальные педагоги, психологи и др. К этому перечню добавляются работники еще одного профиля: специалисты по социальной реабилитации.

Кто же такой специалист по социальной реабилитации? Какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать?

Социальная реабилитация — это разновидность социаль­ной работы. По определению американских ученых М. Саппса и К. Уэлса, социальная работа — это профессия подвижни­ков, занимающихся улучшением отношений между людьми с ограниченными возможностями здоровья и их окружением, влияющих на способность таких людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, облегчать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы. Но к общим обязан­ностям социального работника у специалиста по социальной реабилитации добавляются дополнительные функции, не­сопоставимые с выполнением традиционных обязанностей социального работника — возвращение детей-инвалидов из «плена» функциональной ограниченности в полноценную об­щественную жизнь.

Специалист по социальной реабилитации это профес­сионал, призванный обеспечить перестройку психики и раз­витие заданных свойств личности ребенка с ограниченными возможностями с помощью организационных, педагогических и психотехнических средств, реализацию его потребности быть личностью, а также способствовать созданию опреде­ленного личного психологического комфорта и психологиче­ской защищенности. Работа с детьми и подростками с огра­ниченными возможностями требует от каждого, кто избрал данную профессию, полнейшей самоотдачи, безграничной любви, уважения и веры в возможности ребенка, кажущего­ся безнадежным, глубоких профессионально-теоретических и практических знаний.

Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристи­ки: объективную и субъективную, являющиеся необходимы­ми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты социальной реабилитации, то есть те изменения в психическом и личностном развитии, которые возникают под влиянием реабилитационных воздей­ствий. К субъективным — его личностные особенности.

Чтобы успешно реализовать цели социальной реабилита­ции ребенка с ограниченными возможностями, специалист по социальной реабилитации должен обладать глубокими и раз­носторонними знаниями. В этой связи ему необходимы:

— знания об особенностях развития человека как личности;

— знания об основных тенденциях общественного разви­тия и требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Знание особенностей общественного развития позволяет реально определять характер и содержание социально-реаби­литационной деятельности, ее цели и задачи по формирова­нию личности ребенка;

— знания возрастных и индивидуальных особенностей пси­хического и личностного развития ребенка как в норме, так ив патологии;

— знания особенностей межличностных отношений и их влияние на развитие личности;

— знания собственно социально-реабилитационных техно­логий, обладание практическим опытом, мастерством и ин­туицией.

Специалисту по социальной реабилитации надо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.

Социально-реабилитационная работа нередко требует бы­строй оценки сложившейся ситуации и срочного вмешатель­ства специалиста. На помощь в этом случае может прийти

интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств.

Вместе с тем профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, не могут сами по себе решать цели и задачи социальной реаби­литации. Они выступают лишь необходимыми условиями. Ре­шающее же значение, как показывает практика, оказывают личностные качества в совокупности с глубокими знаниями и умениями в области социальной реабилитации.

Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, выступа­ет в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. По­этому он должен обладать качествами, которые были бы при­сущи как заботливым родителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам и др.

Как заботливый родитель специалист по социальной реабилитации должен быть способным взять на себя роль от­ца или, матери, уметь создавать для ребенка специфический микроклимат, комфорт взаимоотношений, присущий семей­ному воспитанию. Он должен находить радость в общении с ребенком, жить его жизнью, радоваться вместе с ним его успехам. Он должен нести ребенку любовь и ласку, так не­достающую ему в отсутствие родителей. Его должно волновать будущее ребенка так же, как если бы это был бы его собствен­ный ребенок.

Как психолог он должен понимать и знать себя и других людей, знать психологию ребенка с учетом специфики пер­вичных и вторичных нарушений. Чтобы быть грамотным пси­хологом, он должен иметь необходимую психологическую подготовку, в результате которой должна сформироваться определенная психологическая культура, психологическая компетентность как в социально-реабилитационной работе, так и в деле пропаганды и просвещения общества о важности задач социальной работы. Овладеть психологической куль­турой — значит проявлять постоянную заботу о своем психи­ческом здоровье и психическом здоровье своих воспитан­ников, стремиться к познанию самого себя, других людей, оптимальных стереотипов поведения и общения.

Как педагог специалист по социальной реабилитации должен умело использовать формы и методы воспитательного воздей­ствия, различные социально-реабилитационные технологии, хо­рошо знать цели, функции учебно-воспитательного процесса, владеть педагогической этикой и педагогическим тактом.

Как психотерапевт он должен уметь снимать у детей и подростков стрессы и дисстресы, дискомфортные состояния, детские страхи, уметь организовывать психологическую под­держку ребенка.

К субъективным характеристикам личности специалиста по социальной реабилитации можно отнести: мотивационную направленность, характер, способности, психические состоя­ния, уровень развития основных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.), а также интегральные характе­ристики, объединяющие многообразные ее свойства. В их числе: самооценка.и индивидуальный стиль деятельности и общения.

Важнейшим личностным качеством специалиста по соци­альной реабилитации является его мотивационная направ­ленность на профессию. Устойчивая профессиональная направленность это стремление стать, быть и оста­ваться специалистом в данной области. Она помогает ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе.

