В 1922-1924 гг. в РСФСР были приняты уголовный, уголовно-процессуальный, трудовой, гражданский, земельный, гражданско-процессуальный, лесной, исправительно-трудовой кодексы.

Кодификация права.

В период нэпа была проведенакодификация права.

После образования СССР стали издаваться общесоюзные кодифицированные правовые акты, в которых закреплялись общие принципы правового регулирования в различных областях общественной жизни. Таковыми стали: Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (приняты в 1924 г.), Общие начала землеустройства и землепользования (1928 г.). В 1924 г. был принят Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и их семей. Разрабатывались и принимались нормативно-правовые акты близкие по юридической силе кодексам. В РСФСР таковыми являлись, например, Положение о судоустройстве, Положение о местных финансах, Ветеринарный устав, и др.), на общесоюзном уровне - Положение о воинских преступлениях, Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик, Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, Положение о государственных преступлениях, Устав железных дорог, Устав почтовой, телеграфной, телефонной и радио связи, Основы дисциплинарного законодательства и т. д.

Систематизация законодательства, возложенная на Комиссию законодательных предположений при СНК СССР, проводилась и в других формах. В 1926 г. ею было издано Систематическое собрание действующих законов СССР в пяти томах. В 1927 г СНК СССР образовал Кодификационную комиссию, перед которой ставилась задача собрать действовавшие на 1 июня 1929 г. законодательные акты в систематизированном и перередактированном виде.

Гражданское право. Принятию Гражданского кодекса РСФСР предшествовала подготовительная работа, выразившаяся в подготовке ряда законопроектов и в принятии серии актов, внедрявших принципы нэп в имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Такими актами стали принятые в 1921 г. декреты «О замене продовольственной разверстки натуральным налогом», «Об обмене», Наказ СНК РСФСР о проведении новой экономической политики, постановления о переводе на хозрасчет предприятий отдельных отраслей народного хозяйства, о предоставлении права аренды промышленных предприятий, о праве организовывать мелкопромышленные предприятий и т. д.

Однако жизнь требовала принятия универсального закона, регулировавшего весь круг гражданско-правовых отношений. Работа над его проектом велась ускоренными темпами. Здесь вновь сказалось влияние внешнего фактора, о чем прямо говорилось на 3 сессии ВЦИК IX созыва («Мы должны закон укрепить, иначе говорить ни в Генуэ, ни с арендаторами и концессионерами нельзя»). О ходе работ по подготовке Гражданского кодекса сообщалось по дипломатическим каналам организаторам Генуэзской конференции. Поскольку проект кодекса в срок подготовить не смогли, 22 мая 1922 г. ВЦИК принял Декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР.

Многие его положения вошли в Гражданский кодекс, принятый 4 сессией ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г. и вступивший в действие с 1 января 1923 г. Кодекс состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. Закон отразил многоукладность экономики, закрепив следующие виды собственности: государственную, кооперативную, частную. В исключительной собственности государства могли находиться земля, недра, леса, горы, железные дороги, их подвижной состав и летательные аппараты. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, промышленные предприятия с числом рабочих. не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом работающих могли быть собственностью кооперативных организаций.

Кодекс установил определенные пре­делы частнособственнических отношений, представил государственным предприятиям преимущества и гарантии по сравнению с частным капи­талом (ограничения имущественной ответственности, например), что являлось отражением приоритета государственной социалистической собственности. В этих же целях устанавливалось правило неотчуждаемости государственного имущества в пользу частных лиц или объединений. Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. Государственные предприятия и учреждения, с другой стороны, наделялись правом истребовать от всякого приобретателя любое при­надлежащее им имущество, незаконно отчужденное у него каким бы то ни было способом (виндикация). Ясно, что тем самым сни­жалась ответственность (прежде всего имущественная) за ведение дел, подрывались начала самоокупаемости и хозяйственного расчета. Сле­довательно, в гражданском (как и в других отраслях), праве было ярко выражено классовое нача­ло, приоритет государственной соб­ственности, а также отражено требование В. Ленина о расширении вме­шательства государства в частноправовые отношения[76].

Кодекс зафиксировал, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Каждый гражданин РСФСР и других союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не запрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18 летнего возраста.

Закон уделял большое внимание регулированию обязательств, возникающих из договоров, регламентировал отдельные виды договоров (купли-продажи, имущественного найма, мены, займа, подряда, поручительства, поручению и страхованию), определял статус товариществ (простых, полных, на вере, с ограниченной ответственностью, акционерных). Имелась глава, посвященная обязательствам, возникавшим вследствие неосновательного обогащения и причинения вреда.

Несмотря на то, что Гражданский кодекс был призван обеспечивать развитие товарно-денежных отношений, в нем четко проглядывалось стремление провести принцип уравнительности. Это проявлялось прежде всего при регулировании различных аспектов института собственности. Так, жилые строения могли быть предметом купли-продажи при условии, что в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года.

