Форма территориального устройства.

Форма государства, это сложная структура определяющая устройство и организацию государственной власти, включающая три элемента: форма правления, форма государственного устройства и государственно-политический режим.

Форма правления.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 2

 

Форма правления, это один из первых элементов, который привлек к себе внимание в юридической доктрине (науке). Ещё Платон и Аристотель прибегали к сравнению конституции (устройства, установление) греческих полисовгородов-государств») и прилежащих империй, затем Цицерон предложил классификацию форм правления на правильные (монархии, аристократии, демократии) и неправильные (тирании, олигархии и охлократии). Эпоха Просвещения принесла деление монархий и идею «просвещённой монархии», ограничения власти монарха, идеи республиканской формы правления. До ХХ века понятие формы правления стало рассматриваться в широком смысле, как форма правления и государственного устройства и в узком смысле, как форма правления. Вместе с тем в XX веке актуальной стала проблема политического режима, содержание которого определяет качество формы правления и территориального устройства. Кроме того, внимание привлекла проблема соотношения форм правления де-юре и де-факто (И.А.Ильин).

Форма правления определяет структуру и организацию государственной власти, способ её формирования (выборность, наследование) и взаимоотношение с населением (гражданство, подданство).

Основные формы правления:

1. Монархия (от греч. единовластие) – одна из древнейших форм правления, предполагающая существование единоличного главы государства, власть которого наследственна и осуществляется пожизненно. Сложилось несколько систем наследования, такие как салическая (престол наследуется по мужской линии, в таких государствах, как Япония, Саудовская Аравия, Тайланд и др.), кастильская (наследует старший из детей, но преимуществом пользуется мужской пол, в таких государствах, как Испания и Великобритания. В современном варианте строго старший ребенок, независимо от пола, в таких государствах, как Швеция и Норвегия), габсбургская (наследники по мужской линии независимо от степени родства имеют преимущество перед женским полом, как в Австро-Венгерской Империи), завещательная, введенная Петром I (наследование по завещанию в Российской Империи) и др. (в некоторых арабских странах наследника выбирает королевская семья). В средневековой Европе практиковалось приглашение (Великий Новгород) и избрание (Речь Посполита) монархов.

В историческом аспекте рассматривается разделение монархии на типы по состоянию определенной ограниченности власти монарха представительными органами того или иного государства.

Абсолютная монархия на этапе позднего феодализма позволила преодолеть феодальную раздробленность, способствовала укреплению государственной власти. Но, вместе с тем, этот тип монархии принёс полное сосредоточение власти в руках монарха (назначение чиновников, определение и сбор налогов, определение политики государства, без подписи монарха закон не имеет юридической силы, он – высшая судебная инстанция), при таком положении вещей бесправие подданных, чиновничий произвол и неразделённость власти приближали государство к состоянию деспотии. Целесообразность абсолютизма в Европе определялась, кроме необходимости создания централизованного государства, стремлением освободиться от власти Римо-католической церкви. В политико-правовой доктрине идея абсолютной монархии нашла оправдание в концепции «просвещённой монархии» (первоначально идея этой концепции принадлежит Томасу Гоббсу, она сочетает благо сильной централизованной власти, которая способна защитить государство от внешней агрессии и внутренних раздоров, вызванных бесконечными войнами за власть между королём и парламентом, и способность просвещённого монарха заботиться о благосостоянии подданных, поскольку монарх правит в союзе с философами, такие как, Екатерина II, прусский король Фридрих II, французские монархи до 1789 года считали себя просвещёнными монархиями). Разновидностью абсолютной монархии следует считать теократическую, где глава государства одновременно, является главой господствующей конфессии (Саудовская Аравия).

