МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГЕОЛОГИИ. ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. МЕТОДЫ АНАЛОГИЙ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА.

Геология как интегральная наука имеет в своем арсенале большое количество методов исследования, применение которых позволяет создать целостную модель изучаемого процесса или явления. В настоящее время существуют разнообразные классификации геологических методов исследования. Как правило, они включают общенаучные и специальные методы, направленные на получение научной информации, её обработку и отображение результатов исследования. Общенаучные методы универсальны для всех разделов геологии и естествознания в целом и включают индукцию, дедукцию, анализ, синтез, аналогию, моделирование, атлетические методы, метод системного анализа, аксиоматичес­кий и др.

Индуктивный и дедуктивный методы познания представляют собой два пути объяснения изучаемых явлении. Индуктивный ме­тод основан на анализе наблюдаемых фактов, их обобщении и последующем создании законов и теорий (от частного к общему). Фактический материал классифицируется по характерным признакам, дополняется серией новых наблюдений, проводится его обобщение, и, как резуль­тат, строится модель объекта или явления, которая служит основой теоретической модели и формулировки теоретического закона.

Дедуктивный метод использует наблюдения как стартовую площадку для создания не основанной на опыте модели (от общего к частному). На основе гипотетической модели создается процедура ее проверки (верификации) которая включает проведение эксперимента и создание новых гипотетических моделей, позволяющих прогнозировать свойства, еще не реализованные в ходе эксперимента. Дальнейший путь развития гипотетической модели ведет к формированию теории и формул. законов, позволяющих объяснить и предсказать ранее неизвестные явления.

Индуктивные модели носят вероятностный характер. Дедуктивные модели предпочтительнее, поскольку их действие выходит за рамки конкретного эксперимента. В геологии очень часто ин­дуктивные и дедуктивные модели взаимно дополняют друг друга, что связано со сложным, интегральным характером геолог. объектов, поэтому процесс верификации является обязательным шагом на пути развития геологической модели. Совершенствование дедуктивных моделей в геологии позволит более обоснованно решать задачи ретроспективного плана, когда мы не имеем возможности непосредст. наблюдать процесс или явл. и должны составлять прогноз на буд.

Метод аналогии является основой исторического подхода в гео­логических исследованиях, поскольку предоставляет возможность изучения прошлого Земли, протекавших на ней процессов, опираясь на знание современных процессов, формирующих лик на­шей планеты (актуалистнческий подход), или сопоставлять и находить тождество в строении отдельных структур и проводить аналогии от известного к неизвестному. Актуалистнческий подход, принципы которого были заложены в трудах Дж. Хаттона, Ч. Лайеля, — единственный метод реконструкции прошлого. Он используется при историко-геологических исследованиях, палеотектонических реконструкциях, в палеогеографии, литологии, петрологии, геохимии и геофизике.. Изучение современных процессов является своего рода экспериментальной базой, позволяющей углубиться в историю и прочитать древние страницы жизни нашей планеты.

Актуалистический метод позволяет не только заглянуть в прошлое, но и проводить экстраполяцию в будущее, реализовать предсказательную функцию метода.

Метод анал. применяется в геологических науках и в другом аспекте — он позволяет предсказать характ. слабоизученного объекта путем сравнения с лучше изучен. объектом того же класса.

Метод системного анализа является философским осмыслением модельного под­хода к изучению процессов и явлений. Системным называется та­кое исследование, в основу которого положена системная модель. Главные признаки последней заключаются в следующем:

1.Каждый объект характеризуется бесконечным числом дис­кретных характеристик, взаимодействующих между собой. Сис­темная модель формируется самим исследователем, который имеет дело не с естественными объектами как таковыми, а с моделя­ми, которые лишь по каким-либо параметрам соответствуют это­му объекту.

2.Все свойства изучаемого объекта равноценны, в связи с этим познавательная функция системной модели зависит от целе­вой установки исследования.

3.Системная модель структурирована и состоит из совокупнос­ти элементов разного ранга, при этом процессы самоорганизации вещества, моделируемые на уровне зерна, горной породы, слоя, блока или оболочки Земли, взаимосвязаны между собой и пред­ставляют сложную интерференционную систему. Каждый после­дующий ее уровень включает предыдущий.

4.При изучении системной модели в качестве определяющего принципа выступает требование целостности. Например, при изменении масштаба космического изображения меняется его раз­решающая способность. То, что при крупном масштабе изображе­ния было целостным самостоятельным объектом с определенными характеристиками, в мелком масштабе становится деталью другого, более крупного объекта и наоборот.