В) «Непрерывный рассказ»
Тема 1: Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции (4 часа)
Вопросы темы:
1. Раскройте содержание понятий:«закон»; «норма»; «мораль»; «нравственность»; «этика»; «профессиональная этика»; «этика педагога»; «ценность»; «ценностные ориентации»; «профессиональная деонтология»; «профессиональная культура»; «педагогическое мастерство»; «творчество»; «креативность»; «корпоративность»; «педагогический труд»; «трудовая активность»; «селекция»; «консервация»; «трансляция»; «ответственность»; «требование»; «профессиограмма».
2. Профессиональная этика и ее составляющие:общие и специфические особенности.
3. Специфика педагогической деятельности:предмет труда и ответственность педагога; полифункциональный характер педагогической деятельности; творческий характер педагогической деятельности.
4. Педагогическая культура личности:общая культура – условие профессионализма педагога; научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры; этика и эстетика педагогического труда; педагогическое творчество и мастерство.
Этика отношения педагога к своему труду.
Методические рекомендации
1. Используя педагогические энциклопедии и словари, раскройте содержание ключевых понятий темы.
2. Используя текст лекции и источник № 4 списка литературы подготовке ответы на вопросы темы.
3. Вводный игровой практикум по общению
Цели: тренировка своей эмоциональной памяти, фантазии, воображения; развитие умения видеть и слышать собеседника, расположить его к себе, заинтересовать.
А) «Знакомство – представление»
Предложите для всех свою визитную карточку – это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе и т.д.
Б) «Сходство – отличие»
Назовите признаки, которые объединяют вас, один из признаков необходимо продемонстрировать, не озвучивая, чтобы другие догадались. Далее назвать признаки, которые отличают вас от других (называть не повторяясь). Во время второго этапа игры участники строятся по кругу.
В) «Непрерывный рассказ»
Предлагается фраза, и каждый добавляет свою. Рассказ может получиться фантастический, но это должно быть оправдано логикой игры.
4. Проведите в студенческой группе дискуссию на темы: «Имидж педагога современного образовательного учреждения: «за» и «против»; «Педагог: проблема ответственности в обществе». Подбор вопросов для обсуждения определяет студенческая группа совместно с преподавателем.
Примечание(ознакомиться до проведения дискуссий):
Дискуссия(лат. diskussio - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный спор, цель которого - выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Методика подготовки и проведения групповой дискуссиивключает в себя несколько этапов:
1. Выбор темы.Тема должна быть актуальной для участников дискуссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии.
Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды могут быть предложены следующие темы: «Как стать профессионалом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студенческой жизни?» и др.
2.Разработка вопросов для обсуждения.От того как будут поставленыэти вопросы, во многом зависит успех предстоящего договора.Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводомдля размышления. В формулировках могут содержатьсямнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.
3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, включает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, состоящие перед участниками дискуссии); вопросы, вынесенные ил обсуждение, условия ведения дискуссии; приемы активизацииобучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.); список литературы, необходимой для изучения.
Основные контуры замысла дискуссии доводятся до ее участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.
4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.
После вводного слова ведущий начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим выступить, активно содействует естественному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников.
Вводная часть - важный и необходимый элемент в любой дискуссии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты организации вводной части могут быть и иные:
- заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы;
- кратко обсудить вопрос в малых группах;
- использовать краткий опрос по теме.
Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы можно было быстрее перейти к дискуссии.
Руководитель может задавать вопросы участникам разговора,ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемойтемы. Он может применять специальные приемы для повышения активности аудитории: подбадривать «противников»; заострять противоположные точки зрения; использоватьпротиворечия, разногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего против него самого; предупреждать возможные возражения со стороны спорящих; создаватьзатруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных точек зрения.
При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез и идей повышается, если ведущий:
- дает время на обдумывание ответов;
- избегает неопределенных двусмысленных вопросов;
- обращает внимание на каждый ответ;
- изменяет ход рассуждения участников - расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Какие еще факторы могут оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.);
- побуждает участников к углублению мысли (например, с помощью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»).
Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как: «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения частных проблем,ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии.
По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сделать вывод и переходить к следующему вопросу.
5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, подчеркивает основные моменты правильного понимания проблемы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершенствованию полемических навыков и умений.
Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуждение вынесенной для спора проблемы. При этом может быть рекомендовано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе:
- ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекая в него всех членов группы;
- аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
- протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
- наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.
Как свидетельствует практика проведения дискуссий, их успех во многом зависит от соблюдения участниками правил ведения дискуссии, которые зачастую вывешиваются на плакате перед участниками спора.
Правила ведения дискуссии(по М.В. Кларину, Н. Энкельманну):
• дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которогокаждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;
• выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;
• каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
• в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться; • каждое высказывание, позиция должны быть внимательнорассмотрены;
• необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когдапоявляется уверенность, что каждое ваше слово будет сказано по делу;
• входе обсуждения недопустимо «переходить на личности, навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказыванияи т.д.;
• отстаивайтесвои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение;
• при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйтеспокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением;
• любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих;
• говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных уклонений в сторону;
• говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений,сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания;
• ведитесебя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.
Памятка участнику ведения спора-диалога в рамках дискуссии
(по М.В. Кларину)
1. Я критикую идеи, а не людей.
2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы «прийти к наилучшему решению».
3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать всю нужную информацию.
4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
5. Я пересказываю (делаю парафраз) то, что мне не вполне понятно.
6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.
7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
8. Я изменяю точку зрения, когда факты дают для этого основание.
Формулировки, используемые в споре, дискуссии (по Н.Т. Оганесян) - «Уважаемые коллеги...», «Основной вопрос» и нашегоспора состоит в том, что...», «Я хотел бы выразить мнение...», «Для подтверждения нашей точки зрения мы приведемцитату...», «Вам, конечно, известно, что наука давно установила...»,«Общеизвестным является тот факт...», Я внимательно выслушал предыдущего оратора и хочу быть беспристрастным...», «Позвольте для подтверждения правильности этого тезиса апеллировать к следующим авторитетам...», «Я хочу поблагодарить выступающего за большое количество новых фактов...», «Среди прочего он отметил...», «Против этого свидетельствует то, что...», «Если сравнить оба эти мнения, то...», «По этой причине я предлагаю...», «В общих чертах дело выглядит следующим образом...», «Но из вашего ответа ясно...», «Итак, во-первых...», «Далее...», «Я не то хотел сказать...», «Эти слова неправильно выражают мою мысль...», «Позвольте мне уточнить свою позицию...», «Я считаю, что это предложение недостаточно аргументировано...», «Мы должны подумать, а не...», «Лучшим путем, как мне кажется...», «Нам необходимо решить...», «Наша группа занимает следующую позицию, отстаивает следующую точку зрения...», «Мы обосновываем ее со следующих позиций, таким образом...», «Я не хочу поддерживать ни ту, ни другую сторону...», «Мы утверждаем...», «Они возражают, указывая на...», «Мне кажется, что они сходятся в этом вопросе...», «Возможно, что здесь и кроется решение, так как...», «В этом направлении мы и должны продолжать размышления...», «Мы уже довольно много говорим о...», «До сих пор все вертелось вокруг...», «При этом как-то упустили из виду...», «Именно это мне и кажется особенно важным, потому что...», «Вношу предложение...».
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]/ А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160с.
2. Введение в педагогическую деятельность [Текст]/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. – М.: Академия, 2000. – 208с.
3. Ельцова, О.М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги [Текст]/ О.М. Ельцова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 215с.
4. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика [Текст]/ Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Дону, 2004. – 304с.