Понятие и значение типологии государства.

Типология государств – учение о классификации государств на исторические типы на основании устойчивых критериев. Тип государства определяется наиболее устойчивыми характеристиками ряда государств, которые в историческом аспекте приобретают характер закономерностей на определённом этапе развития и определяют качественные характеристики государства: сущность и назначение. Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на марксистском учении о сущности государства и теорию общественных формаций (К. Маркс и Ф. Энгельс). Общество, согласно формационному подходу, в истории своего развития проходит три стадии, три макроформации – архаичная (догосударственная), экономическая (включающая три формации, определяемые типом производства, классом, которому принадлежит право собственности на средства производства, и соответственно, тем, какому классу служит государство) и коммунистическая (в которой, собственно, и начинается настоящая история человечества, государство на этой стадии отмирает, в силу отсутствии классовой структуры общества). В дальнейшем, при развитии формационного учения в экономическую макроформацию был включён четвёртый тип государства – социалистический. Рабовладельческое государство, это первый исторически сложившийся тип государства, возникновение которого закономерный процесс экономического развития, т.к. экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность классово-господствующих рабовладельцев, в виде средств и работников (рабов) производства. Феодальное государство, это следующий тип государства, зарождавший политическое господство военного класса (рыцарства), организованного в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства. Экономической основой является собственность феодалов на землю и отсутствие собственность на землю у крестьян. Производственные отношения феодальной эпохи характеризуются неполной собственностью феодала на работника, а также собственность крестьян и ремесленников на некоторые орудия труда. Буржуазное государство, это третий тип государства, возникший в результате буржуазно-демократических революций, положивших начало капитализму. Четвертым типом явилось социалистическое государство – последний исторический тип государства, государство «диктатуры пролетариата», как переходный этап к безгосударственному обществу.

Цивилизационная типология позволяет учесть все богатство и разнообразие цивилизаций не только в историческом аспекте, но и различные критерии к определению цивилизации: универсалистский и социокультурный. Универсалистский подход рассматривает историческую эволюцию государств как единообразный процесс, подчинённый общим закономерностям, в качестве критерия классификации использован политико-правовой аспект жизни социума. Изначально А. Дж. Тойнби, Н.Я. Данилевский и другие исследователи рассматривали два основных вида цивилизаций – аграрная (где государственная и общественная сфера составляют единую неразделённую систему и, сверх того, общественная жизнь не разделена на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы, что было свойственно государствам античности, Древнему Египту, Вавилону, Индии, Китаю и государствам Средневековья)и техногенная (отличается динамичностью развития общества и государства, сложностью социальных связей; стремительное развитие новых технологий порождает новые типы мышления, включая политико-правовое, предлагает новые типы государственного устройства, соотношения общества и государства). В XX веке О. Тоффлер, И. Валлерстайн предлагают третий этап цивилизационного развития – постиндустриальная цивилизация, где главной ценностью становится информация, труд приобретает творческий характер, государства, включаясь в процессы глобализации, начинают приобретать условный характер. Социокультурный подход позволяет учитывать специфику отдельных цивилизаций. Понятие «цивилизация» стало актуальным для науки в XVIII веке. Особенности духовной жизни, исторического развития, обычаев и традиций, а также развития производственных процессов, создавая сложную многоуровневую (со сложной социальной иерархией и иерархией культурных ценностей) социокультурную систему (цивилизацию), определяют сущность государства, способствуя его развитию или, напротив, негативно воздействуя на него. Сложилось много подходов к пониманию взаимоотношения цивилизации, культуры и государства. О. Шпенглер считал цивилизацию стадией «вырождения» («перерождения») культуры, поскольку государство – это часть политической культуры, которая входит в культуру в целом, а также оно неизбежно пройдёт стадию «вырождения». Культура, как творческая система, перерождаясь, превращается в механическую цивилизацию. Л.Н. Гумилёв говорит о предельных сроках существования этноса. Для А. Дж. Тойнби цивилизация – это предел самоидентификации культуры. Но при разночтении в понимании цивилизации, авторы согласны в том, что нет единого цивилизационного пути для всех государств. Мировая история, по мнению Н.Я. Данилевского, состоит из истории локальных цивилизаций. Каждая цивилизация имеет свои ценности, в том числе свой тип государства и права. Нет единой системы уровней цивилизации, которые проходят все государства. Макс Вебер рассматривал человеческую культуру как явление многообразное, настолько насколько разнообразны идеи и мировоззрения. Существует множество критериев классификации цивилизаций. С. Хантинготон классифицирует цивилизации по культурно-религиозному признаку (христианские, мусульманские и т.д.). А. Дж. Тойнби в качестве критерия классификации цивилизаций рассматривает образ мышления, духовные ценности, уровень экономического развития, общность историко-политической судьбы (история – «круговорот» отдельных цивилизаций, между которыми желателен диалог, а не противостояние). Цивилизации могут быть первичные и вторичные; светские, клерикальные (это государство через законодательно установленные институты церковь влияет на государственную власть), теократическая (государство подчинено церкви) и атеистические. Жан Боден делит цивилизации на южные, северные и средние.