Учебно-методические материалы для изучения темы № 17: «Процессы внутренней динамики (эндогенные)».

Задание для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы

Данное задание для студентов является одним из трудоемких, так как большая часть разделов темы планируется обсудить на семинарских занятиях с опросом каждого учащегося и проверкой конспектов для самостоятельной работы. Успешное выполнение этого задания напрямую зависит от правильных ответов на нижеприведённые вопросы:

1. Как и в каких условиях образуются горные ледники?

2. В каких условиях формируются материковые ледники?

3. Чем обусловлено движение льда и как оно происходит в горных и материковых ледниках?

4. Чем отличаются троги от речных долин?

5. Каким путем осуществляется экзарация?

6. Каким образом происходит ледовая транспортировка материала?

7. Какие существуют типы морен и чем они различаются?

8. В чём особенность перигляциальных областей?

9. Какие типы отложений формируются на краю ледника?

10. В каких условиях возникает эоловая деятельность?

11. Где наиболее интенсивно проявляется действие ветра?

12. Что такое площадная и линейная дефляция?

13. Что такое корразия и как она проявляется?

14. Какие эоловые формы рельефа существуют?

15. Чем отличается формирование дюн от барханов?

16. Что такое лёсс, его основные признаки и распространенность?

17. Какова экологическая роль эоловой деятельности?

18. Что такое склоновые процессы и какова классификация гравитационных процессов?

19. Какие отложения называются коллювием?

20. Чем отличаются камнепады от осыпей и провальные процессы от обвальных и крипов?

21. Какова характеристика оползней и чем отличается оползень от селя?

22. Чем характеризуются гравитационно-водные процессы?

23. Что означает селевый коллювий?

24. Что такое лахар и когда он возникает?

25. Какие отложения образуются при плоскостном стоке?

26. Чем отличаются элювиальные, пролювиальные и делювиальные отложения?

27. Как развиваются овраги, чем отличаются овраги от балок?

28. Как развиваются временные горные потоки и какие отложения связаны с временными потоками?

29. Каковы закономерности формирования речных долин и их экологическое свойство?

30. Каково строение пойм в равнинных и горных районах?

31. Каково строение аллювия равнинных и горных рек?

32. Каким образом формируются надпойменные террасы?

33. Какие условия складываются в устьевой части рек?

34. Чем отличаются дельты, авандельты, эстуарии и лиманы?

35. Каково строение дельтовых отложений?

36. Какова экологическая роль поверхностных вод?

37. Какие полезные ископаемые формируются вместе с речными отложениями?

38. С чем связана водопроницаемость горных пород и какие породы водопроницаемы, а какие нет?

39. Как формируются подземные воды и какие существуют типы подземных вод?

40. Чем отличается верховодка от грунтовых вод, а грунтовые воды от артезианских?

41. Чем характеризуется режим подземных вод?

42. Каким образом меняется химизм подземных вод с глубиной?

43. Какие существуют классификации подземных вод?

44. Чем вызваны карстовые процессы и какие существуют карстовые формы?

45. В чём заключается проблема чистых подземных вод и какие существуют экологические проблемы?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы при выполнении самостоятельного задания следует проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], главы 11-16; [11], часть II; главы 9-13,14,15.

Кроме того, наверняка возникнет потребность в дополнительной литературе. Поэтому ниже предлагается сводка наиболее популярных изданий:

1. Алексеев, Н.А. Стихийные явления в природе. – М., 1983.

2. Гагошидзе, М.С. Селевые явления и борьба с ними. – Тбилиси. 1970.

3. Гвоздецкий, Н.А. Кастовые ландшафты. – М., 1979.

4. Гидрогеология / Под ред. В.М. Шестакова и М.С. Орлова. – М., 1984.

5. Елисеев, В.И. Закономерности образования пролювия. – М., 1978.

6. Карташов, И.П. Основные закономерности геологической деятельности рек горных стран. – М., 1977.

7. Кукал, С.М. Сели. – Л., 1978.

8. Лаврушин, Ю.А. Аллювий равнинных рек субарктического пояса и перигляциальных областей материковых оледенений. – М.. 1963.

