Учебно-методические материалы для изучения темы №8: «Магнитное и гравитационное поля Земли».

Задание для самостоятельной работы

Внешние оболочки Земли.

1. Гидросфера. Распределение воды на поверхности Земли и в литосфере.

2. Соотношение основных фаз воды в земной коре.

3. Роль воды в развитии планеты. Дренажная оболочка.

4. Принципиальная схема фазовой зональности подземной гидросферы.

5. Океаносфера. Рельеф дна Мирового океана.

6. Химический состав и температура морской воды.

7. Динамика гидросферы. Приливы и отливы.

8. Практическое значение океаносферы. Полезные ископаемые Мирового океана и внутренних морей.

9. Атмосфера Земли, её структура и состав на различных высотах от земной поверхности.

10. Эволюция земной атмосферы.

11. Динамика атмосферы.

12. Биосфера Земли. Границы биосферы Земли.

13. Роль биосферы в геологических процессах.

Более подробно данные разделы дисциплины раскрыты в лекциях, где рассмотрены все перечисленные выше темы.

Помимо лекционного материала, дополнительную информацию по изучаемой теме студенты найдут в учебных изданиях [1], главы 9,15; [2], глава 1; [7], глава 1; [11], глава 3; [16], главы 3,4; [12], часть II.

Для самостоятельного труда учащимся предлагается проработать дополнительный материал, который позволит объяснить возникновение в недрах Земли своеобразной дренажной оболочки, развитой глобально на границе мантии и литосферы. Необходимые сведения студенты найдут нижеприведенной дополнительной литературе.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На одном из семинарских занятий намечается обсуждение результатов выполнения контрольной работы № 3, правильное решение которой объясняет причины возникновения лунных приливов.

Кроме того, студентам предстоит на семинарах ответить на следующие вопросы:

1. Какие существуют методы изучения внутреннего строения Земли?

2. Каково строение внешних оболочек Земли?

3. Каково внутреннее строение Земли?

4. Каким границам соответствуют разделы Мохоровичича и Гуттенберга?

5. Какова средняя плотность Земли и как она распределяется по глубинам?

6. По каким данным определяется средний состав Земли?

7. В каком агрегатном состоянии находится вещество в земных недрах?

8. Каково строение земной коры и что такое литосфера?

9. В каком состоянии находится вещество в литосфере и астеносфере?

10. Каковы состояние и состав вещества в верхней и нижней мантии?

11. В каком состоянии находится вещество и каков его состав во внешнем и внутреннем ядре?

Дополнительная литература:

1. Шварцев, С.Л. Общая гидрогеология / С.Л. Шварцев. - М.: Недра, 1996.- 423 с.

Рассматриваемая тема включает следующие разделы:

1. Природа и строение магнитосферы.

2. Магнитные свойства горных пород.

3. Основные гипотезы происхождения магнитного поля Земли.

4. Гравитационные аномалии Фая и Буге.

5. Изостазия.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

К семинарским занятиям студенты должны усвоить весь лекционный, а также дополнительный материал, чтобы успешно ответить на следующие вопросы:

1. Что такое магнитное поле Земли?

2. Чем определяется магнитное поле Земли?

3. Каково происхождение магнитного поля Земли?

4. Что такое остаточная и приобретенная намагниченность?

5. Что такое палеомагнетизм?

6. На чем основана магнитостратиграфическая шкала?

7. Что называется нормальным гравитационным полем Земли?

8. Чем порождаются гравитационные аномалии?

7. Каковы значения ускорения силы тяжести на объектах Солнечной системы?

8. Как меняется значение силы тяжести ниже и выше поверхности геоида?

9. Основные различия в схемах изостатической компенсации по Эри и Пратту?