Понятие объекта и предмета в геологии.

Факты, их место и значение в научном поиске

Существует мнение, что, научное исследование направлено на добывание фактов. Понятие «факт» включает объективно существующее и зафиксированное наблюдение либо экспериментально установленное яв­ление или процесс. Факт становится научным, если он получен в результате специально организованной деятельности с применением научного метода и с позиции определенных теоретических представлений.

Часто одни и те же факты интерпретируются по-разному и используются оппонентами в ходе дискуссии. Количество фактов не оп­ределяет само по себе истинность гипотезы, а лишь делает ее более правдоподобной. Научные исследования проводятся главным об­разом не по принципу накопления фактов, а по принципу объяс­нения аномальных явлений, фактов, противоречащих гипотетиче­ской или теоретической модели. Поэтому научные факты важны на стадии проверки выполнения предсказательной функции данной модели, а также для выявления возможностей ее применения и создания более общей теоретической модели.

Объектом изучения геологии является Земля в целом, любые ее неоднородности (оболочки, слои, горные породы, минералы, кристаллы), представляющие собой сложные интегральные системы, взаимодействующие между собой. Предметом исследования являются отдельные характеристики объек­та, т.е. любой геологический предмет исследования представлен в виде научной модели, позволяющей изучать опре­деленные свойства объекта.

Различные точки зрения на истолкование и выделение границ объекта и предмета: 1. - концепция естественности — задача геологического изуче­ния в познании и правильной фиксации делимо­сти природных геологических объектов (кристаллов, горных пород, фаций, формаций, геоблоков и др.), выявлению реальных геологических тел, их естественных гра­ниц и детальному анализу свойств этих объектов. При этом каждый объект является областью изучения отдельной геологической дис­циплины: кристаллические ячейки и кристаллы — кристаллогра­фии; кристаллы и минералы — минералогии; горные породы — пет­рографии; земная кора — тектоники и т.д. Геологи изучают модели этих объектов, а не сами объекты. 2. -Модельно-целевой - любой объект обладает бесчислен­ным множеством переменных характеристик и является интег­ральной системой, все элементы которой взаимодействуют между собой. При этом не построение модели, а изучение ее свойств является главным этапом исследования. Именно цель, задача определяют выбор того или иного варианта выделения объекта исследования в соответствующих границах.

Со временем происходят расширение понятия объекта геологии. Это связано с процессом дифференциации и интеграции геологических наук, и с повышением общего уровня развития науки и техники. В первой половине 19 в. изучение моделей геол.объектов проводилось визуально на макроуровне, определялся химический состав минералов и горных пород; во второй половине 19 в. геологические исследования охва­тывали уже огромные регионы, создавались их картографические модели, вещество изучалось с помощью поляризационного мик­роскопа и спектрального анализа. Первая половина 20 в. - создаются геофизические модели земной коры и бо­лее глубоких оболочек, составляются первые схемы тектоническо­го районирования. Во второй половине 20 в. - исследование дна Мирового океана, открываются возможности описания и расчленения древних комплексов, создаются геофизическая и геохимическая модели тектоносферы и планеты в целом; познание вещества на уровне микроскопи­ческих фрагментов отдельных минеральных зерен с помощью дан­ных микрозонда, изотопов. Современный этап характеризуется созданием глобальной модели эволюции Земли в рамках сравнительной планетологии.

13.Понятие о научных революциях (основные взгляды на развитие науки – В.И.Вернадский, Б.М.Кедров, В.Е.Хаин, В.В.Белоусов и др.).

Существуют различные взгляды на развитие науки. Одна из точек зрения базируется на представлении о линей­ном развитии науки. Научные зна­ния строятся путем накопления фактического материала по прин­ципу кирпичной кладки. Любая наука вступает в фазу зрелости с того момента, когда осознается необходимость при­чинного объяснения фактических данных.

Модель нелинейного, скачкообразного принципа развития науки - главный стимул развития науки - получение фактов, не укладывающихся в рамки существующей концепции. По мнению амер.филос. Куна (1922-1996) преодоление аномалий заставляет искать новые пути исследования, происходит скачок, переход к изучению явления с новых теоретических позиций на базе новой парадигмы. Смена парадигмы в развитии науки отвеча­ет научной революции.

По мнению Хаина, введённое Куном понятие о научных революциях, явилось само по себе революцией в разработке истории наук и подвело научную основу под периодизацию этой истории.

По мнению Кедрова, движение научного познания вперёд происходило путём выдвижения вперёд в качестве лидирующей попеременно то одной, то другой области знаний. Смена лидера определяет резкий скачок в развитии науки и ускорение этого развития.

Венгерский историк Лакатос (1922-1974) рассматривает развитие науки как смену исследова­тельских программ. Программа считается определяющей, когда темпы роста ее теоретической базы опережают эмпирический рост. Если этого не происходит, то она регрессирует, так как не может объяснить ано­мальных фактов и должна уступить место конку­рирующей программе.

Датский ученый, создатель теории электромагнетизма Эрстед (1777-1851) считал, что каждая гос­подствующая научная теория содержит рациональное зерно, ко­торое в конечном итоге продвигает нас к познанию истины.

Вернадский отмечал, что на фоне спокойного развития науки выделяются периоды лавинообразного открытия новых яв­лений, возникновения новых идей, позволяющих дать совершен­но необычную интерпретацию фактического материала. Рево­люционный переворот в науке происходит не мгновенно, требу­ется определенное время, чтобы сказалась созидательная сила новых идей. Они разрушают привычное миропонимание уче­ных. Старые знания не разрушаются, им придается новое понимание.