Понятие объекта и предмета в геологии.
Факты, их место и значение в научном поиске
Существует мнение, что, научное исследование направлено на добывание фактов. Понятие «факт» включает объективно существующее и зафиксированное наблюдение либо экспериментально установленное явление или процесс. Факт становится научным, если он получен в результате специально организованной деятельности с применением научного метода и с позиции определенных теоретических представлений.
Часто одни и те же факты интерпретируются по-разному и используются оппонентами в ходе дискуссии. Количество фактов не определяет само по себе истинность гипотезы, а лишь делает ее более правдоподобной. Научные исследования проводятся главным образом не по принципу накопления фактов, а по принципу объяснения аномальных явлений, фактов, противоречащих гипотетической или теоретической модели. Поэтому научные факты важны на стадии проверки выполнения предсказательной функции данной модели, а также для выявления возможностей ее применения и создания более общей теоретической модели.
Объектом изучения геологии является Земля в целом, любые ее неоднородности (оболочки, слои, горные породы, минералы, кристаллы), представляющие собой сложные интегральные системы, взаимодействующие между собой. Предметом исследования являются отдельные характеристики объекта, т.е. любой геологический предмет исследования представлен в виде научной модели, позволяющей изучать определенные свойства объекта.
Различные точки зрения на истолкование и выделение границ объекта и предмета: 1. - концепция естественности — задача геологического изучения в познании и правильной фиксации делимости природных геологических объектов (кристаллов, горных пород, фаций, формаций, геоблоков и др.), выявлению реальных геологических тел, их естественных границ и детальному анализу свойств этих объектов. При этом каждый объект является областью изучения отдельной геологической дисциплины: кристаллические ячейки и кристаллы — кристаллографии; кристаллы и минералы — минералогии; горные породы — петрографии; земная кора — тектоники и т.д. Геологи изучают модели этих объектов, а не сами объекты. 2. -Модельно-целевой - любой объект обладает бесчисленным множеством переменных характеристик и является интегральной системой, все элементы которой взаимодействуют между собой. При этом не построение модели, а изучение ее свойств является главным этапом исследования. Именно цель, задача определяют выбор того или иного варианта выделения объекта исследования в соответствующих границах.
Со временем происходят расширение понятия объекта геологии. Это связано с процессом дифференциации и интеграции геологических наук, и с повышением общего уровня развития науки и техники. В первой половине 19 в. изучение моделей геол.объектов проводилось визуально на макроуровне, определялся химический состав минералов и горных пород; во второй половине 19 в. геологические исследования охватывали уже огромные регионы, создавались их картографические модели, вещество изучалось с помощью поляризационного микроскопа и спектрального анализа. Первая половина 20 в. - создаются геофизические модели земной коры и более глубоких оболочек, составляются первые схемы тектонического районирования. Во второй половине 20 в. - исследование дна Мирового океана, открываются возможности описания и расчленения древних комплексов, создаются геофизическая и геохимическая модели тектоносферы и планеты в целом; познание вещества на уровне микроскопических фрагментов отдельных минеральных зерен с помощью данных микрозонда, изотопов. Современный этап характеризуется созданием глобальной модели эволюции Земли в рамках сравнительной планетологии.
13.Понятие о научных революциях (основные взгляды на развитие науки – В.И.Вернадский, Б.М.Кедров, В.Е.Хаин, В.В.Белоусов и др.).
Существуют различные взгляды на развитие науки. Одна из точек зрения базируется на представлении о линейном развитии науки. Научные знания строятся путем накопления фактического материала по принципу кирпичной кладки. Любая наука вступает в фазу зрелости с того момента, когда осознается необходимость причинного объяснения фактических данных.
Модель нелинейного, скачкообразного принципа развития науки - главный стимул развития науки - получение фактов, не укладывающихся в рамки существующей концепции. По мнению амер.филос. Куна (1922-1996) преодоление аномалий заставляет искать новые пути исследования, происходит скачок, переход к изучению явления с новых теоретических позиций на базе новой парадигмы. Смена парадигмы в развитии науки отвечает научной революции.
По мнению Хаина, введённое Куном понятие о научных революциях, явилось само по себе революцией в разработке истории наук и подвело научную основу под периодизацию этой истории.
По мнению Кедрова, движение научного познания вперёд происходило путём выдвижения вперёд в качестве лидирующей попеременно то одной, то другой области знаний. Смена лидера определяет резкий скачок в развитии науки и ускорение этого развития.
Венгерский историк Лакатос (1922-1974) рассматривает развитие науки как смену исследовательских программ. Программа считается определяющей, когда темпы роста ее теоретической базы опережают эмпирический рост. Если этого не происходит, то она регрессирует, так как не может объяснить аномальных фактов и должна уступить место конкурирующей программе.
Датский ученый, создатель теории электромагнетизма Эрстед (1777-1851) считал, что каждая господствующая научная теория содержит рациональное зерно, которое в конечном итоге продвигает нас к познанию истины.
Вернадский отмечал, что на фоне спокойного развития науки выделяются периоды лавинообразного открытия новых явлений, возникновения новых идей, позволяющих дать совершенно необычную интерпретацию фактического материала. Революционный переворот в науке происходит не мгновенно, требуется определенное время, чтобы сказалась созидательная сила новых идей. Они разрушают привычное миропонимание ученых. Старые знания не разрушаются, им придается новое понимание.