Знания крестьян, стихийность и сознательность, объективное и

М. А. Рахматуллин отмечал, слабую разработанность избранных

Особая тема, потому обращусь к двум недавним работам.

Взрывов, что отразила немалая историография. Сюжет о ней —

Крестьянских выступлений, восстаний, т. е. в моменты социальных

Ли проявления общественного сознания и идеологии на материале

Политической истории привела к тому, что социальная психология

Ной стратификации, — вопросы, важные для рассмотрения.

Ден, как земледелец он претворял в жизнь наследственно-

ЧЕРНОСОШНЫХ КРЕСТЬЯН О ЗЕМЛЕ И ВЛАСТИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 6

Ционных нормах, которые крестьяне блюли и защищали. I

Проявления частнофеодальиой эксплуатации, которая покоилась

Отголоски наместиическо-кормленческой системы, а конкретные

Хозяйственные устремления и поступки местных администраторов.

Ствуя в распределении феодальной ренты.

Собственником, их судебно-административная власть позволяла

Средническое положение воевод между крестьянами и верховным

Глам 5


 

Крестьяне в своих челобитных нередко называли зе74ли и во¬

лости, в которых жили и хозяйствовали г «государевой вотчиной*-,

а себя «государевыми крестьянами»� (о чем подробно говорится в

следующей главе). По этой логике воеводы с их аппаратом и дру¬

гие административные чины — присылаемые в такую «вотчину*

управители, а потому они вправе получать кормы с крестьян. По¬

им, подобно частным феодалам, эксплуатировать крестьян, соуча¬


��так, на черносошном Севере отчетливо проявляются частно¬

Оценка их в качестве «сеньориальных» позволяет по-новому и бо¬

лее глубоко понять роль воевод и их аппарата в местном управле¬

нии. В их поведении, действиях сказывались не пережитки или

на вековых устоях феодальной собственности, а также на тради¬


 

 

 

 

Северный крестьянин в хозяйственной инициативе был свобо¬

распорядительные права, как член общины-мира участвовал в са¬

моуправлении и через него был причастен к местному администри¬

рованию. В такой жизненной ситуации осознавали ли сами черно¬

сошные крестьяне свой социальный статус, свое место в обществен¬

Нацеленность нашей историографии конца 50-80-х гг. на про¬

блему классовой борьбы в качестве одной из ведущих в социально-

крестьян изучалась в свете именно этой проблемы. Ученые выясня¬

для исследования вопросов� соотношение социально-

психологических и идеологических компонентов общественного со¬

субъективное в борьбе крестьян' . В монографии автор критически

 

 

* Рахматуллин М. А. Крестьянское движениев великорусских губерниях в 1826-

1857 гг. М.,1990. С. 5.


 

260