Представительная (ограниченная) – власть монарха ограничена представительным органом (прообраз парламента, представляющий интересы узких элитарных кругов или парламент, представляющий интересы всего населения), участвующим в законотворческом процессе, как орган с правом совещательного голоса или полноправный законодательный орган. Исторически сложились два типа представительной (ограниченной) монархии:

а) Сословно-представительная монархия – представительный орган, ограничивающий власть монарха (Кортесы в Испании, Сейм в Польше, Генеральные Штаты во Франции, Земский собор в Московии и др.) включал представителей нескольких сословий, которые лоббировали свои интересы перед монархом. В XIII веке в результате конфликта между боронами и коалиции горожан и рыцарей, король Англии, Иоанн Безземельный (из рода Плантагенетов), вынужден был подписать Великую Хартию (первая неписанная Конституция Англии), которая стала первым шагом к созданию органа представляющего интересы определенного круга поданных. В 1265 году политическая ситуация позволила горожанам и рыцарям во главе с Симоном де Монфором навязать коалиции Короля и баронов создание первого в истории Англии сословно-представительный орган, который получил название – Парламент. Со временем функции парламента расширялись, например, в 1297 году новые налоги устанавливаются с согласия парламента. Однако функции сословно-представительных органов, в отличие от современного парламента, имели скорее право совещательного голоса, который мог быть услышан или не услышан монархом в зависимости от политической ситуации в государстве, сильное влияние на которую оказывала, как экономическая, так и военная самостоятельность монарха, а также за счет личного авторитета.

б) Конституционная (парламентская) монархия – второй тип ограниченной монархии, основной признак которой ограничение власти монарха конституцией (писаной, т.е. единым конституционным актом, или неписанной, системой актов и традиций, регулирующих важнейшие вопросы государственной жизни). При строгой классификации можно выделить переходную форму от абсолютной к парламентской монархии, как дуалистическая монархия (современное Королевство Непал, Германия и Австрия конца XIX века), в которой власть монарха все еще достаточно сильна. Он формирует исполнительную власть, правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом. В большинстве случаев судебная власть все еще принадлежит монарху, но может быть и независимой. В ряде государств существует отлагательное или абсолютное вето на законопроекты парламента. Может сохраняться право монарха издавать равные по силе закону указы в чрезвычайных ситуациях. История показывает, что возникновению парламента содействовало стремление формирующейся социальной группы буржуа активно позиционировать свои интересы во властных структурах. Парламентская монархия, ограничивает власть монарха в законодательной и в исполнительной сферах, правительство ответственно непосредственно перед парламентом, за монархом может сохраняться право подписания законопроектов парламента, но факт подписания будет иметь лишь формальный характер. В силу закона или традиции монарх лишен права вето, т.е. фактически он обязан подписать законопроект, принятый парламентом (Конституция Японии). Современная парламентская монархия может быть правовым государством, власть в котором построена по принципу разделения властей, а сам институт монархии олицетворяет единство нации и верность традиции. В современных монархиях, хотя монарх и является неприкосновенной особой, конституция или традиция предусматривает процедуру лишения монарха неприкосновенности. Кроме того за монархом сохраняются «спящие полномочия», т.е. полномочия применяемые в нестандартных чрезвычайных ситуациях (в Великобритании существует право монарха назначить премьер-министра, в случае если по окончанию парламентских выборов не определена доминирующая партия, лидер которой назначается на эту должность). В большинстве современных монархий монарх принимает верительные и отзывные грамоты послов, совершает официальные визиты, присваивает почетные титулы, звания и высшие государственные награды. По традиции монарх освобожден от налогов, но в большинстве современных государств, монархи платят налоги добровольно.

Правовые границы между дуалистической и конституционной монархиями относительны, определяются наличием реальных правовых возможностей влияния монарха на парламент, а так же тем кто (парламент или монарх) контролирует правительство. Подобное положение вещей приводит подчас к регрессным явлениям: парламентская монархия может при определённом стечении обстоятельств преобразоваться в дуалистическую. В этой связи достаточно сложно определить вид монархии в Иордании и Марокко.

Изложенная выше последовательность исторических типов монархий не всегда в полной мере представлена в истории отдельных государств. Неповторимость историко-политической ситуации могла привести даже к отступлению от монархической формы правления. Так, Н. Коркунов, известный дореволюционный учёный, считал, что в период совместного царствования Иоанна и Петра Россия, по сути, превратилась в аристократическую республику. Сословно-представительная монархия в Российском государстве предшествовала абсолютной, в то время, как для Европы был характерен иной порядок вещей.