Большое значение для работы с ребенком с ограниченны­ми возможностями имеет наличие у специалиста по социаль­ной реабилитации соответствующих способностей. Способно­сти обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, влияющие на успешное выполнение той или иной деятельности. Способности бывают общие и специальные. Вы­деляют две группы специальных способностей, необходимых для работы с детьми: перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность постижения индивидуального своеобразия личности ребенка и понимание самого себя, и про­ективные, конструктивные, управленческие способности, свя­занные с умением воздействовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные способности включают спо­собность к изучению другого человека, пониманию, сопере­живанию, к оценке ситуации с его точки зрения.

В управленческие способности входит способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в це­лом, используя мотивацию поведения.

На отношения, складывающиеся у специалиста по социаль­ной реабилитации с ребенком, существенно влияют особенно­сти его характера.

Характер — это система устойчивых эмоциональных от­ношений к себе, другим людям, к труду, вещам, типичным ситуациям профессиональной деятельности и связанных с ни­ми профессиональных стереотипов поведения. Характер формируется на протяжении всей жизни, может меняться и зависит от направленности активности личности. Внешне характер проявляется в речевых реакциях. Выделяют сле­дующие способы эмоционального реагирования на поведение детей:

а) по содержанию — оценочные (объективная или не­справедливая оценка); защитные (проникновение в мотивы поступков ребенка, прощение или его оправдание); регули­рующие (побуждение, запрещение, указание);

б) по эффективности и по отношению к цели — конструк­тивные (реально способствующие достижению цели), псевдо­конструктивные (создающие видимость участия в решении проблемы), деструктивные — являющиеся препятствием для выхода из определенной ситуации;

в) по характеру активности — наступательные (оценка ребенка и себя, выявление позиции другого), рационализи­рующие (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

г) по функции — мобилизующие (рекомендации ребенку, себе), успокаивающие (участие, примирение), провоцирую­щие (разоблачение другого, упрямство).

Специалисту по социальной реабилитации должны быть присущи альтруистические черты характера и эмпатия.

Альтруизм — это система ценностных ориентации лич­ности, при которой центральный мотив и критерий нравст­венной оценки — это интересы другого человека или соци­альной общности. Центральная идея альтруизма — идея бескорыстия, проявляющаяся в организации деятельности, осуществляемой в интересах других людей и не предполагаю­щей реального вознаграждения. В действиях специалиста по социальной реабилитации альтруизм может выступать как проявление гуманности в повседневном общении и деятель­ности с детьми.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — спо­собность, позволяющая постигать эмоциональные состоя­ния других людей, сочувствовать им, разделять их пережи­вания.

Проявления эмпатии зависят от уровня развития нравст­венного сознания человека, поскольку эмпатия может иметь как эгоистическую, так и альтруистическую направленность, т. е. она может быть использована как во имя собственных интересов, так и во имя интересов другого человека. Кроме того, для повышения эффективности социально-реабилита­ционного процесса мало только переживать и сочувствовать ребенку, важно развивать и у него альтруистические пережи­вания.

На специфику взаимоотношений специалиста по социаль­ной реабилитации с ребенком большое влияние оказывают психические состояния.

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Их возникновение и протекание зависит от индивидуальных свойств человека, возраста, жизненного опыта, конкретной ситуации и т. д. В работе специалиста по социальной реабилитации могут возникать временные пси­хические состояния в виде реакции на ситуацию (тревож­ность, уверенность или неуверенность, повышенная утомляе­мость, пониженная работоспособность и др.). Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные со­стояния и становиться качествами личности.

Рассмотрим некоторые интегральные свойства личности, оказывающие решающее влияние на профессиональную дея­тельность специалиста по социальной реабилитации.

Важнейшей интегральной характеристикой личности яв­ляется интеллект.

Интеллект — относительно устойчивая структура спо­собностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и ее осознанную оценку. С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Основными критериями, по которым оценивается развитие интеллекта, являются глубина суждений, обобщенность и подвижность знаний, способность выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В структуре интеллекта осо­бое значение имеет речевая деятельность и особенно внут­ренняя речь. Важное место в ней занимают также уровень развития наблюдательности, умение использовать операции абстракции, обобщения и сравнения, с целью объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов. Обладая высоким уровнем развития интел­лекта, специалист по социальной реабилитации может гра­мотно ставить цели и задачи, возникающие в социально-реа­билитационных ситуациях, определять пути и средства их реализации, гибко реагировать на возникающие трудности.

Заметное влияние на понимание специалистом по социаль­ной реабилитации своих возможностей оказывает само­оценка. Степень адекватности самооценки реальным дос­тижениям во многом определяет направление и характер развития его профессионального мастерства. Чрезмерно низ­кая самооценка вызывает состояние неуверенности, что сказывается на мотивации отношения к труду. Завышенная самооценка выступает препятствием на пути самосовершен­ствования.

Следующей интегральной характеристикой его личности следует считать индивидуальный стиль деятельности и об­щения.

Индивидуальный стиль — устойчивое сочетание задач, средств и способов социально-реабилитационной деятельно­сти и общения, характерное для данного специалиста, а также более частные особенности, такие как ритм работы, эмоцио­нальные состояния. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затра­тах времени и сил.

