ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Г Л А В А 4

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Х А Р Е К Р И Ш Н А Н А М А

Птице моего сердца неведомо, какие греховные поступки, совершенные ею в прошлом, стали причиной того, что я не могу воспевать Святые имена лотосоокого Господа должным образом.

О, лесная птица! В хижине моего сердца я припас кое-что для тебя. Это Святое Имя Господа Хари, источающее медовую сладость. О, птица, при желании ты можешь научиться воспевать это Святое Имя.

Птицы воспроизводят любые звуки; почему же птица моего сердца отказывается повторять Имя Господа?

О, птица! Давай отправимся в духовный мир, который является обителью истины и вечной красоты. Туда не сможет попасть материалист, заблудившийся в круговерти рождений и смертей.

О, птица! Когда ты умрешь, тело твое положат на погребальный паланкин и отнесут к месту сожжения.

Увы! Огонь погребального костра сожжет твой язык. Тогда ты уже не поможешь себе. Ибо будет слишком поздно – ты больше не сможешь говорить.

 

Если взглянуть на 10 оскорблений Святого Имени с позитивной точки зрения, можно сделать вывод, что стремление избежать их приводит к развитию возвышенных качеств, которые защитят нас от совершения этих оскорблений. Это означает, что от 10 оскорблений Святого Имени можно избавиться, если мы:

1) служим святым вайшнавам, а не критикуем их;

2) поклоняемся господу Кришне, как Абсолютной Верховной Личности Бога;

3) почитаем духовного учителя, дающего посвящение в Святое Имя;

4) доверяем писаниям, рассказывающим о славе Святого Имени;

5) убеждены в том, что Святое Имя исполнено совершенства;

6) принимаем объяснения Святого Имени, данные Шрилой Прабхупадой и священными писаниями;

7) искореняем в себе греховные привычки;

8) совершаем ритуальную деятельность, направленную на какую-либо материальную цель;

9) беседуем о славе Святого Имени только с серьезными преданными;

10) воспеваем Святое Имя очень внимательно и полностью предаемся ему.


Н А М А Б Х А С А –

 

ВОСПЕВАНИЕ НА СТАДИИ ОЧИЩЕНИЯ

 

Многие начинают воспевать Святое Имя, не обладая духовным знанием или опытом – они либо слышат пение преданных, либо узнают о мантре благодаря счастливой случайности. Когда я пришел в сознание Кришны (я хочу рассказать о своем опыте вовсе не потому, что меня мучает ностальгия по тем временам, это просто великолепный пример намабхасы), песня под названием «Мгновенная Карма» в исполнении Джона Леннона была невероятно популярна. Вот строки из этой песни:

Кем, черт возьми, ты себя считаешь?

Суперзвездой?

Допустим, что так,

Но каждый сияет, подобно

Луне, звездам или солнцу.

Все мы сияем!

 

Мгновенная карма догонит тебя,

Собьет тебя с ног.

Поэтому лучше считай своим братом

Каждого, кого встречаешь.

Зачем мы сейчас находимся здесь?

Надеюсь, не для того, чтобы жить в страхе.

В те времена маха-мантра была «хитом»; она занимала третье место в музыкальном рейтинге. Каждый уважающий себя молодой человек время от времени повторял мантру Харе Кришна, и я также пал жертвой этой «моды». Многие популярные песни тех лет содержали Харе Кришна мантру.

Вспомните хотя бы балладу «Мой нежный Господь» Джорджа Харрисона и «Дайте миру шанс» Джона Леннона. Медитация рассматривалась главным образом как метод совершенствования сознания. Однако при этом, естественно, полностью отсутствовало понимание глубокого смысла Святого Имени.

Это типичный пример намабхасы: люди произносят Святое Имя, не имея ни малейшего представления о его природе. Если солнце Святого Имени скрыто за облаками невежества и анартх, сквозь них пробивается лишь небольшая часть солнечных лучей. Эта стадия воспевания называется намабхасой. Итак, если яркий свет духовного экстаза не сопутствует воспеванию Святого Имени, ищите причину в покрывающем вас невежестве.