Катастрофисты и эволюционисты - исторический спор двух научныхлагерей. Кювье, Бэкленд, Ламарк, Сент-Илер, Рулье и др.

Катострофизм.Заключение о катастрофических преобразованиях в прошлом казалось совершенно логичным для многих выдающихся естествоиспытателей первой половины 19 столетия. Французский геолог Эли де Бомон не только привязывал катастрофы к границам отдельных геологических систем, но и объяснял катастрофическими событиями перерывы и несогласия в напластовании горных пород. Он высказал предположение, что простирание всех горных кряжей укладывается в 12 направлений, при этом все параллельные хребты возникали одновременно как следствие катастрофических событий.

К идеям катастрофизма благосклонно относилось духовенство, поскольку эти идеи были созвучны библейским представлениям о всемирном потопе. Последний «дилювианист» Бекленд считал, что шесть дней творения должны восприниматься фигурально, и последовательные акты творения могли разделяться более продолжительными промежутками. Он собрал обширный материал в подтверждение катастрофического всемирного потопа.

Наиболее ярким представителем катастрофического направления явился французский ученый Ж. Кювье. Наблюдая резкое различие в составе фаун смежных осадочных толщ, разделенных перерывами, он пришел к выводу, что при смене геологических эпох органический мир изменялся мгновенно, т.е. внезапные массовые вымирания организмов были обусловлены катастрофическими переворотами. Кювье предположил, что установленные им закономерности при исследовании ископаемых костей из относительно молодых отложений должны найти подтверждение при изучении более древних толщ.

Эволюционистское учение.Одним из его приверженцев был Ж.Б. Ламарк. Эволюция организмов, по его мнению, представляет процесс преобразования низших форм в высшие, который происходит в прогрессивном направлении на протяжении длительного времени постепенно, без катастрофических событий. Все организмы связаны родством и изменение видов происходит как результат воздействия изменяющихся внешних условий. Эти изменения закрепляются в поколениях наследственностью.

Ярким представителем той же школы эволюционистов был Сент-Илер. В своих палеонтологических работах он стремился показать, что современные животные и растения имеют корни в минувших эпохах, причем изменения животных происходят под влиянием изменений окружающей среды. Считал, в отличии от Ламарка, что в процессе эволюции возможна задержка в развитии организмов.

Спор между сторонниками постепенной эволюции и скачкообразного развития через катастрофы разного масштаба отнюдь не закончился диспутом в Парижской академии (между Кювье и Сент-Илером, дискуссия отклонилась от своей темы – сходство строения позвоночного и каракатицы, и затронула основные спорные вопросы развития органического мира, спор продолжался 6 недель). И уже в 1830 г начал выходить труд Лайеля «Основы геологии..». Однако появление этого труда так и не поставило точку в споре эволюционистов и катастрофистов. Этот спор возник с новой силой в 20 в.