МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГЕОЛОГИИ. ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. МЕТОДЫ АНАЛОГИЙ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА.
Геология как интегральная наука имеет в своем арсенале большое количество методов исследования, применение которых позволяет создать целостную модель изучаемого процесса или явления. В настоящее время существуют разнообразные классификации геологических методов исследования. Как правило, они включают общенаучные и специальные методы, направленные на получение научной информации, её обработку и отображение результатов исследования. Общенаучные методы универсальны для всех разделов геологии и естествознания в целом и включают индукцию, дедукцию, анализ, синтез, аналогию, моделирование, атлетические методы, метод системного анализа, аксиоматический и др.
Индуктивный и дедуктивный методы познания представляют собой два пути объяснения изучаемых явлении. Индуктивный метод основан на анализе наблюдаемых фактов, их обобщении и последующем создании законов и теорий (от частного к общему). Фактический материал классифицируется по характерным признакам, дополняется серией новых наблюдений, проводится его обобщение, и, как результат, строится модель объекта или явления, которая служит основой теоретической модели и формулировки теоретического закона.
Дедуктивный метод использует наблюдения как стартовую площадку для создания не основанной на опыте модели (от общего к частному). На основе гипотетической модели создается процедура ее проверки (верификации) которая включает проведение эксперимента и создание новых гипотетических моделей, позволяющих прогнозировать свойства, еще не реализованные в ходе эксперимента. Дальнейший путь развития гипотетической модели ведет к формированию теории и формул. законов, позволяющих объяснить и предсказать ранее неизвестные явления.
Индуктивные модели носят вероятностный характер. Дедуктивные модели предпочтительнее, поскольку их действие выходит за рамки конкретного эксперимента. В геологии очень часто индуктивные и дедуктивные модели взаимно дополняют друг друга, что связано со сложным, интегральным характером геолог. объектов, поэтому процесс верификации является обязательным шагом на пути развития геологической модели. Совершенствование дедуктивных моделей в геологии позволит более обоснованно решать задачи ретроспективного плана, когда мы не имеем возможности непосредст. наблюдать процесс или явл. и должны составлять прогноз на буд.
Метод аналогии является основой исторического подхода в геологических исследованиях, поскольку предоставляет возможность изучения прошлого Земли, протекавших на ней процессов, опираясь на знание современных процессов, формирующих лик нашей планеты (актуалистнческий подход), или сопоставлять и находить тождество в строении отдельных структур и проводить аналогии от известного к неизвестному. Актуалистнческий подход, принципы которого были заложены в трудах Дж. Хаттона, Ч. Лайеля, — единственный метод реконструкции прошлого. Он используется при историко-геологических исследованиях, палеотектонических реконструкциях, в палеогеографии, литологии, петрологии, геохимии и геофизике.. Изучение современных процессов является своего рода экспериментальной базой, позволяющей углубиться в историю и прочитать древние страницы жизни нашей планеты.
Актуалистический метод позволяет не только заглянуть в прошлое, но и проводить экстраполяцию в будущее, реализовать предсказательную функцию метода.
Метод анал. применяется в геологических науках и в другом аспекте — он позволяет предсказать характ. слабоизученного объекта путем сравнения с лучше изучен. объектом того же класса.
Метод системного анализа является философским осмыслением модельного подхода к изучению процессов и явлений. Системным называется такое исследование, в основу которого положена системная модель. Главные признаки последней заключаются в следующем:
1.Каждый объект характеризуется бесконечным числом дискретных характеристик, взаимодействующих между собой. Системная модель формируется самим исследователем, который имеет дело не с естественными объектами как таковыми, а с моделями, которые лишь по каким-либо параметрам соответствуют этому объекту.
2.Все свойства изучаемого объекта равноценны, в связи с этим познавательная функция системной модели зависит от целевой установки исследования.
3.Системная модель структурирована и состоит из совокупности элементов разного ранга, при этом процессы самоорганизации вещества, моделируемые на уровне зерна, горной породы, слоя, блока или оболочки Земли, взаимосвязаны между собой и представляют сложную интерференционную систему. Каждый последующий ее уровень включает предыдущий.
4.При изучении системной модели в качестве определяющего принципа выступает требование целостности. Например, при изменении масштаба космического изображения меняется его разрешающая способность. То, что при крупном масштабе изображения было целостным самостоятельным объектом с определенными характеристиками, в мелком масштабе становится деталью другого, более крупного объекта и наоборот.