2. Республика (от лат. res publicum – публичное, общее дело). Не менее древней, чем монархия формой правления можно считать республику. В Античной Греции и Риме республиканская организация власти предшествовала монархической. С VII по V вв. до н.э. в Афинах сложилась демократическая форма правления, которую можно охарактеризовать, как коллективное правление, осуществляемое собранием и советом. В собрании участвовали все полноправные граждане (кроме иностранцев и рабов), которые принимали решения по важнейшим вопросам, а для постоянного управления избирали совет. Военачальники считались состоящими на службе у совета. Марк Тулий Цицерон (знаменитый римский юрист, политик и философ), признанный как непревзойденный эклектик (исследователь, при творческом синтезировании отдельно взятых, заимствованных идей, порождающий определенно новое учение) древнегреческой политической и правовой доктрины рассматривал республику как синоним термина «государство» и определял как «достояние народа, где народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Это определение в дальнейшем стало для многих учёных праобразом правильно устроенного государства (Г. Гроций, И. Кант). Термин «республика» в учении Цицерона употреблялся как синоним «государства» (термин «государство» еще не существовал), вслед за Полибием и другими античными философами, Цицерон искал идеальную форму государства. Предлагая три правильные формы, такие как монархия, аристократия и демократия, последнюю Цицерон ассоциирует в большей степени с формой правления близкой по содержанию к современному пониманию республики, философ предостерегает от чрезмерного идеализирования формы народного правления. Правление народа, по мнению и Цицерона, и Полибия, имеет тенденцию перерождаться в охлократию (власть толпы), а учение Платона явно отдаёт предпочтение правлению избранных. Вместе с тем, Полибий и Цицерон в идеальной форме правления (соединение элементов монархии, аристократии и демократии) отводят место элементам демократии (некоторые дела должны быть предоставлены суждению и воле народа). По духу античные республики ближе к аристократической форме правления, но наличие элемента народовластия требует их отнесения к особому историческому типу формы правления – аристократическая республика. К аристократической республике можно отнести и форму правления средневековой Генуи, Венеции, Флоренции, Новгородской и Псковской феодальных республик, Любека, Гамбурга, Бремена, Данцига и других вольных немецких городов. Форме правления современных государств свойственен другой исторический тип республики – демократический. Современные республики, независимо от форм, имеют ряд общих признаков: выборность и срочность полномочий высших должностных лиц и органов власти (глава государства, представители высшей исполнительной и законодательной власти); в зависимости от государственного и политического режимов, население в той или иной степени участвует в формировании высшей власти; правление основано на принципе разделения властей; ненадлежащее исполнение обязанностей либо злоупотребление полномочиями верховной власти влечет за собой ответственность перед населением либо сформировавшим его органом.

К разновидностям демократических республик относятся:

а) Президентская республика отличается усиленной президентской властью в отличие от других форм правления, что стабилизирует власть в сложные и переходные периоды, в государствах с большой территориальной протяжённостью, как правило, в федерациях (США) и республиках, пришедших на смену монархиям (Румыния, Мексика). Вместе с тем в президентской республике значительными полномочиями обладает парламент, поэтому в литературе часто президентская республика именуется дуалистической. Первая президентская республика создавалась в США, в основу формы правления были положены идеи Т. Джефферсона, А. Гамильтона и Т. Пэйна, которые опирались на ученияо разграничении власти короля и парламента периода английской «Славной революции», в связи с этим по аналогии с дуалистической монархией в Англии, форма устройства в США была названа дуалистической республикой. В отличие от дуалистической монархии, в республике более последовательное воплощение находит принцип разделения властей (в США Конгресс – высшая законодательная власть, Президент – высшая исполнительная власть, лично возглавляет Кабинет (Правительство), Верховный суд – высшая судебная власть). Власть между президентом и парламентом разграничена, президент назначает правительство, избирается всенародно, в связи с чем, в сложных политических ситуациях может противостоять парламенту. Институт вотума недоверия парламента правительству, как правило, отсутствует в конституционном праве президентских республик. Возможно выражение вотума недоверия отдельным министрам, что существенно не влияет на политическую ситуацию в государстве. Президент также не имеет существенных возможностей влияния на парламент (президент имеет право вето, но оно преодолимо парламентом). Несмотря на строгое разделение властей, есть элементы «системы сдержек и противовесов». Так в США парламентские комиссии могут вызывать членов правительства на консультации, требовать отчёта по расходованию средств, также парламент имеет право применить процедуру импичмента (смещения должностных лиц исполнительной и судебной власти).