Психологи А.К. Маркова и А.Я. Никонова, изучавшие ин­дивидуальный стиль в деятельности учителя, выделили две крайних разновидности индивидуального стиля: рассуждаю­ще-методичный и эмоционально-импровизационный.

Особенностью первого стиля является четкое структуриро­вание и организация учебного процесса, повышенное внима­ние к повторению и закреплению учебного материала.

Для эмоционально-импровизационного стиля характерно стремление не придерживаться четкого плана, чаще исполь­зовать импровизацию, ориентироваться на поиск нового.

Индивидуальный стиль определяется соотношением задач is. способов деятельности, поэтому индивидуальный стиль непостоянен. В индивидуальном стиле деятельности прояв­ляется индивидуальность человека. Индивидуальность спе­циалиста по социальной реабилитации обеспечивает ему авторитет в глазах коллег, родителей и т. д., то есть особую профессиональную позицию, обозначающую специфическое влияние на детей и подростков, право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

Однако сама по себе должность авторитета не дает. Подлин­ный авторитет опирается на характеристики специалиста, занимающегося социальной реабилитацией как субъекта дея­тельности и общения и на особенности его личности.

Профессиональная компетентность

специалиста по социальной реабилитации

детей с ограниченными возможностями

здоровья

Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответст­вовать, подходить). Профессионально компетентным счита­ется такой труд, в котором на высоком уровне выполняют­ся функциональные обязанности,^используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскры­ваются профессиональные способности и личностные каче­ства, достигается высокий конечный результат.

Профессиональную компетентность иначе называют про­фессионализмом. Работа и качественная определенность профессионала не сводятся к тому, что иногда заметно сторон­нему наблюдателю. Зачастую не сведущему человеку трудно понять, почему профессионал в своей деятельности поступает так, а не иначе. Например, из каких побуждений врачи, де-фектологи и др. лучшее время отдают больным детям? Почему они стремятся к тому, чтобы эти дети были более счастливы? Отвечая на эти вопросы, воспользуемся репортажем кор­респондента «Литературной газеты» по Новосибирской облас­ти И.А. Самаховой, которая, пытаясь понять, в чем секрет работы директора дошкольного центра социальной реабили­тации А.И. Бороздина и его коллег в воспитании, казалось бы, безнадежных детей, пишет:

«Нужно быть ненормальной или безумно любящей мате­рью, чтобы в этом диагнозе-приговоре (речь идет о болезни Дауна) уловить проблеск надежды. Вдруг да вернется где-то странствующая душа в это искореженное тельце, не умеющее самостоятельно жевать и передвигаться, а все желания и эмо­ции выражающее в нечеловечески высоком крике.

Людям объясняют, что их ребенок неизлечим и не обучаем, а они вместо того, чтобы смириться, подумать о доме инва­лидов, год за годом странствуют по врачам, умоляя о «чуде». И явилось это чудо в образе добродушного невысокого крепыша с гривой седых волос, скромного учителя музыки. Я свиде­тель, как на улице Новосибирского Академгородка встречные малыши с ходу бросаются ему на плечи с воплем: «Алексей Иванович!». А больные ученики, глядя на его лицо, впервые в жизни пытаются улыбнуться.

То, что придумал и создал Алексей Иванович Бороздин, можно назвать школой искусств для самых тяжелых детей-инвалидов. Здесь учатся петь, танцевать и рисовать те, кто по началу не мог говорить, ходить, отличить мячик от зай­чика...

...Получается, что специалисты не добиваются подобных результатов потому, что находятся в плену профессиональных представлений о возможностях больного ребенка?

...Ну, а родители, самые любящие и заинтересованные лю­ди, — почему они не могут самостоятельно развивать своих детей?

— Семьи тратят основные усилия на то, чтобы как-то при­способиться к своему несчастью... В школу не матери приво­дят своих детей, а какие-то серые тени, на которых нельзя смотреть без содрогания. Здесь, среди своих, они постепенно отходят, снова превращаются в женщин, даже начинают улы­баться. Хотя бы ради этого стоит работать.

Бороздину и его коллегам задают вопрос: ради чего они не­сут свой добровольный крест, не сулящий им ни особых благ, ни почестей, ни удовлетворения? Ведь больные дети никогда не станут полноценными людьми...

— Говорят еще, что из нормальных детей мы могли бы вос­питывать гениев, — вздыхает Бороздин. Но у здоровых детей всегда есть возможности для развития. А наши ученики вот уж точно без нас не обойдутся. Если ребенок был практичес­ки растением, а после занятий достигнет уровня пятилетнего и навсегда останется на нем, это много или мало? Думаю, не только родители, но и общество в целом может почувствовать разницу. Больных детей миллионы, а по прогнозам, к сожа­лению, их будет рождаться все больше и больше. И нам с ни­ми жить».

Описанная ситуация свидетельствует о том, что профессио­нальная компетентность нечто большее, чем только знания. Благородные мотивы и побуждения заставляют человека ра­ботать самозабвенно. Иначе говоря, профессионал не только владеет специфическими тонкостями своей профессии, но он хочет, может и способен на большее.

Что же характерно для профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации?

Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшей про­фессиональную компетентность учителя, и анализ спе­цифических особенностей труда специалиста по социальной реабилитации, можно выделить пять компонентов (блоков), присущих профессиональной компетентности в социально-реабилитационной деятельности:

1) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями здоровья;

2) профессиональные специальные и психологические зна­ния, навыки и умения в области социальной реабилитации де­тей с ограниченными возможностями;

3) профессиональные психологические позиции, установ­ки, психологическая компетентность;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влия­нием деятельности специалиста по реабилитации.

Названные компоненты являются не только психологиче­скими предпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практиче­ской деятельности специалиста, занимающегося социальной реабилитацией.

Опыт профессиональной деятельности в области соци­альной реабилитации детей с ограниченными возможно­стями здоровья. Нравственные личностные свойства, кото­рыми должен обладать специалист по социальной реабилита­ции — основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Но профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, как показывает жизнь, возникают у специа­листа любого профиля только на практике. Чтобы стать про­фессионалом, ему необходимо определенное время для соци­ально-профессиональной адаптации, для «вхождения» в про­фессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответст­вующей должности. Период профессионального становления у каждого человека не одинаков, но он имеет место у каж­дого, кто начинает выполнять свои профессиональные обя­занности.

Профессиональные знания, профессиональная эрудиция

это совокупность сведений о специфике труда специалиста по социальной реабилитации и его взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, о профессиональных особенностях личности самого специалиста, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в па­тологии, его возрастных особенностях и другие.

Профессиональные умения — это способы, технологии воздействия специалиста по социальной реабилитации на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, которые выполняются им на высоком уровне. Профессиональные умения образуют «техники» в его труде. Они составляют три большие группы, в число которых вхо­дят: умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации; умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия.

Первая группа умений: умение увидеть в отношениях с ре­бенком проблему и оформить ее в виде социально-реаби­литационной задачи; умение при формулировании задачи ориентироваться на ребенка как активного развивающего соучастника социально-реабилитационного процесса, имею­щего собственные мотивы и цели; умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи с учетом изменяющихся условий и ситуаций; умение предвидеть близкие и далекие последствия принимае­мых социально-реабилитационных воздействий.

Вторая группа умений: в эту группу включают три под­группы умений.

Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала. Это осведомленность в новых концепци­ях социально-реабилитационной работы, умение выделять в них ключевые идеи и использовать на практике, осуществ­лять связи с другими специалистами.

Подгруппа «кого учить»: умение изучать с помощью пси­ходиагностических средств состояние отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления, речи и др.), лично­стных качеств и личности в целом, изучать реальные возмож­ности развития для каждого конкретного ребенка, умение вы­являть не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития ребенка, предвидеть возможные и типичные затруд­нения; умение проектировать и формировать у детей отсутст­вующие уровни деятельности и личностные качества; умение расширять поле для самоорганизации детей, разрабатывая для них индивидуальные программы.

Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять раз­личные методические приемы и технологии в работе с ребенком; учитывать затраты сил детей и своих собственных при ре­шении конкретной задачи; применять дифференцированный и индивидуальный подходы; умение организовывать само­стоятельную работу детей.

Третья группа умений: умение использовать психологиче­ские и специальные знания и осведомленность в науке и пе­редовом опыте на практике; умение хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; умение соотносить возникающие трудности детей с не­дочетами в своей работе; умение видеть слабые и сильные сто­роны своего труда,' оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт; умение строить планы совершенствования своей деятельности.

Профессиональные психологические позиции — это ус­тойчивые системы отношений специалиста по социальной реа­билитации к ребенку, к себе, к коллегам, определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана с моти­вацией, с осознанием смысла своего труда.

Психологическая компетентность — это комплекс зна­ний и умений по психологии, необходимый для решения про­фессиональных задач в социально-реабилитационной деятель­ности. Знания по психологии призваны помочь специалисту по социальной реабилитации разобраться в сложных проб­лемах взаимоотношений с ребенком и найти необходимый вы­ход из сложившейся ситуации, привести к пониманию инте­грации знаний и методов из различных областей научного и практического знания с целью решения проблем подготовки ребенка к безболезненному вхождению в социальную среду. Психологическая компетентность специалиста по социальной реабилитации предполагает:

— знание закономерностей психического и личностного развития ребенка с учетом возрастных, индивидуальных раз­личий и патологических изменений, умение адекватно оце­нивать состояние детей, их настроение, поведение;

— знание психологии взаимоотношений и взаимодействий ребенка в группе;

— умение адекватно эмоционально откликаться на пси­хическое состояние ребенка и его поведение;

— умение выбирать по отношению к каждому ребенку та­кую форму социально-психологического и педагогического воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным осо­бенностям и потенциальным возможностям;

— обладание педагогическим тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имеющему ограниченные возможности.

Психологическая компетентность в деле пропаганды и про­свещения общества предполагает проявление способности формировать у населения положительное общественное мне­ние по отношению к детям, имеющим ограниченные возмож­ности.

Психологические качества личности. К ним относят осо­бенности познавательной (профессиональное мышление, на­блюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивацион-ной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.

Рассмотрим некоторые из них.

