Формы правления.

Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии.
Монархия (с греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархическая форма правления характерна сегодня для 50 государств, из которых 12 - европейские. Современные формы монархии представлены такими разновидностями, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская монархия (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая монархия (Бахрейн, Иордания, Кувейт, Марокко).

При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.

Ка́тар - государство (эмират) в юго-западной Азии, расположенное на Катарском полуострове в северо-восточной части Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией на юге, со всех остальных сторон омывается Персидским заливом. Столица — город Доха. Богато нефтью. Во главе стоит эмир.

Ома́н — государство в Юго-западной Азии, на юго-востоке Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией, ОАЭ Глава –султан

САудавская Аравия – абсолютная монархия. Конституция – Коран, король Абдалла ибн Абдель Азиз аль-Сауд

Ватикан – абсолютная теократическая монархия. Бенидикт 16.

 

  • Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:
    • власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменять конституцию, а его власть символична. Например, в Великобритании законы, принятые парламентом, и решения Кабинета министров должны иметь королевскую подпись, но при этом сами монархи не пользуются правом вето с 1710 г. и не собираются использовать его в будущем;
    • правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
    • лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства (премьер-министр - наиболее значимое лицо в политической жизни);
    • правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом.

В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа.

Великобритания– Елизавета 2, премьер министр – Гордон Браун (с 2007 г, Лейбористская партия)

Испания – король Хуан Карлос 1, премьер-министр Хосе Луис Родригес

Япония – император Акихито, премьер-министр –Таро-Асо

 

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию либо в республику.
Республика (от лат. res publicа - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

  • В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:
    • парламентская (Германия, Израиль, Индия, Италия);
    • президентская республика (Аргентина, Мексика, США). Каждая из них предполагает собственную модель разделения властей.

Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, как и монарх, является формальным главой государства, но его самостоятельная роль невелика. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может высказывать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента, например в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр.

Германия – президент Хорст Кёлер, премьер-министр –Ангела -Меркель

Италия –президент Джорджо Наполитано, премьер-министр – Сильвио Берлускони

Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты. Право вето носит относительный характер: парламент повторно проголосует за отвергнутый закон, но чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, например когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности. Подобная модель разделения властей способствует укреплению их взаимозависимости и взаимоконтролю.
Суперпризедентские – Лат Америка, страны Африки

 

В ряде стран сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским.

  • Премьер-президентская модель (Франция в условиях Пятой республики, Финляндия) предполагает следующую модель разделения властей:
    • дуализм исполнительной власти: с одной стороны, президент, который обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, а также непосредственно может влиять на формирование правительства (выдвижение кандидатур министров), а с другой - премьер-министр как глава правительства;
    • президент избирается всенародно;
    • президент наделяется широкими полномочиями в области руководства вооруженными силами и органами безопасности, во внешней политике и обычно правом роспуска парламента;
    • отсутствие у президента права смещать министров;
    • ответственность кабинета министров и самого премьера перед парламентом.

Объем полномочий президента может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от того, принадлежит ли парламентское большинство к той же партии, что и президент.

Франция – президент – Николя Саркози

Премьер-министр – Француа Фийон

  • Президентско-парламентская модель (Перу, Эквадор) предполагает:
    • наличие всенародно избранного президента;
    • закрепление полномочий по формированию кабинета министров за президентом и парламентом одновременно: хотя президент назначает и смещает членов правительства, правительство должно пользоваться доверием законодательного органа;
    • ответственность правительства перед президентом и парламентом, законодательный институт власти может выразить недоверие правительству;
    • президент имеет право распустить парламент.

У политологов нет единого мнения относительно формы правления, сложившейся в современной России. С определенными оговорками она может быть отнесена к президентско-парламентской модели.