По отношению к ряду республик Азии, Африки и Латинской Америки употребляется термин суперпрезидентской республики в силу почти бесконтрольной власти главы государства, что оправдывается официальной государственной идеологией (Заир).

б) парламентская республика (ФРГ, Греция, Австрия, Индия, Италия) предполагает подчинение исполнительной власти парламенту, который формирует правительство (партией, победившей на парламентских выборах, если как таковой победившей партии нет, правительство формируется коалицией партий, имеющих парламентское большинство). Глава правительства – лидер партии, победившей на парламентских выборах. В парламентских республик (Германия, Израиль, Италия, Индия) президент избирается парламентом или коллегией, формируемой парламентом, а в ряде стран и представителями парламентов субъектов, представительных органов муниципальных образований. Один из основных признаков, отличающий парламентскую республику от президентской – политическая ответственность правительства перед парламентом, который, выразив вотум недоверия, может отправить правительство в отставку (при этом недоверие главе правительства или ключевому министру равняется отставке правительства). В качестве формы парламентского контроля может использоваться парламентское расследование. Система сдержек и противовесов наделяет, в свою очередь, правительство с поддержки президента правом добиться роспуска парламента. Тем не менее, система и механизм власти, предусмотренные конституциями указанных стран, явно обнаруживают акцент власти в сторону парламента. Полномочия президента носят представительный, формальный характер. Стабильность государства, как правило, зависит от соотношения политических сил в парламенте, возможности найти компромиссное решение, поэтому республики с длительно парламентской традицией приходят к двухпартийной системе (партия парламентского большинства – правящая, оппозиционная – обеспечивающая реальность либерально-демократических процедур).

в) смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика (Франция, Польша, Словения) сочетает признаки президентской и парламентской республики. Президент избирается всенародно, а правительство подотчетно парламенту. Премьер-министр назначается президентом с согласия парламента. Президент часто наделён правом роспуска парламента. Форма эффективна, если правительство поддерживает парламент, а президент и правительство придерживаются единого политического курса.

Существует также государства, формы правления которых нельзя классифицировать ни как монархия, ни как республика. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЕ) - это федерация, состоящая из семи Эмиратов, управляемых монархами (эмирами), которые избирают президента (одного из семи эмиров), а в ряде африканских республик встречаются случаи пожизненного президентства и передачи поста президента по наследству (Гаити).

Теория государства и права оперирует не только термином «политический режим», но и «государственный режим». Политический режим будет рассматриваться ниже, как элемент формы государства, представляющий систему приемов и способов реализации власти. Государственный режим часто понимается как фактическая форма правления, не система организации государственной власти, закреплённая в конституции, иными словами форма правления «де факто»: парламентаризм, министериализм, партократия и дуализм.

 

 

Форма территориального устройства –элемент формы государства, определяющий его территориальное устройство, систему отношений между центральной властью и территориальными составляющими, а так же правовое положение частей государства.

Следует различать формы внутригосударственного и межгосударственного устройства. К формам современного внутригосударственного устройства относятся унитарные государства и федерации.

Существуют две известных формы устройства государства:

1. Унитарное государство (от лат. unitas – единство, unus – единый) не имеет в своем составе государственных образований и потому единое и суверенное, на территории которого действуют единые органы представительной, исполнительной и судебной власти, единое законодательство, единая налоговая и таможенная системы и единое гражданство. Как правило, унитарное государство небольшой территориальной протяженностью (Франция, Италия, Испания, Великобритания, Япония и др.). Территория унитарных государств поделена на административные территориальные единицы, поэтому в отдельных государствах, кроме территориальных единиц, есть специальные единицы, такие как судебные округа. Унитарные государства, включающие в свой состав административно-территориальные единицы, не зависимо от многозвенности территориального деления, являются простыми. Существуют также сложные унитарные государства, включающие в свой состав административные автономии по статусу близкие к субъекту федерации, в частности, где необходимо разрешить проблемы национальных, этнических и религиозных меньшинств, присутствуют территориальные единицы с особым статусом (Сицилия, Сардиния, Фриули-Венеция-Джулия, Валле-д’Аоста и Трентино-Альто-Адидже в Италии). В отличие от федеративных государств, где самостоятельностью обладают все субъекты федерации, в сложном унитарном государстве, автономии составляют небольшую часть территории. Автономии могут обладать разным статусом, в данном случае территориальное устройство будет именоваться асимметричным. Кроме того, унитарные государства могут быть централизованные, где отсутствует местное самоуправление и реализуется государственная власть, а также децентрализованные, где местное самоуправление не входит в систему государственных органов, при этом степень децентрализации может быть разной (самостоятельность может касаться только местного самоуправления либо распространяться и на территориальные единицы высшего уровня).

