Учебно-методические материалы для изучения темы № 12: «Возраст горных пород. Геологическое время. Геохронологическая шкала».

Задание для самостоятельной работы

Учебно-методические материалы для изучения темы № 11: «Минералы и горные породы».

Задание для самостоятельной работы

Во время самостоятельной работы студенты должны особо обратить внимание на такие образования в земной коре, как офиолиты – реликты коры обширных океанов или окраинных морей, разобщавших в своё время континенты и островные дуги.

Для конспектирования самостоятельного задания студенты, кроме лекций, могут использовать следующие источники из прилагаемого списка литературы: [2], глава 1; [7], глава 1; [11], глава 4.

Дополнительная литература:

1. Белявский, Н.А. Строение земной коры континентов по геолого-геофизическим данным. / Н.А. Белявский. – М., 1981.

2. Емельяненко П.Ф. Петрография магматических и метаморфических пород. / П.Ф. Емельяненко, Е.Б. Яковлева. – М., 1985.

3. Павленкова, Н.И. Глубинные неоднородности Земли. // Природа, 1983, №12.

Земная кора слагается различными по химическому составу, происхождению и условиям залегания группами минералов и горных пород. Горные породы представляют собой агрегаты, сложенные из определенного сочетания минералов. Последние в свою очередь из атомов и молекул химических элементов.

По этой теме предусмотрено чтение следующих лекций:

1. Общие сведения о внутреннем строении кристаллического вещества.

2. Элементы симметрии в кристаллах, кристаллографические оси и сингонии.

3. Классификация минералов.

4. Физические свойства минералов.

5. Процессы образования минералов в природе.

6. Общие сведения о горных породах.

7. Классификация горных пород по генезису.

8. Осадочные, магматические и метаморфические горные породы.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:

1. Элементы кристаллографии.

2. Классификация и физические свойства минералов.

3. Структурные особенности и систематика подкласса силикатов.

4. Классификация горных пород. Осадочные горные породы.

5. Магматические горные породы.

6. Метаморфические горные породы. Факторы и виды метаморфизма.

При выполнении самостоятельной работы студенты должны в достаточном объеме проработать различную литературу для того, чтобы ответить на следующие вопросы:

1. Какие главнейшие химические элементы и соединения принимают участие в строении земной коры?

2. Что такое минералы?

3. Какими физическими свойствами обладают минералы?

4. Каковы основные принципы классификации минералов?

5. Какие основные породообразующие минералы известны?

6. Что такое горная порода?

7. На чем основана генетическая классификация горных пород?

8. Какие структурные и текстурные особенности характерны для магматических пород?

9. В чем заключается особенность осадочных горных пород?

10. Какие известны структурные и текстурные особенности метаморфических пород?

11. Каково происхождение метаморфических пород?

12. Какие вам известны фации метаморфизма?

Для конспектирования самостоятельного задания студенты, кроме лекций, могут использовать следующие источники из прилагаемого списка литературы: [3], главы 10,11; [4], главы 1-3; [8], части I,II; [9], главы 2,6-9; [11], главы 5,21; [13], глава 1.

Дополнительная литература:

1. Атлас текстур и структур горных пород. М., 1969.

2. Бетехтин, А.Г. Курс минералогии. / А.Г. Бетехтин. – М.: Госгеолтехиздат, 1956.

3. Емельяненко П.Ф. Петрография магматических и метаморфических пород. / П.Ф. Емельяненко, Е.Б. Яковлева. – М., 1985.

4. Костов, И. Минералогия. / И. Костов. – М.: Мир, 1971.

5. Левинсон-Лессинг, Ф.Ю. Петрографический словарь. / Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, Э.А. Струве. – М.: Госгеолтехиздат, 1963.

6. Логвиненко, Н.В. Методы определения осадочных горных пород / Н.В. Логвиненко, Э.И. Сергеева. – М., 1986.

7. Миловский, А.В. Минералогия. / А.В. Миловский, О.В. Кононов. – М., 1972.

8. Минералогическая энциклопедия. / Под редакцией К. Фрея. – Л.: Недра, 1985.

9. Справочник по литологии. / Под ред. Н.Б. Вассоевича. М.,1983.

10. Фролов, В.Т. Основы литологии. / В.Т. Фролов. – М.,1999.

Изучая современное строение Земли, геологи сталкиваются с её прошлым, с разнообразными по масштабам и формам проявления геологическим событиями. Но в первую очередь геологи сталкиваются с проблемой геологического времени. Геологическое время – это время действия геологических процессов. Существуют относительное и абсолютное летоисчисления.

По этой теме предусмотрено чтение следующих лекций:

1. Методы абсолютной и относительной геохронологии.

2. Периодизация тектонической активности Земли.

3. Сопоставление галактических циклов с фазами диастрофизма на Земле.

4. Радиоактивные изотопы и их использование в геохронологии. Взаимодействие- лучей с электронами. Поглощение - лучей.

5. Вывод уравнения, описывающего экспоненциальный закон.

6. Определение относительного возраста магматических образований.

7. Составление сводной стратиграфической колонки. Международная стратиграфическая (геохронологическая) шкала. Её подразделения.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:

1. В чем заключается суть геологического возраста?

2. На чем основаны относительное и абсолютное летоисчисления?

3. Каков возраст Земли?

4. Что изучает стратиграфия?

5. В чем заключается палеонтологический метод?

6. На чем основано определение возраста палеомагнитным методом?

7. Каков принцип составления стратиграфической колонки?

8. Какие существуют эоны и эратемы?

9. На какие периоды разделяются палеозой. Мезозой, кайнозой?

!0. На чем основан радиогеохронологический метод определения возраста? Вывод уравнения.