Вопрос № 24 Общественный и государственный строй во Франции X-XIII вв. Реформы Людовика IX

 

В истории феодальной монархии принято выделять 3 этапа:

1. сюзерениальная монархия.(Х-ХIII вв.) – период классических феодальных отношений.

2. Монархия сословного представительства.(XIV-XV вв.) – период развития феодально-денежных отношений, роста towns, начала разложения феодализма.

3. Абсолютная монархия. (XVI-XVIII вв.) – период зарождения капитализма и кризиса феодализма.

Общественный и государственный строй Франции в Х-ХII вв.

К Х веку завершился процесс феодализации во Франции. Значительная часть при получении статуса сервов, т.е. лично и имущественно зависящих от феодала. Сервы не могли уйти от своего господина. Сервы несли значительную барщину и платили огромный натуральный оброк. Лишь незначительная часть крестьян имела статус илланов, т.е. имущественно зависели, но лично нет.

Класс феодалов был построен в виде феодальной лестницы. Верховным феодалом считался король – сюзерен. Головные вассалы короля – 2. В свою очередь, головные вассалы имели в своем подчинении своих вассалов – варьер-вассалов. ; категория – шевалье – рыцари. Отношения между феодалами строились на основе принципа: «Вассал моего вассала – мой вассал». Отношения вассалитета возникали после совершения 2 правовых обрядов – оммаж.

Оммаж – клятва верности вассала своему сеньору. После этого сеньор совершал инвеституру – передает вассалу символ власти над его феодалом. Вассал нес обязанности по отношению к сеньору – хранил верность, не вступать в союзы с противниками сеньора, выкупать его из плена.

Военная служба была ограничена сроком 40 дней в году и в пределах французского королевства.

Имущественная обязанность: передавать денежную сумму в случае посвящения в рыцари старшего сына сеньора или выдачи старшей дочери сеньора. Сеньор обязан был защищать своего вассала. Ограничением части феодалов была церковь > 1/3 земель во Франции.

Господство натурального хозяйства предопределяло слабое развитие городов, которые находились в коллектив. вассал. зависимости от местного феодала.

Экономическая раздробленность предопределяла и политическую. К началу Х века династия Королингов во Франции угасла, что привело к затяжной междоусобной войне между головными вассалами и лишь к концу Х века головные вассалы избрали королем не очень влиятельного парижского графа Гуго Капет. Свое решение головные вассалы объяснили так: «король нам нужен, но король слабый». Формально король носил титул верхового феодала – сюзерена, соответственно форма правления называется сюзеренной монархией, но реальной властью король обладал лишь в пределах своих личных владений – домена. Слуги короля составляли такой орган, как королевский совет. Королевские чиновники не имели права вмешиваться в дела головных вассалов. Важнейшие государственные вопросы король обязан был решать совместно с так называемой королевской курией, в состав которой входили головные вассалы.

Слабость королевской власти объясняется тем, что его головные вассалы владели значительно большими феодами, чем сам король. Такая форма государственного правления называется дворцово-вотчиной.

Но с ХIII в. начинается процесс усиления королевской власти. Этому способствовало, с одной стороны, ловкая политика капетингов, который с помощью выгодных браков и интриг стал распространяться королевский домен. Объективной причиной усиления центральной власти было развитие товарно-денежных отношений и рост городов. Горожане в наибольшей степени страдали от феодализма – раздражительность и междоусобицы. Власть короля в еще большей степени усилилась благодаря Людовику IХ.

Реформы Людовика IХ.

1. Административно-судебная. Король запретил вести междоусобные войны в пределах своего домена. За пределами домена было введено правило «40 дней короля». В случае возникновения спора между головными вассалами они были передать его разрешение королю. Если в течении 40 дней король не мог примирить, они получали право на междоусобную войну. Из королевского совета выделялся специальный судебный орган – парижский парламент.

2. Военная. Король разрешал вассалам откупаться от военной службы. На полученные деньги король создавал новую, но полную его подчинению армию.

