В чем заключаются центральные эмпирические и феноменологические закономерности построения образов в процессе восприятия?

 

Существует широко разделяемое мнение, что зрительное восприятие обеспечивает одномоментное и целостное опознание и построение образа видимого объекта. Вместе с тем, многочисленные исследования показывают, что восприятие не является одномоментным – это процесс последовательного, развернутого во времени, построения образа объекта. В экспериментальных условиях специально организованного восприятия объектов на основе постепенного изменения дистанции, освещенности, времени предъявления обнаруживаются развернутые во времени фазы построения пространственных и структурных компонентов образа:

· Определение пространственного положения предмета и грубая оценка его общих пропорций.

· Различение аморфной, вариативной структуры замкнутого контура («мерцание формы») и выделение резких сдвигов кривизны – различение резких перепадов кривизны контуров объекта.

· Глобально-адекватное восприятие, в котором форма объекта представлена без различения ее деталей.

· Адекватное отражение формы во всей полноте деталей ее контура.

В условиях, когда сенсорных данных, поступающих от объекта меньше, чем необходимо для его обобщенного узнавания или для построения его полного конкретного образа, регистрируются явления перцептивного дополнения образа. Эти феномены заключаются в том, что недостаточность сенсорных данных организуется и дополняется субъектом на основе перцептивные гипотез и сенсорно-перцептивных эталонов («сенсорно-перцептивных обобщений»).

· Если время предъявления изображения 0,34-0,39 сек – восприятия не возникает; испытуемый может говорить только о кратковременных мельканиях.

· Если время предъявления изображения 0,380-0,425 сек – как правило, возникает ошибочное узнавание, зависящее от актуализирующихся у субъекта перцептивных гипотез. Такого времени предъявления недостаточно для проверки перцептивных гипотез, обнаружения подходящего перцептивного эталона и дополнения образа.

· Если время предъявления изображения 0,425-0,480 сек – возникает модально дополненное целостное восприятие. Восприятие опирается на перцептивные гипотезы и соответствующие перцептивные эталоны.

· Если время предъявления изображения 0,440-0,540 сек – возникает верное восприятие контуров и общей структуры объекта (Ительсон, 2003).

 

Феноменологические закономерности избирательной структурной организации сенсорных данных в предметные образы исследовались одним из самых известных направлений развития научно-ориентированной психологии двадцатого века – гештальтпсихологией. В результате было установлено множество закономерностей, лежащих в основе структурности и целостности восприятия объектов и явлений, а также восприятия их пространственного перемещения (гештальт-психологические законы).

Центральные закономерности, лежащие в основе восприятия предметной структурности и целостности объектов:

· Фактор близости: чем ближе в зрительном поле располагаются элементы друг к другу, тем с большей вероятностью они объединяются в целостный образ.

· Фактор однородности: чем выше сходство элементов в зрительном поле, тем больше тенденция к их объединению в целостный образ.

· Фактор хорошей формы: элементы зрительного поля, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

· Фактор замкнутости: существует тенденция объединять элементы зрительного поля в целостные, замкнутые изображения.

Закономерности, лежащие в основе восприятия пространственного перемещения и изменения объектов:

· Фактор совместного движения элементов в зрительном поле: имеется тенденция объединять в целостный образ совместно и однонаправлено перемещающиеся элементы зрительного поля.

· Движущимися воспринимаются предметы, которые локализуются на некотором другом, большем по размерам, предмете, независимо от того, больший или меньший предмет реально смещается (это один из вариантов проявления закона «фигуры и фона»).

· При изменении пространственного расположения двух изолированных предметов обычно движущимся воспринимается тот, который имеет меньшие размеры.

· Движущимся воспринимается тот предмет, который претерпевает наибольшие количественные и качественные изменения.