9. Максимович, Г.А. Основы карстоведения. Т. 1 и 2. Пермь, 1963, 1969.

10. Наливкин, Д.В. Ураганы, бури и смерчи. – Л.. 1979.

11. Обручев, В.А. Пески и лёсс. Избранные работы по географии Азии. – М., 1981.

12. Орлова, А.В. Пустыни как функция планетарного развития. – М., 1978.

13. Общая гидрогеология / Под ред. Е.В. Пиннекер. Новосибирск, 1980.

14. Чистяков, А.А. Аллювий горных рек. – М., 1978.

15. Чистяков, А.А. Условия формирования и фациальная дифференциация дельт и глубоководных конусов // Итоги науки и техники. Общая геология. Т. 10. – М., 1980.

Учебно-методические материалы для изучения темы № 15: «Древние и неоген-четвертичные оледенения Земли».

Четвертичный ледниковый период на Земле начался более 1 млн. лет назад. Сформировавшиеся в горах ледники двинулись на окружающие равнины Северной Америки и Европы. Грандиозные ледниковые покровы распространились по северным частям этих континентов, однако в развитии оледенения были значительные колебания: наступали продолжительные более тёплые межледниковые периоды. Самый долгий межледниковый период длился 300 тысяч лет, а последние остатки льда в Европе исчезли всего 100 тысяч лет назад. Сейчас мы живём в очередной межледниковый период.

Возвращаясь к прошлому Земли, следует отметить, что в уже ранние этапы её развития (первые миллиарды лет её существования), неоднократно возникали периоды существенного снижения общего теплового потока. Так, в раннепротерозойский этап её развития (около 2,5 млрд. лет назад) произошло заметное падение температуры на поверхности Земли. С этим этапом связано появление первого в истории Земли древнего оледенения – Гуронского древнейшего оледенения. В середине гуронских толщ встречаются мореноподобные образования, плохо сортированные глины с валунами, так называемые тиллиты, свидетельствующие о материковом оледенении и резком похолодании климата на Земле в этот период времени.

Позднее аналогичные оледенения происходили и в другие геологические эпохи (в позднем рифее, венде, перми, триасе). Так, например, существуют убедительные доказательства того, что в пермском периоде части бывшего суперконтинента Гондваны, - территории Бразилии, Африки, Индии и Австралии, примыкавшие к южному полюсу, были покрыты материковым льдом.

На лекциях рассматриваются основные вопросы данной темы:

1. Древние оледенения Земли.

2. Развитие великих четвертичных оледенений.

3. Расчленение ледниковых и межледниковых отложений.

4. Причины оледенений на Земле.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарские занятия для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Типы ледников.

2. Режим и движение ледников.

3. Ледниковая денудация и аккумуляция.

4. Вводно-ледниковые отложения.

5. Отложения приледниковых областей.

6. Описание разреза отложений пещерной стоянки Шанидар в Северном Ираке.

7. Четвертичные оледенения и эволюция человека, шкала времени Эмильяни.

До выполнения самостоятельного задания предлагается проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], глава 14; [12], часть III.

В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие издания:

1. Васильев, Ю.А. Отложения перигляциальной зоны Восточной Европы. – М., 1980.

2. Гурский, Б.Н. Геология. / Б.Н. Гурский, Г.В. Гурский. – М., 1985.

3. Джон, Б. Зимы нашей планеты. / Б. Джон, Э. Дербишир. Г. Янг. – Пер. с англ. М., 1982.

4. Лаврушин, Ю.А. Строение и формирование основных морен материковых оледенений. – М., 1976.

5. Леонтьев, О.К. Общая геоморфология. / О.К. Леонтьев, Г.И. Рычагов. – М., 1988.

Учебно-методические материалы для изучения темы № 16: «Экзогенные процессы в Мировом океане».

Мировой океан представляет собой главную часть гидросферы – водной оболочки Земли. В ней сосредоточено не менее 1,4 млрд. куб. км воды, что составляет около 94% объёма гидросферы. Эти огромные массы воды находятся в постоянном движении.