3. Монетная. Людовик IХ приказал отчеканить полноценную королевскую монету, которая получила спрос на всей территории государства. Королевский монетный двор стал центральным.

Эти реформы создали предпосылки для установления во Франции сословно-представительной монархии.

 

 

Вопрос № 25 Сословно-представительная монархия во Франции.

Замена сюзерентной монархии сословно-представительной объясняется изменением общественного строя Франции вХIV-XV вв. Развитие товаро-денежных отношений предопределило предоставление крестьянам элементов личной свободы. Натуральное хозяйство разрушается и феодалы начинают требовать от крестьян денежного оброка. Поэтому сокращаются барщины и разрешают крестьянам продавать свою продукцию на рынок. Происходит резкое сокращение и количества сервов, в дальнейшем они получают статус вилланов.

Особенный правовой статус имело духовенство, которое продолжало владеть значительными землями и обладало налоговым и судебным иммунитетом, поэтому духовенство стало считаться первым особым сословием. Усиление королевской власти позволило добиться принесения оммажа королю всеми феодалами, независимо от их титулов. Постепенно принцип вассалитета стал заменяться подданством, т.е. все феодалы стали считаться подданными короля. Так сформировалось второе привилегированное сословие – дворянство.

По мере роста своего влияние города освобождаются от зависимости от местных феодалов, и, получив свободу, горожане также признаются подданными короля и составляют третье сословие – горожане.

С начала ХIV века возникает практика созыва королем представителем 3 сословий для решения наиболее важных государственных вопросов.

Впервые это произошло в 1302г., когда король Филипп IV (красивый) попросил поддержки сословий. С тех пор сословия стали созываться регулярно и возник такой орган, как генеральный штат. Возникновение этого органа объяснялось тем, что король становился реальной главой государства, одновременно возлагая на себя решение общегосударственных вопросов, но в это время не существовала еще система постоянно взымаемых налогов, поэтому основной вопрос, который решали генеральные штаты – выделение субсидий королю. Генеральный штат собирался королем и мог в любой момент им быть распущен. Он состоял из трех палат: духовенство, дворянство, горожане. В первые две палаты король приглашал лично, а в третьей палате заседали выборные представители городов на основе императорского мандажа. Каждая палата голосовала отдельно и имела 1 голос, как правило горожане оставались в меньшинстве.

Наивысшее влияние этот орган достиг в 1357 году, когда король в войне с Англией попал в плен и просил у штатов деньги на выкуп и был вынужден подписать Великий Мартовский Ордонанс: в этом акте король обещал создать специальный орган из представителей сословий для контроля за королевскими чиновниками и расходованием финансовых средств. Спустя некоторое время король отказался исполнять этот ордонанс.

В сословии представителей монархии стал разрастаться королевский чиновничий аппарат. Значительное влияние в центре управлении имел парижский парламент. Техническими обязанностями этого органа являлись: право отказать в регистрации акта короля на том основании, что он противоречит законам и обычаям королевства – вето парижского парламента теряло силу, если король лично являлся в этот орган и подтверждал силу своего акта. В целом этот судебный орган – парижский парламент – способствовал усилению королевской власти, распространяя на все государство ее акты. Доктора права заседали в парижском парламенте, основывали полномочия короля как главы государства с ссылками на Римское право. Так был провозглашен принцип «король является императором в своем королевстве».

В сословно-представительной монархии увеличился аппарат чиновников, на места король стал назначать своих представителей. На юге Франции он должен был учитывать мнение местной феодальной знати, назначать губернаторов из их составов. Чиновничество ограничено входило в класс феодалов, передавались чиновнику пожизненно с правом наследования и соответственно титулом. Т.о. наряду с «прежним» дворянством шпаги сформировалось дворянство мантии, т.е. чиновников. Поэтому в XIV-XV вв., не смотря на усилие королевской власти, государство не было еще полностью централизованным.