Профессиональное целеполагание — потребность специа­листа по социальной реабилитации в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от обстоя­тельств и ситуации. Оно представляет собой целостную сис­тему определяющих профессиональную деятельность ориен­тиров. Профессиональное целеполагание включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические задачи развития личности ребенка с ограниченными возможностями, задачи гражданского становления и формирования индивидуаль­ности.

Профессиональное мышление. В ходе практической со­циально-реабилитационной деятельности развертывается профессиональное мышление как процесс выявления внеш­не не заданных скрытых особенностей взаимодействия с ре­бенком.

Мышление человека — это продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной дея­тельности.

Профессиональное мышление специалиста по социальной реабилитации возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных отношений, взаи­модействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на коррекцию, развитие и становление личности. Профессио­нальное мышление формируется как мыслительная способ­ность, позволяющая осмысливать, анализировать, сравнивать социально-реабилитационные теории и концепции, совер­шать методические и технологические открытия, творчески и эффективно осуществлять процесс вхождения ребенка в со­циальную среду.

Особый интерес представляет практическое мышление. Оно необходимо для анализа конкретных ситуаций и внесе­ния в их содержание тех или иных изменений.

Практическое мышление осуществляется обычно в усло­виях дефицита времени, имеет ограниченные возможности для проверки предположений. Разновидностью практического мышления специалиста по социальной реабилитации являет­ся диагностическое мышление, которое проявляется в анализе известных черт личности с учетом прогнозирования развития личности, и педагогическая интуиция.

Педагогическая интуиция — это быстрое, одномоментное принятие решения с учетом предвидения дальнейшего разви­тия ситуации без развернутого осознанного анализа. Если на последующих этапах можно обосновать это решение, то гово­рят об интуиции более высокого уровня, если же нет, то име­ет место житейская, эмпирическая интуиция. Интуитивный способ мышления необходим, так как профессиональное чутье зачастую бывает точнее логических выкладок и рассуж­дений.

Важной чертой педагогического мышления является педа­гогическая импровизация — нахождение неожиданного реше­ния и его мгновенное воплощение. Процесс профессиональной импровизации состоит из нескольких этапов — озарения, мгновенного осмысления идеи и моментального выбора пути ее реализации; публичного воплощения, осмысления, т. е. мгновенного анализа процесса воплощения идеи.

Кроме названных качеств специалисту по социальной реа­билитации для становления профессиональной компетенции важны:

наблюдательность, зоркость, профессиональный слух, понимание сущности ситуации, способность по внешним при­знакам понять переживания ребенка или подростка;

оптимизм — подход к ребенку с верой в его потен­циальные возможности, резервы его личности, в успех своего дела;

. — находчивость — умение легко перестраивать трудную ситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональ­ную окраску и позитивную направленность;

рефлексия — обращенность сознания на самого себя, учет представлений подростков, родителей и коллег о своей деятельности.

Специалист по социальный реабилитации должен обладать также знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующие действия:

1. Оценивать социальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченными возможностями, опреде­лять ее положительные и негативные воздействия на его раз­витие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка.

2. Организовывать взаимодействие различных специали­стов: врачей, дефектологов, педагогов-предметников и других с целью разработки и реализации единой стратегии и такти­ки использования реабилитационных технологий, общих тре­бований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка.

3. Разрабатывать на основе исходной медицинской и пси­хологической информации индивидуальные планы социаль­ной реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспе­чивать их выполнение.

4. Реализовывать на практике основные направления, под­ходы и технологии социальной реабилитации и прогнози­ровать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения со­циальной реабилитации ребенка с ограниченными возможно­стями в зависимости от характера инвалидности и ее послед­ствий.

5. Получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информацию о результатах социально-реа­билитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для вы­бора адекватных решений.

6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологиче­скую культуру, желание применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах соб­ственного развития с учетом каждого возрастного этапа.

Показателем профессиональной компетентности труда спе­циалиста по социальной реабилитации являются зримые сдвиги в психическом и личностном развитии ребенка. Взрос­лея, такой ребенок должен постепенно приобретать способ­ность управлять своими желаниями, ставить цели, направлен­ные на преобразование самого себя.

Но результативные показатели не равноценны: среди них более важными являются обучаемость (способность к само­обучению) и воспитуемость (способность к саморазвитию), то есть основанием для оценки являются обученность и воспи­танность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Рассмотренные составляющие профессиональной ком­петентности специалиста по социальной реабилитации могут стать своеобразной программой его профессионального са­мосовершенствования, роста компетентности и личностного роста.

Морально-этические аспекты

в работе специалиста по социальной

реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья

В любом обществе действия и поступки людей должны от­вечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль.

Мораль или нравственность(лат. mores — нравы) — фор­ма общественного сознания, в которой отражаются и закре­пляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость, зло и т. д.). Мораль представ­ляет собой совокупность правил, норм общежития, поведе­ния людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу.

Мораль — объект изучения такой науки, как этика. Тер­мин «этика» введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. В этике различают два рода проблем: собственно теоретические вопросы о происхождении сущ­ности морали и вопросы о том, как должен поступать че­ловек во взаимоотношениях с людьми, или «нормативная этика». В данном случае нас интересует нормативный аспект этики.