2. Федеративное государство (от лат. foedus - договор, federatio - союз) – это способ внутригосударственного территориального устройства, при котором территория государства образует субъекты, обладающие определенной правовой самостоятельностью. Не смотря на то, что субъекты могут быть носителями отдельных признаков государственности, полным суверенитетом обладает федерация. В связи с этим, у субъектов федерации отсутствует право на свободный выход из федерации (право на сецессию).

К формально-юридическим признакам относятся:

а) Федерация предполагает два уровня власти (федеральная власть и власть субъекта федерации). Власть распределяется согласно конституции и внутригосударственным соглашениям с учетом исключительной компетенцией федерации и субъектов федерации (чёткое разграничение предметов ведения),конкурирующей компетенции(субъекты федерации вправе законодательствовать, поскольку этим правом не воспользовался федеральный законодательный орган) и остаточной компетенции (распределяется в зависимости от степени централизованности государства);

б) Двойное (внутригосударственное) гражданство: конституция допускает не только федеральное гражданство, но и гражданство субъектов федерации. Гражданство субъекта федерации недопустимо без общефедерального, ввиду отсутствия суверенности субъекта;

в) Двухканальная система налогов (федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации);

г) Субъекты федерации могут иметь свои конституции, но их содержание не должно противоречить конституции федерации;

д) Двухуровневая судебная система, но принципы построения и функционирования судебной системы определяется на федеральном уровне;

е) Парламент федерации имеет бикамеральное строение, т.е. двухпалатную структуру. Одна из палат обеспечивает представительство интересов субъектов федерации;

ж) В ряде стран используется принцип равного представительства субъектов федерации, в иных – ассиметричное представительство (неравное представительство, чаще всего, имеет место в силу разницы численности населения субъектов).

По способу возникновения различают федерации, основанные на соглашении будущих субъектов, изначально суверенных государств (США, Швейцария) и федерации, возникшие недоговорным путем (Канада, Индия) по инициативе централизованной власти в унитарном государстве.

В зависимости от документа регулирующего взаимоотношения центральной власти и субъектов федерации, федерации делятся на договорные (документом является федеративный договор) и конституционные (документом является конституция).

По способу формирования субъектов федерации делятся на административно-территориальные (субъекты формируются исключительно по территориальному признаку), на национальные (субъекты образуются по национальному признаку) и на смешанные, сочетающие оба способа.

По способу взаимоотношения центральной власти и субъектов федерации, федерации делятся на симметричные (равноправность субъектов) и асимметричные (статус субъектов различен).

В ряде стран конституция или сложившийся порядок закрепляют за центральной властью право на федеральную интервенцию (вооруженное вмешательство в случае нарушении субъектом прав других субъектов и конституции федерации, в т.ч. при попытке незаконного выхода из состава федерации).

Ряд государств, в частности Шри-Ланка, при официальном статусе унитарного государства наделяют административно-территориальные единицы полномочиями, схожими с полномочиями субъектов федерации. Такая форма территориального устройства получила название «гибридной формы». В отличие от автономий, где только ряд административно-территориальных единиц имеет привилегии, при гибридной форме привилегии, приближающие административно-территориальные единицы к статусу субъекта федерации, принадлежат всем единицам.

Также истории известны нетипичные формы сложного государственного устройства (Империя, Кондоминиум, Протекторат, Фузия, Инкорпорация, Уния), которые иногда именуются формами интеграции государств:

1. Империя (от лат. imperium – власть) – одна из исторически первых форм, утратившая свое значение в связи с признанием международным правом объединения государств только на добровольной основе. Характеризуется, как насильственное объединение государств и преобразование в единое сложное государство. Объединение происходит путем завоевания, политического и экономического давления, но в исключительных случаях вхождение в состав империи может носить добровольный характер. Часть территории империи может иметь особый статус (Финляндия, Польша в Российской Империи до 1917 года).

