Критерии развития политических систем

Повышение адаптируемости политичес­кой системы к новым социальным тре­бованиямна основе рационализации ее строения и организациипредполагает нарастающую дифференциа­цию структур и функций органов управления.

Чтобы иметь возмож­ность учесть интересы социальных групп,политическая система должна формировать соответствующие кана­лы для артикулирования и агрегирования этих потребностей (в час­тности, расширяя возможности действия групп интересов, партий, институализируя прямую демократию и т.д.).

Важным условием для осуществления этих изменений является формирование и совершен­ствование нормативной (прежде всего — законодательной) базы, способной обеспечить равенство политического участия традицион­ных и новых социальных групп,а также усилить влияние ценностей, предполагающих интеграцию социума и идентификацию граждан.

Из этого вытекает требование к росту компетентности политических — как правящих, так и оппозици­онных — элит.

От их способности использовать консенсусные, правовые технологии властвования зависит возмож­ность избежать насилия при проведении реформ, исключить из­держки политического радикализма.

 

Понятно, что такое требова­ние предполагает создание условий для свободной конкуренции элит в борьбе за поддержку населением.

В свою очередь и рядовые гражда­не должны обладать возможностью контролировать своих избранни­ков, отслеживать, соответствуют ли их профессиональные и личные качества занимаемому общественному положению.

Селекция ком­петентных элит важна и для формирования рациональной уп­равленческой бюрократии, ответственной перед правящими эли­тами и населением, выполняющей свои обязанности на основе действующего законодательства и профессиональной этики.

Одним из основных условий успешного эволюционного поли­тического развития является своевременное выделение по преиму­ществу кратковременных задач в проведении реформ и преобразо­ваний, нацеленных на реальное, а не декларативное продвижение общества вперед.

 

В противоположность этому проекты, сориенти­рованные на длительную историческую перспективу, не могут учесть динамизм текущих изменений и при последовательном их воплощении превращаются в фактор, усиливающий сопротивле­ние реформам и ведущий к обвальному, неконтролируемому раз­витию событий.

В результате государство, как считал Э. Бёрк, не только лишается средств проведения реформ, но и прекращает свое существование.