Нормативная этика рассматривает проблемы смысла жиз­ни, сущность добра и зла, содержание нравственного долга, обосновывает принципы и нормы морали. Она также является основой профессиональной позиции человека и его взаимоот­ношений с людьми, складывающихся в любой профессиональ­ной деятельности.

Существует этика руководителя, врача, психолога, педа­гога и т. д. В связи с тем, что в нашу жизнь входит социаль­но-реабилитационная деятельность как самостоятельная практика, человеку, который ею занимается, должны быть также присущи свои морально-этические особенности.

Ожидания общества от деятельности специалиста по соци­альной реабилитации имеют двойственный характер. С одной стороны, к нему относятся предписания, касающиеся нрав­ственных качеств учителя, так как его главной функцией является воспитание и коррекция развития личности ребен­ка или подростка. Данное положение вытекает из стремления общества охранять физический и духовный мир детей, кото­рые из-за отсутствия жизненного опыта и физических сил могут стать жертвой несправедливости взрослых. С другой стороны, от результатов его работы ждут изменений в их физическом и психическом здоровье, так как он работает с детьми, имеющими ограниченные возможности жизнедея­тельности. То есть люди хотят видеть в нем качества, прису­щие врачу.

Кроме того, в представлении общества специалист по со­циальной реабилитации — уважаемый, авторитетный чело­век, который в состоянии решать стоящие перед ним профес­сиональные задачи на высоком уровне.

Таким образом, к морально-этическим аспектам деятель­ности специалиста по социальной реабилитации как профес­сионала относятся те нормы и правила его поведения, без которых не может эффективно протекать социально-реабили­тационный процесс и взаимодействие с ребенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности.

Мораль представляет собой единство нравственного соз­нания, нравственной деятельности и нравственных от-■ ношений с детьми и другими людьми в повседневной жизни и в сфере профессионального труда.

Нравственное сознание это осознание людьми норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе, ценностей и качеств собственной личности. Оно закрепля­ется в соответствующих взглядах, идеях, представлениях, традициях, привычках и функционирует в единстве общест­венного и индивидуального сознания.

Если общественное сознание дает обобщенное представ­ление о морали как общественном явлении, то в индивиду­ально-нравственном сознании отражается социальная ситуа­ция развития, в которой оказался конкретный человек. Оно представляет собой совокупность взглядов личности на то, что такое добро и зло, в чем смысл и цель жизни, что такое сча­стье, справедливость, совесть, честь и достоинство, нравствен­ный идеал, какие требования, нормы и правила поведения существуют в обществе, какова нравственная ценность тех или иных качеств личности и поступков.

Индивидуально-нравственное сознание специалиста по социальной реабилитации, исходя из специфики его труда, включает в себя весь спектр сформировавшихся у него нравст­венных взглядов, убеждений, чувств, отражающих нравст­венные отношения в сфере социально-реабилитационной деятельности.

Существенное влияние на его индивидуально-нравственное сознание оказывает наличие тех или иных нравственных качеств: в положительном плане — положительные качест­ва, в отрицательном — негативные. В числе положительных качеств большое значение имеют такие, как добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справед­ливость, честность и принципиальность, скромность и любовь к детям, профессиональная гордость и др.

Нравственная деятельность специалиста по социальной реабилитации представляет собой совокупность практиче­ских действий и поступков, направленных на повышение соб­ственной профессиональной культуры, а также на реализа­цию установок, целей и задач формирования полноценной личности ребенка с ограничениями жизнедеятельности, способной успешно адаптироваться в сложном мире социаль­ных отношений. Достижение этой цели и определяет нравст­венную деятельность специалиста по социальной реабили­тации.

Эффективность социально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложились нравственные отноше­ния между специалистом по социальной реабилитации и дру­гими субъектами реабилитационного процесса: ребенком, ро­дителями ребенка, специалистами различных профилей.

Нравственные отношения это реальные отношения между людьми, действующие на основе моральных норм. Нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: с одной стороны, это метод воздействия на ребенка, с дру­гой — условия для организации эффективного социально-реабилитационного процесса, с третьей, они имеют социаль­ную ценность. От уровня нравственных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком во многом зависит отношение ребенка к опыту старшего поко­ления, который предстает перед ним в его образе.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных ви­дах совместной деятельности и отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игро­вой деятельности, на коррекционных и развивающих заняти­ях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимодей­ствия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку теп­лоты и доверительности, когда ребенок естественно включа­ется в различные отношения. Выделяют следующие виды общения:

а) примитивное общение — другой человек оценивается как ненужный и мешающий. После получения от собеседника не­обходимой информации интерес к нему теряется;

б) формально-ролевое общение — ориентация на социаль­ную роль;

в) деловое общение — учитываются особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем другие факторы;

г) духовное, межличностное общение — это общение близ­ких людей, когда можно затронуть любую тему и не обя­зательно прибегать к помощи слов. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник хорошо знает собеседника, мо­жет предвидеть его реакции, интересы, отношения.

Духовное общение для процесса социальной реабилитации является наиболее приемлемым, так как специалист здесь вы­ступает для ребенка носителем духовного начала.