2. Кондоминиум (от лат. con – вместе,dominium – владение, власть) это фактически переходная форма от колониальной империи к суверенным государствам. Представляет собой правление двумя или более государствами одной территории на основе соглашения (кондоминиум Египта и Великобритании над Суданом до середины XX века).

3. Протекторат (от лат. protector – покровитель) – в связи с покровительством более сильного государства слабому, основанного на договоре, последнее утрачивает внешний суверенитет, а внутренний де-юре сохраняется, но де-факто в большинстве случаев утрачивается. Де-юре новое государство не создается, но де-факто более сильное государство поглощает суверенитет покровительствуемого. В связи с чем существует традиция отнесение протектората к форме сложного государства (Протекторат Российской Империи над Грузией, XVIII век).

4. Фузия (от лат. fusio – слияние) – объединение суверенных государств, в результате которого образуется новое государство (объединение в 1990 году ГДР и ФРГ и преобразование в единое государство ФРГ).

5. Инкорпорация (от лат. incorporation - присоединение) – включение одного государства в состав другого на основании соглашения (вхождение в 1940 году Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР).

6. Уния (от лат. unio - единение) – соединение двух и более монархических государств в единое сложное государство, при котором сложное образование возглавляется одним монархом. Исторически сложились две формы унии: личная и реальная. Личная уния, возникает при совпадении прав на престол у одного лица в нескольких государствах, как правило, при разных системах престолонаследования. Государства, входящие в личную унию, приобретают независимость при наследовании престолов разными лицами. В иных случаях личная уния преобразуется в единое государство (в 1603 Англия и Шотландия объединяются под властью Иакова I в личную унию, в 1707 году Англия и Шотландия образуют единое государство – королевство Великобритания). Реальная уния основана на соглашении государств в силу которого последние возглавляются едины монархом. В международных отношениях выступают как единое государство. Де-юре государства сохраняют суверенитет, де-факто более сильное государство подавляет внутренний суверенитет более слабого (Уния Австрии и Венгрии с 1867 по 1918 года).

К формам межгосударственного устройства относятся объединения, связанные рядом признаков государственности с определенной целью (конфедеративные) и объединения, связанные соглашениями конкретной узкой направленности (ассоциативные):

1. Конфедерация (confoederatio – союз, объединение), в отличие от федераций, это объединение суверенных государств на основе договора с правом участника конфедерации свободного выхода. Конфедерация преследует временные военные, политические или экономические цели. Единой системы государственных органов нет, но договор, лежащий в основе конфедерации может предусматривать создание органов для решения общих задач, которые решаются за счет добровольных взносов. Истории известны федерации (США, Швейцария, Германия), возникшие из конфедераций путем преобразования государств-участников в субъекты федерации. Официальное название «конфедерация» при преобразовании в федерацию может остаться (Швейцария).

2. Содружество (англ. commonwealth) – объединение суверенных государств, основанное на декларации, договоре и т.п., обусловленное экономической, правовой, языковой, культурной, а иногда и религиозной общностью (Британское Содружество Наций, Содружество Независимых Государств). Но в отличие от конфедерации, где связь между государствами-участниками является целью создания новых взаимных благоприятных условий, связь между государствами-участниками содружества является целью сохранения общих исторически сложившихся ценностей. В содружестве могут создаваться надгосударственные координационные органы.

3. Сообщество (от лат. consortium - соучастие) – объединение значительного количества государств (Организация американских государств – более 30 участников, Организация африканского единства – более 50), основанное на международном договоре. В отличие от конфедерации и содружества, сообщество, как правило, носит региональный характер и открыто для участия, допускает ассоциированное участие, т.е. присоединение только к части правил, действующих в сообществе, кроме того, сотрудничество ограничивается целями глобального характера (совместная безопасность, выравнивание уровня развития экономики). Как в содружестве возможно создание надгосударственных органов, но в основополагающих договорах нет положений о единых вооружённых силах, единой территории, единой денежной единице, признании гражданства.

Объединения могут носить и иные наименования, такие как блоки, союзы, коалиции, ассоциации и т.п.

Современный уровень межгосударственных отношений позволил появиться новой классификации объединений государств: надгосударственные (Европейский Союз) и межгосударственные объединения (Содружество Независимых Государств).