Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства.

Формы государства.

1. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства;

2. Проблемы определения формы правления России;

3. Проблемы определения формы государственного устройства России;

4. Проблемы выделения типов политико-правового режима.

Единого подхода к пониманию формы государства не существует. В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства – политическую динамику (характер политического развития власти и общества). В современной литературе как правило определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также показывает какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, на сколько народ допущен к реализации власти.

От чего зависит форма конкретного государства? Что будет предопределять форму конкретного государства и её эволюцию?

Факторы:

1. Территориально-географические факторы:

Ø Размер территории государства;

Ø Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;

Ø Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;

Ø Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства è форма государства.

2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):

ü Внутриэкономические факторы (тип экономики – распределительная или обменная; степень укладности экономики – одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений – производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);

ü Социально-духовные факторы:

o Отношение государства к религии;

o Национальный состав населения;

o Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);

o Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).

ü Внутриполитические факторы:

o Расстановка политических сил – какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;

o Уровень политического сознания и политической культуры общества;

o Степень политической активности населения;

o Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).

3. Внешние факторы:

v Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;

v Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;

v Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.