Основным средством воздействия и обращения к ребенку является слово. В психологии выделены следующие группы наиболее часто употребляемых словесных воздействий:

— организующее воздействие (инструктирование, распоря­жение, наставление, побуждение и др.);

— оценивающее воздействие (с положительным знаком — похвала, с отрицательным знаком — критические замечания, оценки);

— дисциплинирующее воздействие (замечание -7" вопрос — замечание — утверждение, повышение голоса, и др.).

На результаты социальной реабилитации детей и комфорт­ность их поведения существенное влияние оказывают осо­бенности стилей взаимодействия с ними. В числе основных стилей педагогического руководства (по данным Е.Я. Захаро­вой) выделяют: демократический стиль, авторитарный, кон­формный и индифферентный.

Сопоставляя эффективность учебных занятий, проводимых педагогами с разными по стилю способами работы, Е.Я. За­харова обнаружила значительное преимущество демокра­тического стиля педагогической деятельности по сравнению с другими стилями. Однако результаты анализа данных ис­следования показали, что в реальном педагогическом процессе 60% преподавателей имеют явно выраженную авторитарную направленность.

Наблюдения и экспертная оценка лиц, работающих с деть­ми-инвалидами, подтвердили наибольший психологический комфорт и эффективность в работе с ними при демократичес­ком стиле взаимоотношений.

На установление нормальных взаимоотношений с ребен­ком, имеющим ограниченные возможности, оказывают влия­ние не только стиль управления, но и социально-психоло­гическая позиция специалиста по социальной реабилитации по отношению к ребенку. В психологии общения выделяют две позиции: закрытую и открытую.

Для закрытой позиции характерны обезличивание, под­черкнуто объективная манера изложения на общем фоне отсутствия собственных суждений, переживаний, озарений, эмоционального отношения к тому, что говорится или выпол­няется.

Для открытой — присуще уважительное отношение к то­му, что делает ребенок, и даже тогда, когда его действия ошибочны, критика используется в форме самокритики, до­пускается право ребенка на ошибку, проявляется оптимизм и доверие.

Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его соматического (физического) и пси­хического (душевного) здоровья. Объясняется это тем, что со­матическое и психическое здоровье детерминировано образом жизни, преобладанием определенных жизненных норм в по­ведении ребенка, а это, как известно, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью зависит от взрос­лого.

К сожалению, в практике работы с детьми с отклоне­ниями в развитии встречается немало случаев, когда дети про­никаются неприязнью к отдельным лицам, с которыми контактируют. Эта неприязнь переносится и на совместную деятельность. В результате профессиональные усилия таких специалистов не воспринимаются детьми и оказываются не эффективными.

Мораль, принципами которой должен руководствоваться специалист по социальной реабилитации, диктует установле­ния таких отношений между ним и ребенком, которые бы спо­собствовали развитию полноценной личности, обладающей чувством собственного достоинства. Важнейшим условием положительного воздействия специалиста по социальной реа­билитации на ребенка являются отношения, устанавливаю­щиеся между ними на основе глубокого уважения и доверия. Человек, занимающийся социальной реабилитацией, должен быть по отношению к ребенку предупредительным, чутким, уважать его личность, быть требовательным, но справедли­вым. Отсюда недопустимы оскорбления, окрики, брань.

Показателем компетентности специалиста во взаимоот­ношениях с ребенком является гуманистическая позиция, интерес к нему, а также к изучению себя самого, своих дей­ствий.

Взаимоотношения специалиста по социальной реабилита­ции и ребенка зависят также от умения учитывать возрастные особенности, например, стремление подростка к взросло­сти. Специалист по социальной реабилитации, допускающий в общении с детьми несправедливость, грубость, бестактность, унижающие их достоинство, не может пользоваться уваже­нием у детей и подростков.

Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, не­нависти, но и в виде безразличного отношения. Понимая, что к нему окружающие относятся безразлично, ребенок, в силу своей неопытности, не может разобраться, где добро, а где зло. .В результате он становится подозрительным, у него выраба­тывается недоверие к людям, переходящее постепенно в оз­лобленность.

Очень важно, чтобы специалист по социальной реабилита­ции обладал педагогическим тактом.

Педагогический такт — это чувство разумной меры на ос­нове соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор такой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как к главной цен­ности.

В тесной связи с педагогическим тактом рассматривают пе­дагогическую эмпатию. Эмпатия помогает специалисту по социальной реабилитации войти в положение, понять состоя­ние ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним.

Приемы и методы воздействия на детей и подростков мо­гут быть разнообразными: вербальными и невербальными, прямыми или косвенными. Но в каждом конкретном случае требуется осмысление причин, породивших негативные последствия, знание особенностей личности, условий жизни, воспитания и развития, учета их специфики в данный момент. От специалиста по социальной реабилитации требуется нрав­ственная зрелость, гибкость, творческий подход к использова­нию тех или иных методических приемов и средств.

Очень точно заметил по этому поводу К.Д. Ушинский в сво­ем обращении к учителям: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоя­тельствами, в которых вы хотите их применить. Не только об­стоятельства эти бесконечно разнообразны, но сами натуры воспитанников не походят одна на другую».

