Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства Л. фон Галлера.

 

Оригинальность теории сторонника идеи реставрации Людвига фон Галлера (1754-1854 гг.) основана отчасти на своеобразии мировоззренческой системы философа, отчасти на веяниях эпохи и жизненных перипетиях самого автора. Галлер – патриций (представитель знатного сословия) Берна, преподаватель истории и государствоведения в Бернском университете, внук известного ученого и поэта Альбрехта Галлера, слава которого простиралась далее границ Европы, получившего дворянство от Франца I. При таком блестящем происхождении и начале карьеры 1825 году Людвиг Галлер лишается кафедры из-за перехода в католицизм. Эмигрировав во Францию, Галлер нашел применение своим талантам в министерстве иностранных дел. В 1830 году он становится профессором престижной юридической школы Парижа Ecole de chartes, однако начавшаяся 26 июля революция лишает его всех постов и привилегий. Но благодаря произошедшим изменениям в жизни Людвиг Галлер избирается в Большой совет швейцарского кантона Золотурн и становится основателем одного из заметных идеологических течений Европы – реставрации.

Эпоха революций, ввергшая Европу в бездну страданий, по мнению идеологов политико-правовых течений реставрации и консерватизма, стремившихся сохранить традиционный уклад жизни средневековой Европы, имеет причиной отступление от Бога и установленного им порядка. В сочинении «Реставрация политической науки» Галлер, критикуя теорию «общественного договора» Руссо доказывал, что общество – естественное явление для человека, оно не создается договором, люди всегда нуждаются друг в друге. Государство – естественное следствие исторического развития, союз, имеющий много общего с семьей и братством. И ничего более естественного для государства, чем вотчинное княжество нет, потому, что сама история привела к этой форме. Причиной всему – право собственности на землю (почему, собственно, и теория Галлера – патримониальная, от лат. patrimonium – наследственное родовое имущество). В первобытном обществе земля находилась в общей собственности, затем право распоряжения землей концентрируется в руках сильнейших, вождей, учителей либо старейшин, по мере преобразования их власти в государственную, власть на землю трансформируется во власть над людьми на ней живущими. Люди всегда неравны и властвует всегда сильнейший, это не только закон природный, но и закон государственный. Однако источник силы может быть разный, поэтому помимо вотчинных княжеств, есть и военные монархии, возникшие из обществ, где большей властью обладал военный предводитель, или духовные монархии, где сильнее оказалась власть от бога. Но, так или иначе, право управлять населением происходило от права собственности на землю, где проживали нынешние подданные. История знает и такие формы государственности как добровольные союзы владельцев земли, которые представляют собой не что иное, как республики, которые вполне возможны, как считал Людвиг Галлер, в небольших странах.

Итак, власть сильнейшего – естественное положение вещей, установленное Богом. Власть может основываться на силе, знании, возрасте, опыте и т.д. Но Богом установлено и ограничение власти. Бог запрещает посягать на права другого, и потому общее благо должно быть в согласии со свободой каждого. И поскольку такой порядок установлен Богом, гарантией от злоупотребления властью сильнейшим является религия.

Княжества, возникли из семей, обладавших поземельной собственностью, но в отличие от семьи, государство обладает верховной властью. Верховная власть предполагает право войны и мира, право законотворчества, назначения и смещения чиновников и взимания податей, что и образует признаки государственности. Но все эти признаки преобразовались из частного владения князя. Так слуги стали государственными чиновниками, а государственные экономические ресурсы не что иное, как частные экономические ресурсы. Видимо, вассально-ленные отношения, основанные на предоставлении вассалам земли и обязанности сеньору конной военной службой, послужили восприятию государственных чиновников Галлером как слуг князя, которых он должен был содержать.

Однако князю следует помнить, что подданные тоже имеют права, в первую очередь, свободу и право собственности, и эти права дарованы Богом, поэтому посягать на них князь не вправе. И потому «бумажные конституции» не нужны, они содержат лишь то, что уже существует в силу естественного положения вещей, которое, повторим, не может быть нарушено. Так же и частноправовые законы – это запись для судей уже существующих в обществе обычаев и договоров.

Более жесткую позицию в своих научных изысканиях занимал выдающийся полемист своего времени, дипломат, посланник короля Сардинии в Санкт- Петербурге, Жозеф де Местр (1753-1821 гг.). Де Местр, изначально симпатизировавший французской революции, затем горько разочаровался в ней. Никто не знает, что такое война, пока не отправит туда собственного сына – известный афоризм философа и дипломата. Социальные потрясения века привели де Местра к стремлению сохранить мир и покой. Согласившись в основных моментах с Л. Галлером, философ, тем не менее, более консервативно счел, что для сдерживания европейских государей необходим институт папства и власть папы должна быть выше власти монархов. Поскольку человек извратил и нравственные законы и Божественный порядок, править им можно только опираясь на страх. Чрезмерная жесткость позиции де Местра одарила его от лица современников эпитетом «пророк прошлого».

Некоторую созвучность в вопросах критики договорной теории происхождения государства имела научная позиция Густава Гуго (1764 – 1844 гг.), основоположника исторической школы права. Считая, что договорная теория не обеспечивает стабильности верховной власти, Г. Гуго полагал невозможной договоренность об институтах власти, о которых обществу еще ничего не было известно.

В то же время теория Людвига фон Галлера сама подверглась резкой критике Георга В. Ф. Гегеля, объявившего патримониальную теорию фанатизмом, не имеющим ничего общего с Божиим словом.