Контрольный практикум
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование контрольной работы | Трудоемкость (час.) |
1 (1) | Виды знания о физической культуре и спорте. Специфика научного знания | ||
2 (2) | Детерминанты развития научного знания о физической культуре и спорте | ||
2 (3) | Возникновение науки о физической культуре и спорте. Особенности современного этапа ее развития | ||
2 (4) | Формирование теории спорта и спортивной подготовки | ||
3 (5) | Методология научного исследования в теории и методике физической культуры |
7. Примерная тематика рефератов:
1. Физическая культура как специфический объект и предмет исследования.
2. Системный метод в исследовании физической культуры.
3. Генетический метод и его актуальность в исследовании физической культуры.
4. Проблема ценностей, норм и идеала в физической культуре на современном этапе развития общества.
5. Религия и современные телесноориентированные практики.
6. Проблема сохранения этнических традиций в современной практике физической культуры.
7. Двигательная активность в условиях современности.
8. Становление и современное состояние реализации культурологического подхода в теории и методике физической культуры.
9. Формирование отечественной школы истории физической культуры и спорта. Персоналии.
10. Формирование отечественной школы врачебно-педагогического контроля. Деятельность В.В. Гориневского.
11. Формирование отечественной школы спортивной морфологии. Персоналии.
12. Формирование отечественной школы биомеханики. Деятельность Н.А. Бернштейна.
13. Формирование отечественной школы теории и методики физической культуры. Вклад А.Д. Новикова.
14. Формирование отечественной школы спортивного массажа. Труды Саркизова-Серазини.
15. Формирование отечественной школы психологии спорта. Вклад А.П. Рудика и А.Ц. Пуни.
16. Формирование отечественной школы гимнастики М.Л. Украна.
17. Формирование отечественной школы легкой атлетики Н.Г. Озолина.
18. Современные концепции обучения двигательным действиям в физической культуре и спорте.
19. Физическое воспитание в различные периоды онтогенеза.
20. Методологические проблемы адаптивной физической культуры.
21. Проблема эффективности оздоровительных технологий.
22. Проблема построения соревновательных моделей в детско-юношеском спорте.
23. Концепции генезиса спорта как социокультурного феномена (гипотезы Шиллера, Спенсера, Н.И. Пономарева, И. Хейзинги, Х.-О. Игассета и др.)
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. – М.: Советский спорт, 2009.
2. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. – М.: Физическая культура и спорт, 2007. – 912 с.
3. Губа В.П., Кващук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.
4. Дмитриев С.В. Образовательное пространство и объективно-предметная область физической культуры и АФК-технологий // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 1. – С.37-42.
5. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. – М.: Советский спорт, 2010. – 288 с.
6. Келигов М.Ю. Homo sapiens: Преходящий феномен. - М.: Академический Проект; Культура, 2012. - 224с.
7. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие / С.А. Лебедев. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 288 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, Спорт Академ. Пресс, 2008. – 544с.
9. Менхин Ю.В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка / Ю.В. Менхин // Теория и практика физической культуры, 2007. - №2. – С. 12-17.
10. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010. – 208 с.
11. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: становление и развитие культурологического подхода // теория и практика физической культуры. – 2009. – № 12. – С. 3-8.
12. Никулин Б.А., Родионова И.И. Биохимический контроль в спорте. – М.: Советский спорт, 2011. – 232 с.
13. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. – М.: Советский спорт, 2010. – 310 с.
14. Столяров В.И. Философия науки: методические материалы для аспирантов. – М.: Физическая культура, 2010.
15. Суник А.Б. Очерки отечественной историографии и истории физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2010. – 616 с.
16. Чебанюк Т.А. Методы изучения культуры. – СПб.: Наука, 2010. – 350 с.
б) дополнительная литература
1. Азаренко С.А. Сообщество тела. – М.: Наука, 2007.
2. Визитей Н.Н. Курс лекций по социологии спорта: уч. пособие. – М.: Физическая культура, 2006.
3. Визитей Н.Н. Физическая культура и здоровье спортсмена (философско-антропологический аспект проблемы) // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 2. – С. 5-8.
4. Визитей Н.Н., Манолаки В.Г. Идея современного олимпизма и реалии современного мира. // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 1. – С. 43-47.
5. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. – 76 с.
6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М: ФиС, 1980. – 136с.
7. Григорьев В.И. Системный подход к анализу современных проблем студенческого спорта. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 63 с.
8. Губа В.П., Фомин С.Г., Чернов С.В. Особенности отбора в баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 2006. - 160 с.
9. Гурылев П.С., Румянцева Э.Р. Женская тяжелая атлетика: проблемы и перспективы. – М.: Советский спорт, 2006. – 164 с.
10. Дмитриев С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательных действий спортсмена. – Н.Новгород, 1995. – 150 с.
11. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. – 240 с.
12. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований. – М.: Физическая культура и спорт, 2005. – 160 с.
13. Кун Л. В. Всеобщая история физической культуры и спорта. М, «Радуга», 1982: 399 с.
14. Курамшин Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализ: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 148с.
15.Лоуэн А. Психология тела. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 264 с.
16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. – СПб.: издательство «Лань», 2003. – 160с.
17. Молингер М. Homo impeii. История физической антропологии в России ( конец ХIХ – начало ХХ вв.) / М. Молингер М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 512 с.
18. Назаров А.П., Губа В.П., Мироненков И.Н. тройной прыжок: научные подходы к подготовке спортивного резерва. – М.: Советский спорт, 2007. – 160 с.
19. Никитич Л.А. История философии науки / Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 335 с.
20. Никитушкин В.Г., Кващук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. – М.: Советский спорт, 2005. – 240 с.
21. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 2004.– 584 с.
10. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996. – 284 с.
22. Попков В.Н. Отбор и контроль в юношеском спорте. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2001. – 196 с.
23. Рекутина Н.В. Агонистика Анточной Греции в архаическую и классическую эпохи / Н.В. Рекутина. – Омск: изд-во СибГУФК, 2006. – 240 с.
24. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренности и поиск талантов в спорте. - М.: СпортАкадем Пресс, 2000. – 112 с.
25. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных нау / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.
26. Суслов П.Ф. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 11. – С. 30-33.
27. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советсткий спорт, 2003. – 464 с.
28. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2т./ Под ред. проф. С.П.Евсеева. – М: Советский спорт, 2002. – 448с.