Кодекс восстановил договор дарения, отмененный в предшествующий период, однако размер дарения ограничивался суммой 10 тыс. руб.

Ограничения касались и договоров наследования: передаваемое по наследству имущество также ограничивалось 10 тыс. руб. и на наследство, превышающее 1 тыс. руб. вводился прогрессивный - до 50% - налог. В 1926 г. верхний предел наследуемого имущества был отменен, но вместе с тем существенно повышался налог с наследства – до 90%.

Завещатель мог перераспределять (или лишать) доли наследства между наследниками по закону. В 1928 г. были разрешены завещания в пользу государственных органов, партийных, профсоюзных, общественных организаций.

Выморочное имущество переходило государству.

Гражданский процесс.Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РСФСР был принят второй сессией ВЦИК десятого созыва 10 июля 1923 г. Кодекс закрепил принцип активности суда, в соответствии с которым он обязывался оказывать трудящимся активное содействие в ограждении их прав и законных интересов.

Процесс основывался на началах гласности и публичности. Основанием для начала процесса служил иск, который мог быть подан в народный суд (где и рассматривалось подавляющее большинство гражданских дел) как в письменной, так и в устной форме. Стороны в процессе представляли доказательства, однако суд по своей инициативе мог привлечь и другие доказательства. На любой стадии процесса в дело мог вступить прокурор. Закон допускал представительство сторон в процессе. По искам о взыскании зарплаты и некоторым другим искам трудящиеся освобождались от уплаты пошлин и расходов по производству дела.

Споры между государственными организациями разбирали не суды, а арбитражные комиссии (СТО, облэкосо и т. д.). После образовании СССР было принято Положение об арбитражной комиссии при СТО СССР. Согласно утвержденных 29 августа 1928 г. ЦИК и СНК СССР Правил о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов, такие конфликты рассматривались в расценочно-конфликтных комиссиях и только когда там е было достигнуто соглашения сторон, дела передавались в суды.

Трудовое право.Разработка нового трудового законодательства протекала в обстановке отказа от сложившейся в период военного коммунизма системы организации труда на основе повинности, по разверсткам и предписаниям административных органов. В основу трудовых отношений теперь был положен свободный найм рабочей силы. Возобновлялось заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией, в которых отражались условия труда и тарифы его оплаты. Важным было указание Кодекса законов о труде РСФСР, принятого в 1922 г., о недействительности статей колдоговора, ухудшавших условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей колдоговор.

Индивидуальный трудовой договор мог заключаться как при наличии коллективного договора, так и без него. Предусматривалось три вида договоров: на неопределенный срок, на время выполнения работы, на определенный срок (не более одного года). Договор на неопределенный срок мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установленных законом, и желанию работника в любое время, предупредив нанимателя за семь дней. Договоры, ухудшавшие положение трудящегося сравнительно с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего распорядка, распространявшимися на данное предприятие или учреждение, признавались недействительными. Особо оговаривалось, что договоры не должны содержать условий, могущих повлечь ограничение политических и общегражданских прав трудящихся

КЗоТ РСФСР распространялся на всех лиц, работавших по найму. Продолжительность рабочего дня для совершеннолетних не могла быть более 8 час., для подростков 16-18 лет, лиц, привлекаемых к подземным работам и лиц, занятых умственных и канцелярским трудом – не более 6 час. Устанавливалось правило, согласно которому ставки зарплаты, предусмотренной договором, не могли быть меньше установленного законом обязательного минимума для данной категории труда. Изменение основ хозяйствования повлекло изменение источников материального обеспечения работников в случае потери трудоспособности: произошел переход от государственного социального обеспечения к системе государственного социального страхования. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или работодателями без права обложения страхуемого и без вычета взносов из заработной платы. Социальное страхование включало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий (на кормление ребенка, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся в случае смерти кормильца.

Споры между нанимателями и работниками рассматривались в трудовых сессиях судов, реже – в примирительных камерах и третейских судах. На протяжении рассматриваемого периода законодательство допускало в исключительных случаях (стихийные бедствия, недостаток рабочей силы для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК.

Семейное право.Проекты нового семейного кодекса были разработаны Наркоматами юстиции и внутренних дел РСФСР в 1923 – 1924 гг. Однако их обсуждение заняло большое время и Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР был принят только в 1926 г.

Кодекс установил единый для мужчин и женщин минимальный возраст для вступления в брак – 18 лет (в исключительных случаях местные исполкомы могли понизить этот срок для женщин на один год). При вступлении в брак стороны давали подписку, что они взаимно ознакомлены о состоянии здоровья партнера, указывали в который по счету брак они вступают, сколько до этого имели зарегистрированных и незарегистрированных браков, сколько имели детей. Допускалось сохранение супругами добрачных фамилий. Сохранялись прежние условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие вступающих в брак, отсутствие близкого родства между ними, состояние «в здравом уме».