В остальном получалось так, что эта пирамида расширялась к низу.
Рядовые общинники должны участвовать в коллективных делах общины.
Возникали различные обязательства по отношению друг к другу.
На островах Кука выделяли 3 слоя.
Общество можно характеризовать, как сословное или кастовое, что напоминает систему, характерную для Индии.
Как правило, изложение дела выступали специальные должностные лица.
В определённый год совет мог официально запретить что-то J - для восстановления ресурса.
Собирался совет нескольких деревень (характерно для крупных островов). У этих деревень, как правило, мог существовать и общий вождь. Если связи между деревнями были слабы, то такие советы не собирались.
Арики – вождь, его супруга, сыновья.
Матайако – местные и деревенские вожди со своими семьями
Ранготиры – обладали большими землями, но не принадлежали к той части аристократии, которая могла им дать соответствующий статус.
Несколько обособленную часть общества составляли ремесленники / гильдии.
Безземельные общинники (напоминают клиентов): попадают в полное распоряжение своих покровителей, им выделялся участок земли, основную часть пищи оставляли себе, значимую долю – владельцу земли. Владельцы земли могли обменивать эти участки вместе с людьми.
Рабы. Приравнивались к пленникам. Основная функция: принесение в жертву. К хозработам не привлекались.
Во главе общества стояли вожди, которые были несколько обособленны от всей системы. Вторую ступеньку занимала аристократия (матабула) – от отца к старшему сыну, все остальные дети относились к младшему разряду (моа). К моа также относились братья матабулы. Те, кто относился к моа, занимались ремеслом / являлись профессиональными воинами. Дети моа относились к тоа (простонародье). В дальнейшем только старший сын мог подняться до статуса матабулы и т.д.
Во главе тонганского общества стояло 2 человека: король и туи-тонга («властитель тонга»), считался священной фигурой, стоит над всеми тонганцами. В брак с ним никто не мог вступить.
Таити. Верхний слой: арии (знать). Второе сословие: ратира (мелкие и крупные земледельцы). Третий слой: манухуны (клиентелла, безземельные, рабы, военнопленные). Во главе о-ва Таити стоял верховный правитель, вождь. Он имел крупные земельные наделы. В его же пользу несли разные подарки. Эти подарки обычно имели форму дани.
Институт союза аеолев – мужской союз. С религиозной точки зрения, связан с богом войны. Всё общество распадалось на 7 ступеней. Высшая ступень называлась «пёстрая нога». Во главе верховный предводитель. В общество мог вступить любой таитянин. Знать принималась сразу на высший уровень.