Бюджет как финансовая категория выполняет следующие функции

Теперь бюджет законодательно определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Бонч-Бруевич, В. Д. «Живая церковь» и пролетариат. - М., 1923

2. История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991

3. Ключевский В. О. Курс русской истории в 9-ти тт. М., 1987-1990

4. Красиков П. А. На церковном фронте (1918-1923)- М., 1923

5. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 1. М., 1991

6. Одинцов М.И. «Государство и церковь» История взаимоотношений 1917-1938гг. Москва. «Знание» 1991г.

7. Советская историческая энциклопедия гл. ред. Жуков Е. М. – Т. 15. М., 1973. С. 753.

 

Такое понимание экономической сущности бюджета вполне согласуется с его новой трактовкой в БК РФ (ст. 6), из которой по сравнению с прошлой его редакцией исключен термин «фонд денежный средств».

Объективной основой бюджета как финансовой категории выступают бюджетные отношения. Сфера их распространения также неоднозначно трактуется в экономической литературе.

Бюджетные отношения составляют ту часть денежных отношений, которая возникает между органам публичной власти и организациями, учреждениями, домашними хозяйствами, а также между публично-правовыми образованиями в процессе финансового обеспечения и финансирования производства, распределения и предоставления общественных благ (удовлетворения общественных потребностей) с целью выполнения государством и местным сами управлением своих функций.

Бюджетные ресурсы представляют собой денежные средства поступающие в распоряжение органов публичной власти для выполнения их функций в соответствии с бюджетными полномочиями. Источниками формирования бюджетных ресурсов выступают: доходы организаций, учреждений и домашних хозяйств, поступающие в бюджет.

 

Таким образом, экономическое содержание бюджета состоит из движения денежных средств в публично-правовой форме бюджетных ресурсов, образование и использование на этой основе доходов государства и местного самоуправления для финансового обеспечения , распределению и предоставлению общественных благ (услуг) в результате приведения в действие бюджетных инструментов и механизмов.

 

1) образование бюджетных доходов;

2) использование бюджетных доходов;

3) функцию бюджетного контроля.

По содержанию эти функции аналогичны функциям публичных финансов.

 

По своей организационной форме бюджет строится и исполняется как баланс доходов и расходов, который утверждается законодательным (представительным) органом публичной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год.

 

 

Видовое разнообразие бюджетных доходов и расходов, обуслов­ливается разнообразием общественных благ, функций и задач государства и местного самоуправления, вызывает необходимость их классификации, которая получила название бюджетной классификации. Она представляет собой законодательно закрепленную группировку бюджетных доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетной системы страны. Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицита бюджетов;

4) классификацию операций сектора государственного управления.

Бюджетная классификация едина для всех уровней и видов бюджетов бюджетной системы РФ (федерального, региональных, муниципальных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Вопрос 2. Доходы бюджета

 

 

Классификация доходов бюджетов состоит из кодов:

1. главного интегратора доходов бюджета1; 2. вида доходов, подвида доходов; 3.классификации доходных операций сектора государственного управления; 4. коды главных администраторов доходов, закрепляемые за ними.

Виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом о соответствующем бюджете.

Код вида доходов включает в себя: группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Для бюджетов бюджетной системы РФ установлены следующие единые классификационные группы и подгруппы бюджетных доходов:

1) налоговые доходы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образований». К ним относятся :налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (ра­боты, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

 

2) неналоговые доходы:

государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным платежам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от неэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы; возмещение ущерба;

 

3) безвозмездные поступления: от нерезидентов, от других бюджетов бюджетной системы, от государственных (муниципальных) организаций, от негосударственных организаций, прочие безвозмездные поступления.

 

По форме доходы бюджета делятся на:

принудительные, предпринимательские и добровольные.

 

К обязательным поступлениям относятся налоги, сборы и пошлины, обязательные платежи за пользование природными ресурсами, поступления в виде штрафов, пени, конфискаций, компенсаций и возмещений ущерба, поступления от других бюджетов (субсидий, субвенций, дотаций, иные обязательные платежи (пенсионные взносы, средства от самш ложения граждан). Обязательная форма этих доходов обусловлен принудительной силой закона (бюджетного, налогового и иного законодательства).

Предпринимательскими доходами бюджета являются доходы от продажи и использования государственного (муниципального)имущества (в том числе в виде арендной и иной платы, процентов и другой платы за кредит, части прибыли унитарных предприятий и др.), от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и иной их деятельности, приносящей доход.

Доходами бюджета в добровольной форме можно считать безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

По методам формирования и видам бюджетные доходы делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

 

Основным методом аккумуляции доходов в бюджете выступает налоговый метод. Налоги призваны обеспечивать органы публичной власти необходимым объемом денежных средств для выполнения их функций. В свою очередь сам налоговый метод имеют сложную структуру. В их составе выделены методы (способы) прямого и косвенного, пропорционального и прогрессивного, поимущественного и ресурсного налогообложения,

 

Неналоговые методы формированияК ним относятся основные методы финансового менеджмента с поправкой на необходимость решения ряда социальных задач. Видами неналоговых методов бюджета являются арендная плата, поступления от продажи имущества, от оказания платных услуг, плата за кредит и процентные платежи, средства в виде штрафных санкций и др.

 

Методы и виды безвозмездных поступлений связаны преимущественно с формированием бюджетных доходов в порядке реализации межбюджетных отношений путем распределения межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные отношения представляют собой взаимодействия между публично-правовыми образованиями по вопросам формирования бюджетных правоотношений и функционирования бюджетного процесса.