Итак, взаимоотношения специалиста по социальной реаби­литации с детьми, имеющими ограничения жизнедеятель­ности, должны основываться на соблюдении определенных моральных норм. В числе таких норм можно назвать:

— не следует вспоминать о дефекте и произносить его в при­сутствии ребенка. При любых обстоятельствах нужно уважать чувство собственного достоинства каждого своего воспитанни­ка и формировать это чувство;

— основным регулятором нравственных отношений явля­ется справедливая оценка поступков и действий ребенка. Не­обходимо быть требовательным по отношению к ребенку, но требовательность должна быть доброжелательной, сочетаю­щейся с уважением личности ребенка;

— к ребенку следует предъявлять посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороть­ся против рабской покорности ребенка во взаимоотношениях с людьми;

— нравственные отношения не могут строиться на черст­вости и равнодушии, тем более на жестокости. Необходимо учить детей чувствовать чужое горе, сопереживать, откли­каться на него, несмотря на трудности, которые могут быть у ребенка с ограниченными возможностями;

— ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи взрослого, особенно когда ему трудно. Оказать ее — одна из моральных норм, регулирующих отношения между взрослым и ребенком;

— следует оберегать воспитанников от вербальной агрес­сии здоровых сверстников, научить их делать это самостоя­тельно, используя специальные приемы;

— нельзя делить своих воспитанников на любимых и не­любимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию по отношению к ним;

— необходимо поощрять инициативу детей, не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и подрывать веру у других, в каждом ребенке находить положительные черты и в своей работе опираться на них;

— в общений с детьми следует находить нужный тон, всю социально-реабилитационную деятельность строить только с учетом индивидуального подхода, развивать у детей способ­ность отстаивать свои убеждения, основанные на четком пред­ставлении о добре и зле;

— нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными для воспитанников и подкреплять­ся его трудовой деятельностью и образом жизни.

Нравственные отношения необходимы не только во взаи­модействии с детьми, но и с коллективом специалистов, учас­твующих в реабилитационном процессе. Кроме специалиста по социальной реабилитации, с ребенком, имеющим огра­ничения жизнедеятельности, взаимодействуют врачи, коррек-ционные педагоги, логопеды, воспитатели, учителя и другие специалисты. Коллектив реабилитационного или другого спе­циализированного учреждения является тем звеном, которое объединяет и направляет усилия всех участников реабилита­ционного процесса на достижение общих результатов.

Поэтому вопрос о системе нравственных отношений в спе­циализированном коллективе является чрезвычайно важным. Процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможно­стями предполагает высокое чувство ответственности каждого его члена за судьбу ребенка, что проявляется в единстве тре­бований и действий по отношению к нему. Единство требова­ний всех участников реабилитационного процесса может быть обеспечено лишь при условии согласия всех членов коллек­тива специалистов с характером, содержанием и формой этих требований.

Коллектив реабилитационного учреждения контролиру­ет и направляет деятельность специалиста по социальной реабилитации, предъявляя к нему определенные требования в виде оценок, мнений о его деятельности. Свободное приня­тие требований своих коллег возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность с подчинением. Только в творческой атмосфере взаимопомощи можно чувствовать себя уверенным и активно решать поставленные задачи.

Взаимопомощь и взаимодействие в реабилитационном кол­лективе являются одним из определяющих условий профес­сионального роста и нормального развития нравственных от­ношений. В этой связи чрезвычайно важен постоянный обмен информацией о прочитанном в педагогической, психологиче­ской и специальной литературе. Однако необходимо, чтобы члены коллектива испытывали потребность в таком обмене, умели ценить каждое новое достижение своего коллеги, по­нимали друг друга с полуслова.

Чрезвычайно важной морально-этической проблемой явля­ются отношения специалиста по социальной реабилитации с семьей ребенка. Их нельзя рассматривать как полное взаи­мопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на решение ими одних и тех же задач. Конфликты между роди­телями и специалистом по социальной реабилитации могут возникать из-за низкой педагогической культуры родителей, бестактности самого специалиста, разночтения задач социаль­ной реабилитации и т. д.

Нравственные отношения в системе реабилитационной дея­тельности — непременное условие успешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Они способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию ус­ловий развития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные требования, предъявляемые к специалисту по социальной реабилитации, необходимые для эффективного взаимодей­ствия с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

2. Почему специалист по социальной реабилитации должен выпол­нять функции родителя, педагога, психолога, психотерапевта?

3. Какими личностными качествами должен обладать специалист по социальной реабилитации?

4. Раскройте содержание основных качеств профессиональной ком­петентности специалиста по социальной реабилитации.

5. В чем проявляются специфические особенности взаимодействия специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими откло­нения в развитии?

6. На основании каких моральных норм должны основываться взаи­моотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми?

7. Что такое мораль? Раскройте содержание нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений специалиста по социальной реабилитации.

8. Раскройте сущность понятия «педагогический такт», в том числе по отношению к профессиональной компетентности специалиста по со­циальной реабилитации.

Темы для докладов и сообщений

1. Личность специалиста по социальной реабилитации в условиях со­циально-реабилитационной деятельности.

2. Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с деть­ми с ограниченными возможностями здоровья в условиях социально-реабилитационного процесса.

3. Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации. Организация методической помощи и содействие в про­фессиональном росте специалисту по социальной реабилитации в усло­виях реабилитационного центра.