Геологические процессы, протекающие в Мировом океане, многообразны и представляют собой взаимосвязанные явления. Они состоят из следующих процессов:

- разрушения, или абразии, массивов горных пород, слагающих берега и часть мелководья;

- переноса и сортировки продуктов разрушения, приносимого с суши;

- накопления, или аккумуляции, различных осадков.

Эти разделы кратко излагаются в лекциях по теме № 16. Другая часть данной темы рассматривается на практических занятиях.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарские занятия для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Физико-химические свойства вод морей и океанов.

2. Подводный рельеф океанов и морей.

3. Главные элементы профиля морского дна и биономические зоны моря.

4. Геологическая деятельность морей и океанов.

5. Геодинамика вод Мирового океана. Приливно-отливные движения.

5. Накопление морских осадков и преобразование осадков в осадочные породы.

6. Понятие о фациях.

7. Геологическая деятельность озёр и болот.

8. Полезные ископаемые морских бассейнов, озёр и болот.

До выполнения самостоятельного задания предлагается проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], глава 15; [11], главы 16,17.

Конспектируемый материал должен соответствовать теме и служить источником для ответов на нижеприведённые вопросы:

1. Что такое соленость морской воды и как она изменяется?

2. Как образуются аккумулятивные и абразионные террасы?

3. Какова гидродинамика Мирового океана?

4. Какие генетические типы осадков накапливаются в морях и океанах?

5. Что такое диагенез и катагенез?

6. Чем отличаются переходные зоны от континентов к океанам?

7. Какие процессы происходят в области срединно-океанских хребтов?

В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие издания:

1. Богданов, Д.В. Региональная физическая география Мирового океана. – М., 1985.

2. Гембель, А.В. Общая география Мирового океана. – М., 1979.

3. Залогин, Б.С. Мировой океан. / Б.С. Залогин, А.Д. Кузьминская. – М., 2001.

4. Зейболд, Е. Дно океана (введение в морскую геологию). / Е. Зейболд, В. Бергер. – Пер. с англ. М., 1984.

5. Кеннет, Дж. П. Морская геология. Т. 1 и 2. – Пер. с англ. М.. 1987.

6. Леонтьев, О.К. Морская геология. – М., 1982.

7. Лисицын, А.П. Лавинная седиментация в океане // Литология и полезные ископаемые. М., 1984.

8. Степанов, В.Н. Океаносфера. – М., 1983.

9. Фролов, В.Т. Литология. Т. 1-3. – М., 1992.

10. Шопф, Т. Палеоокеанология. – М., 1982.

Земная кора постоянно испытывает движения, чаще всего медленные, но при землетрясениях они очень быстрые, почти мгновенные. Современные движения земной коры могут быть как вертикальными, так и горизонтальными.

Для многих регионов мира составлены карты современных вертикальных движений. Согласно высокоточным инструментальным методам установлено, что Малый Кавказ сейчас поднимается со скоростью от 8 до 13,5 мм в год, а горные сооружения Восточных Карпат растут со скоростью 1,5 – 1,7 мм/год. Балтийский щит в Скандинавии растет вверх со скоростью 8 – 10 мм/год. В Байкальской рифтовой зоне скорость современных вертикальных движений составляет 10 – 20 мм/год. Во многих районах происходят современные опускания. Южное побережье Балтийского моря медленно опускается – в Нидерландах суша располагается уже на десятки метров ниже уровня моря. Черноморское побережье Кавказа погружается со скоростью до 12 мм/год, а берег западнее г. Одессы – 4,5 мм/год.

Для измерения горизонтальных движений в настоящее время широко используется геодезическая спутниковая система GPS.

В чем причины таких перемещений земной коры?

На этот и другие вопросы студенты могут дать ответ, прослушав лекции по данной теме и изучив соответствующие главы учебника по геологии [11], (главы 18,19).

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предлагается обсудить следующие разделы темы:

1. Эндогенные геологические процессы.

2. Современные вертикальные движения земной коры.

3. Современные горизонтальные движения земной коры.

4. Тектонические и разрывные нарушения.

5. Интрузивный и эффузивный магматизм.