Учебно-методические материалы для изучения темы № 20:«Природные ресурсы Земли. Техногенные изменения геологической среды».
Задание для самостоятельной работы
В качестве самостоятельного задания предусматривается выполнение двух контрольных работ № 7 и 8 – это построение геологических карт и разрезов. При выполнении самостоятельной работы необходимо также дать ответы на следующие вопросы:
1. Какие основные структурные элементы земной коры можно выделить в настоящее время?
2. В чем разница в строении земной коры основных структурных элементов?
3. Каковы основные особенности структуры платформ?
4. Какой магматизм типичен для платформ?
5. Какие структурные элементы выделяются на платформах и в пределах горно-складчатых областей?
6. Что такое геосинклиналь?
7. Чем отличается эв- и миогеосинклинали?
8. Что такое передовые прогибы и когда они возникают?
9. Как сформировались складчатые области?
Дополнительная литература:
1. Короновский, Н.В. Основы геологии. / Н.В. Короновский, А.Ф. Якушова. – М., 1991.
2. Сорохтин, О.Г. Глобальная эволюция Земли. / О.Г. Сорохтин, С.А. Ушаков – М., 1991.
3. Хаин, В.Е. Основные проблемы современной геологии (геология на пороге XXI века). – М., 1995.
4. Хаин, В.Е. Общая геотектоника. / В.Е. Хаин, А.Е. Михайлов. – М., 1985.
Природные ресурсы Земли подразделяются на энергетические и минеральные. Энергетические ресурсы включают горючие полезные ископаемые – нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы и битуминозные песчаники, а также ядерное топливо и негорючие источники энергии – солнечную и геотермальную. К минеральному сырью относятся руды металлов и многие неметаллические минералы и горные породы.
На лекции по данной теме будут освещены следующие разделы:
1. Минеральные и энергетические ресурсы.
2. Техногенные изменения окружающей среды.
3. Проблемы загрязнения окружающей среды при добыче и транспортировке полезных ископаемых.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На семинарских занятиях предлагается обсудить следующие разделы темы:
1. Геология рудных районов Мурманской области.
2. Состояние, проблемы, тенденции и перспективы горнорудной отрасли.
Задание для самостоятельной работы:
При выполнении самостоятельной работы необходимо законспектировать главы из следующих основных источников [1], глава 21; [6], главы 3-5; [11], глава 25;[16], глава 5 и дать ответы на следующие вопросы:
1. На какие группы разделяются природные ресурсы Земли?
2. Какие стадии различаются в процессе образования нефти?
3. Что такое «материнские» и вмещающие породы?
4. Какие существуют коллекторы и ловушки нефти?
5. Какие проблемы возникают при различных способах добычи угля?
6. Как используется геотермальная энергия?
7. Каким образом возникает руда и чем она отличается от пустой породы?
8. Какие ресурсы являются невозобновляемыми, а какие являются возобновляемыми?
9. В чем заключаются проблемы загрязнения окружающей среды при разведке и добыче полезных ископаемых?
Дополнительная литература:
1. Вахромеев, С.А. Месторождения полезных ископаемых. – М., 1979.
2. Еремин, Н.И. Неметаллические полезные ископаемые. – М., 1991.
3. Романович, И.Ф. Месторождения неметаллических полезных ископаемых. – М., 1986.
4. Старостин, В.И. Геология полезных ископаемых. / В.И. Старостин, П.А. Игнатов. – М., 1997.
5. Шило, Н.А. Основы учения о россыпях. – М., 1985.