Учебно-методические материалы для изучения темы №3: «Современные взгляды на происхождение Вселенной, Солнечной системы и планет».
Задание для самостоятельной работы
Учебно-методические материалы для изучения темы №2: «Земля в космическом пространстве».
Учебно-методические материалы для изучения темы №1: «Введение».
При изучении данной темы учащимся следует использовать учебники по геологии для высших учебных заведений (см. графу 4, таблицы 4), где в разделе общие сведения обычно рассматриваются следующие аспекты:
- место дисциплины в системе наук о Земле;
- основные этапы развития геологии;
- роль российских и зарубежных учёных в развитии геологической науки;
- круг вопросов, решаемых геологией;
- иерархия объектов, изучением которых занимается геология;
-основные родственные и пограничные дисциплины.
Задание для самостоятельной работы:
1. Приобрести или получить в библиотеке учебники по геологии для высших учебных заведений, задачник-практикум и атлас схематических геологических и бланковых карт по общей геологии, а также методические указания к контрольным работам.
2.Завести общие тетради (для лекций, семинарских занятий и для конспектирования тем самостоятельной работы).
3.Получить на кафедре Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
1.Основные этапы развития геологии.
2.Роль российских и зарубежных учёных в развитии геологической науки.
3. Родственные и пограничные дисциплины.
4. Геологические и физические методы исследований.
5. Теоретическая и практическая геология.
6. Значение геологии в жизни современного общества.
7. Экологическая роль геологии. Геология и человек.
Дополнительная литература:
1. Геологический словарь. Т. 1,2. / Отв. редактор акад. К.Н. Паффенгольц. – М.: Изд-во Недра, 1973. – 942 с.
2. Жуков, М.М. Основы геологии. / М.М. Жуков, В.И. Славин, Н.Н. Дунаева. – М.:, 1970.
При подборе материалов для изучения данной темы следует обратить внимание на следующие основные аспекты:
- представления о масштабах Вселенной;
- строение и размеры Галактики Млечного Пути;
- положение Солнечной системы в нашей Галактике;
- химический состав космических объектов (звёзд, туманностей, планет).
Рекомендуемые литературные источники указаны в графе 4 таблицы 4.
Законспектировать в тетради из рекомендуемых источников основные разделы темы и наиболее употребляемые термины.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На практических (семинарских) занятиях обсудить тему № 2 и ответить на такие контрольные вопросы, как:
1. Что собой представляет Вселенная?
2. Из чего состоит Галактика Млечного Пути?
3. Где располагается Солнечная система и каков её состав?
4. Основные характеристики звёзд. Диаграмма «спектр-светимость» Герцшпрунга-Рессела.
5. Какова внутренняя структура Солнца?
Дополнительная литература:
1. Базилевский, А.Г. Новые данные о строении планет, полученные с помощью космических аппаратов. / А.Г. Базилевский. Энциклопедия «Современное естествознание». Т.9 – М.:, 2000.
2. Витязев, А.В. Современные представления о происхождении Солнечной системы. / А.В. Витязев. Энциклопедия «Современное естествознание». Т.9 – М.:, 2000.
3. Витязев, А.В. Планеты земной группы. Происхождение и ранняя история. / А.В. Витязев, Г.В. Печерникова, В.С. Сафронов. – М.:,1990.
4. Очерки сравнительной планетологии. – М.:, 1981.
5. Физика космоса. / Малая энциклопедия. – М.:,1986.
Три вышеперечисленные лекционные темы намечаются к прочтению в первые четыре недели учебного процесса и завершаются двумя контрольными работами, для успешного выполнения которых студентам потребуется как лекционный материал, так и знания, полученные на практических занятиях и при самостоятельном изучении рекомендованной литературы.