Письменность. Просвещение.

Истоки русского культурного развития.

Top

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к бога­тейшему наследию античности. Традиции Византии – одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира – оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были перерабо­таны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII – начале XIII в. русская культура стала ис­пытывать определенное влияние западно-европейской романской тради­ции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: куль­туру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство – главные отличительные черты культуры восточного славянства в дого- сударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличи­тельной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литерату­ре и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культу­ры древнерусской народности.

Top

Top

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способст­вовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действи­тельно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими бук­вами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческо­го письма – так появилась нынешняя азбука, “кириллица”, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения сви­детельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица – глиняные коль­ца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: “Благодатнейшая полна корчага сия”.

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами “Господи помози” и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. “Якиме стоя успе”, – написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: “Кузьма-порося”. Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот – в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хо­зяйственное письмо (“Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова”, – сообщал некий Михаил своему господину), и завещание (“Во имя отца и сына и свято­го духа… се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем живо­те”), и письмо, сообщающее о семейной трагедии (“Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых. – Авт.) нет…”), и любовное письмо (“От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель. – Авт.) Игнат Моисе­ев”) и т.д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Top