Архитектура
Литература
том, что среди вятчан ещё в старину были грамотные люди, говорит наличие у них книг. Из ХVI в. до нас дошла одна из самых ранних вятских книг — Пролог — сборник житий святых и поучений отцов церкви на каждый день. В ХVII в. одно из самых больших собраний книг было в Успенском монастыре г. Хлынова.
В 1601 г. здесь насчитывалось 144 книги, из которых 25 были печатные. Немало книг имели и другие вятские монастыри. Так в Троицком монастыре Слободского уезда в 1629 г. имелось 32 книги.
Имели книги и вятские храмы. Так, например, Екатерининская церковь г. Слободского имела 44 книги. Свои библиотеки были и у состоятельных вятчан.
Книги покупались, переписывались, а иногда религиозные книги вятские монастыри и храмы получали в подарок от русских царей. Только за ХVII в. было подарено более 30 книг.
Среди различных жанров средневековой вятской литературы особое место занимают жития святых. В ХVII в. в Вятском Успенском монастыре было написано «Житие Трифона Вятского», рассказывающее о жизни святого. Примерно к этому же времени относится «Житие блаженного Прокопия Вятского».
Создавались произведения и иного жанра. В этом же веке была написана «Повесть о явлении чудотворного образа Николы Великорецкого», в которой излагается история появления на Вятской земле чудотворной иконы. В похожем стиле написана и «Повесть о иконе Пречистия Богородицы и Приснодевы Мария Честнаго и Славного ея Одигитрия новоявленная, иже принесена быть повелением Пречистжя Богоматери в Соловецкую лавру лета 7170-го майя в 26 день». Она рассказывает о судьбе вятского рыбака Ивана Ивановича Лянгусова, который попал в плен к калмыкам, а потом крымским татарам. В плену ему было видение, и он дал обет написать образ Спаса и Богоматери, после чего смог бежать. Повесть рассказывает и о том, как Лянгусов выполнил своё обещание.
ольшинство вятских городов создавалось как центры обороны в условиях враждебного окружения. Вплоть до ХVIIв города, особенно Хлынов, сохраняли свою древнюю планировку. Поэтому средневековое зодчество вятчан заключалось в строительстве и жилых и оборонительных сооружений. Дома вятчане в это время строили из дерева. Дом имел одну комнату с печью, а сверху был покрыт настилом из брёвен и засыпан землёй или глиной. Более нарядно выглядели церкви. Они имели двухскатную крышу с крестом и были, естественно, больше по размерам.
При строительстве вятских городов первоначально каких-либо проектных планов не использовали. Однако определённые особенности строительство имело. При строительстве учитывали в первую очередь природные особенности местности. Поэтому города выглядели очень живописно, неразрывно связанные с окружающей природой. В городе Вятке улицы начинались на торгу, который являлся центром города.
Со временем вятское жилище меняло свой облик. Крыша стала двухскатной или четырёхскатной и не имела дымовой трубы, т.к. дом топился по-чёрному. Рядом с домом располагалась клеть — хозяйственная постройка. В ХVII в. появляются сени, которые соединили между собой избу и клеть. В это же время на крышах вятских домов появляются трубы-дымники. Изменяется внешний вид дома — он теперь строится на высокой подклети, т.е. становится двухэтажным. Нижний этаж обычно использовали в качестве кладовой и жилья для прислуги, а в верхнем этаже жили хозяева. Правда в ХVII в. таких домов было ещё немного, а большинство домов представляли из себя одноэтажную избу без трубы. Но в тоже время встречались и дома богатых людей, которые имели ещё более сложный вид и достигали высоты 3-4 этажей. На верхний этаж вела наружная лестница.
Город не был разделён на правильные кварталы, а размеры усадеб жителей были неодинаковыми и зависели от богатства владельцев. Усадьба состояла из одного или двух дворов с жильём и огорода с садом.
Со временем менялись и городские укрепления. Первоначально город был обнесён рвом и валом с частоколом. Особенно мощными были укрепления г. Вятки. В середине ХVII в. укрепления были перестроены. Теперь город был обнесён двумя валами и рвом с башнями. В дальнейшем в постройки вносились изменения.