Постановка проблемы.
Организационный момент.
Ход урока.
- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.
-С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог…
А мы начнём урок.
-Прежде, чем мы определим тему и цели урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше. Он пригодится сегодня на уроке.
- Что такое глобус?
- Глобус – это модель Земли.
- Что такое карта?
=Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
- Что можно увидеть на глобусе и карте?
- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
- Что на глобусе и карте изображено голубым цветом?
- Океаны, моря, реки, озера
- Каким цветом на глобусе и карте показаны участки суши?
- Зеленым, желтым, коричневым.
- Молодцы! Мы повторили тему прошлого урока.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?
= Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.
- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)
- Что удобнее взять в дорогу?
= Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.
-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!
-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?
= Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).
Учебник – стр.128-129 – карта полушарий.
- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне будете помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
= Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
- Теперь двигаемся по Южному тропику.
= Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
=Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
=Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
=Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Раньше они были предметом нашего обсуждения?
= Нет.
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
= Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
= Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.
- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».
Слайд 4.
- А теперь давайте поставим цель урока.
= Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.
Слайд 5. (Появляются цели урока.)
4. Совместное «открытие» знаний.
- Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?
=Материки.