Определение понятия государства и его признаков.

Проблемы определения понятия и сущности государства.

1. Определение понятия государства и его признаков;

2. Государственная власть и методы его осуществления;

3. Проблемы определения сущности и социального назначения государства;

4. Проблемы типологии государства.

С древнейших времен, со времени появления самого государства как самого социального института, люди стали задумываться что же есть такое государство. И каждая эпоха, исходя из уровня достигнутых в эту эпоху знаний, пыталась определить, что же есть такое государство. На сегодняшний день существует более 300 определений что есть государство. Определения показывают, что есть такое государство с разных сторон. Цицерон: «Государство – это правовой порядок в обществе». Марксисты: «Государство – это орудия для подавления одного класса другим». Либералы: «Государство - это ночной сторож общества».

Государство – это политико-территориальная, правовая форма организации суверенной публичной власти, способная делать свою волю общеобязательной и способная принуждать к исполнению этой воли.

В юридической литературе нет единства мнений о том, какие признаки следует выделять в качестве характеристик государства. Некоторые авторы, говоря о признаках государства, называют всего 3 признака: территория, население и власть. Такой подход не совсем корректен. По сути это не признаки государства, это его элементы. Признаками государства должны выступать не сами эти элементы как таковые, а те характеристики, качества, свойства, которые эти элементы характеризует, который характеризует те взаимосвязи, которые между этими элементами существуют.

1) Государство характеризуется не просто властью как таковой, оно характеризуется политичной публичной властью. Это означает то, что государственная власть – это такая система управления делами общества, которая структурно и организационно с обществом не совпадает. Эта власть на определенном этапе из общества выделилась, но функционирует и действует в интересах этого общества. Организационно политическая публичная власть представляет собой особый круг людей, особым образом организованных, которые занимаются исключительно управлением делами общества и ничем более. Структурно же публичная власть представлена в форме механизма (аппарата) государства. Две подсистемы публичной власти: аппарат управления (система органов государственной власти) и аппарат принуждения (структуры, которые сами власть не осуществляют, но способствуют и обеспечивают её осуществление);

2) Наличие системы налогов. За счет этого существует и функционирует публичная власть. Налог – это обязательный, систематический, фиксированный и безвозмездный платеж в государственный бюджет. Налоги нужны для развития сфер жизни общества, которые сами по себе существовать не могут (сферы социального обеспечения, образование, наука, культура, здравоохранение);

3) Суверенитет. Предполагает совокупность трех составляющих. Это самостоятельность, верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и в международных отношениях. Можно выделять две формы государственного суверенитета: внутренний и внешний. Внутренний суверенитет предполагает самостоятельность и верховенство государственной власти внутри страны. Предполагает, что никакие другие социальные структуры (ни партии, ни общественные объединения) не могут вмешиваться в дела государства, не могут брать на себя без соответствующего допуска выполнения функций государства, не могут подменять государство при осуществлении своих функций. Внешний суверенитет предполагает самостоятельность и независимость государственной власти в международных отношений. Никакие другие государства не могут указывать этому государству как оно должно осуществлять власть на своей собственной территории. В литературе последних лет достаточно активно обсуждается то, что государственный суверенитет в современном мире является ограниченным или частичным. В частности, говоря о федеративном государстве, суверенитет федеративного государства производен от суверенитета его субъектов. Говоря о внешнем суверенитете, ведут речь о том, что внешний суверенитет может быть ограничен добровольно или принудительно. Говоря о добровольном ограничении внешнего суверенитета, говорят о том, что ни одно государство не может существовать изолировано, они вступают в обязательства международно-правовые и тем самым ограничивают свой суверенитет.

Суверенитет – верховенство и независимость. Невозможно представить частичное верховенство или независимость. И вряд ли можно говорить о том, что суверенитет федерации ограничивается суверенитетом субъектов. Субъекты федерации, если речь идет о договорной федерации, отдают свой суверенитет федерации (утрачивают свой суверенитет). Если федерация образовывалась из унитарного государства – невозможно говорить о суверенитете субъектов этой федерации.

Вступая в международные организации необходимо говорить о реализации государственного суверенитета. Если одно государство захватывает другое – нарушение государственного суверенитета.

Государственный суверенитет ни частичным ни ограниченным быть не может. Будучи неограниченным, государственный суверенитет не может быть абсолютным. Он всегда относителен. Относительность государственного суверенитета вызвана тем, что государственная власть всегда испытывает на себе определенное влияние и со стороны других социальных структур, существующих в обществе, и со стороны других государств. Но это воздействие всегда является легальным и легитимным. Это воздействие осуществляется по тем правилам, которое определило и установило само государство.

4) Деление населения по территориальному принципу. Определенная территория при переходе государства к организованному обществу, определенная территория закрепляется за определенным населением, а это население закрепляется за этой территорией. И между членами общества и государством устанавливается особого рода социальная взаимосвязь. Эта связь носит устойчивый, политико-правовой характер. Выражается она в наличие у индивида и государства взаимных прав, свобод и ответственности – гражданство (подданство). Предполагается установление четких межгосударственных границ, точное определение состава территории государства, а также внутригосударственное, внутритерриториальное деление населения по административно-территориальном и национально-территориальным единицам;

5) Связь государства с правом. Современное государство не может существовать вне и без права. В позитивном праве находит своё выражение властная воля государства. Именно нормативно-правовые акты, как источники позитивного права являются единственным каналом, через который государство может свою волю выразить, донести её до населения и потребовать исполнения этой воли. Никаких других каналов для выражения своей воли у государства не существует.

В литературе говорят и о других признаках: символика, языка государства, монополия на правотворчество, государственное принуждение и т.д. Ставить эти признаки в один ряд с классическими не совсем правильно, потому что перечисленные признаки характеризуют государство, но они либо производны от классических (монополия на принуждение производна от публичного характера власти и неразрывной связи государства с правом), либо они носят дополнительный характер (символика) и ничего для понимания государства не дают. Символика, это не сущностный признак государства, а внешний признак государства. Она помогает только идентифицировать государство. Далеко не каждое государство на всех этапах своего существование имеет свою собственную символику. С 1993 по 2000 год Россия существовала без официальных символов власти. С другой стороны, свою официальную символику могут иметь и негосударственные структуры (политические партии, например). Тоже можно говорить о государственном языке. Не всегда язык закрепляется в качестве государственного. Может быть закреплено многоязычие.