Механизм государства.

Определение функций государства, форм и методов их реализации не гарантирует их реального осуществления, в связи с этим необходима система государственных органов. Эта система составляет механизм государства. Наряду с термином «механизм государства» используется термин «аппарат государства». Представляется, что термин «аппарат» отражает только статику, структуру органов, реализующих функции государства, в то время как механизм – понятие более широкое, включающее и динамику, т.е. систему организации функционирования и взаимодействия государственных органов. Термины «механизм» и «аппарат» предполагают механическое представление о государстве, в то время как государство – социальное образование, тесно связанное с правом, как выражением воли людей. Полномочия государственных органов, составляющих аппарат государства, принципы их деятельности устанавливаются правом, сущность и содержание которого определяют задачи и структуру механизма государства в конкретный исторический период. Структурное звено механизма государства – государственный орган. Образуемая государственными органами структура в современном государстве – сложное многоуровневое явление, что определяется территориальным устройством, наличием структур муниципальной власти, разнообразием функций и форм их разрешения и принципами, положенными в основу организации государственного механизма (разделение властей). К обеспечивающим элементам механизма государства относится материально-техническое обеспечение. Для полноценного функционирования государственного аппарата необходима специально подготовленная группа лиц, реализующая своей деятельностью полномочия государственного органа, квалификация и профессионализм которых определяет качество работы государственного аппарата. Часто эта категория лиц и образуемая их деятельностью система управления именуется бюрократией (bureaucratic – власть стола, столоначальник, управленец, от фр.bureau – стол, канцелярия и гр. cratos – власть). Как эффективная система управления, основанная на вертикальной иерархии, специализации труда, чёткой его регламентированности и объективизированности отношений (обезличенности, отношении как профессионалу, а не личности), бюрократия была исследована немецким социологом Максом Вебером. Отрицательные издержки работы бюрократии (волокита, карьеризм, равнодушие) принято именовать термином «бюрократизм», позволяющим отличить бюрократию, как систему управления, и бюрократизм, как систему негативных тенденций в работе управленческого аппарата. Эффективность работы механизма современного государства, превенция негативных тенденций определяются принципами (основными идеями)функционирования государственного аппарата. В первую очередь, это принцип законности, предполагающий организацию, наделение полномочиями и функционирование государственных органов, как структурных элементов механизма государства, в строгом соответствии с законами, в первую очередь, конституцией. Безусловно, необходимый организационный принцип – профессионализм и этика, который требует не только принятия обоснованных и квалифицированных решений, но и соблюдение ряда специальных юридических и морально-этических требований и ограничений (отсутствие личной заинтересованности, не позволяющей качественно осуществлять служебную деятельность; недопустимость совмещения государственной службы и предпринимательской деятельности; соблюдение корпоративной культуры и т.д.). Прозрачность и ответственность – принцип, обеспечивающий контроль за деятельностью государственного аппарата, в том числе за целесообразностью, экономичностью и обоснованностью принятых решений, а также юридическую и морально-этическую ответственность, которая наступает не только за нарушение правил корпоративной этики при исполнении служебных обязанностей, но и за поведение не соответствующее высокому статусу государственного служащего вне несения службы. Указанные принципы свойственны структуре организации государственному аппарату в правовом государстве, определяют его роль, как служебную по отношению к населению. Принципом свойственному любому типу государства, можно считать принцип вертикали соподчинения – иерархии.

Помимо принципов государственный аппарат имеет определенную структуру, т.е. его внутреннее строение и взаимодействие составляющих его элементы. Структурная составляющая государственного аппарата – государственный орган. В отличие от негосударственных организаций, государственный орган обладает рядом специальных признаков: а) формируется государством и действует от его имени; б) для реализации своих функций наделяется государственно-властными полномочиями; в) в процессе реализации полномочий издаёт правовые акты нормативного и индивидуального характера, за нарушение требований которых наступает юридическая ответственность;г) осуществляет управленческую деятельность в строго определенных законодателем сферах и формах; д) каждый государственный орган имеет чётко определённую организационную структуру и материально-техническую базу, его место и взаимоотношения с другими органами государства так же определены по принципу субординации (подчинённости) или координации (взаимодействия субъектов с равным статусом). Система и компетенция государственных (система правомочий) органов различаются в зависимости от политического режима, формы правления, типа государства и господствующей концепции понимания сущности государства. Современные государства отдают предпочтение механизму, построенному по принципу разделения властей. Законодательную власть осуществляет представительный орган (парламент), исполнительную – сложная система органов, исполняющая законы и во исполнение законов принимают подзаконные акты, наделённые оперативной самостоятельностью. Во главе системы исполнительной власти стоит глава государства (президент, премьер-министр, монарх). Структуру органов исполнительной власти составляют: а) коллегиальный орган общей компетенции и правительство; б)органы отраслевой и специальной компетенции, министерства, ведомства, специальные ведомства и государственные комитеты. В качестве единственного носителя судебной власти в правовом государстве могут быть только судебные органы общей компетенции (суды общей юрисдикции) и специальные (торговые, ювенальные, административные и т.д.).

Таким образом, «механизм государства» можно определить, как иерархичную систему государственных органов, реализующих функции государства в соответствии с полномочиями и в порядке установленными правом.