Игра ума
Вопрос: Когда начинается, так сказать, самоисследование, сразу возникает вопрос: "Кто это исследует? И что это то, что подвергается исследованию?". Факт в том, что я не нахожу ответы. Их нет. Такое ощущение, что глаз пытается увидеть сам себя, но это абсурд.
Ответ: Тот, кто кажется себе действующим, размышляющим, не может найти ответ, потому что его в реальности нет, он существует лишь как связанное самоотождествлённое представление обусловленного ума о самом себе.
В: Явно, это просто совокупность памяти, которая действует из реакции на свой прошлый опыт и услышанные или прочитанные слова. Некоего центра, на который можно было бы указать "я", не существует.
О: Вся Ваша проблема исходит из того, что Ваш ум, продолжая искать для себя идентификацию с объектами, пусть даже в отрицаниях, создаёт новые идеи о себе. До тех пор, пока Ваше внимание занято внешним, оно не может быть направлено вовнутрь. Ваш ум продолжает приписывать «кому-то» или «чему-то» ощущения и действия.
В: Конечно, меня можно ударить и спросить: "Кто чувствует боль?". Но факт в том, что никто. Просто некая абстрактная память воображает, что боль - это плохо, и создаёт определённые реакции.
О: Абстрактная память не может создавать оценок. В Ваших рассуждениях существует некая конкретная позиция, исходящая из «я», которое Ваш ум умело спрятал за концепции, которые он на создавал в процессе самоисследования. И у этого «я» продолжают возникать переживания по поводу, что его кто-то ударил или нахамил.
В: По поводу того, что любые внешние воздействия мгновенно трактуются памятью как хорошие или плохие и следует определённая реакция, которая так же исходит из памяти и трактуется ею как правильная.
О: Такое рассуждение - лишь новая игра ума. А как на практике? Переживания долго продолжаются?
В: Да, как и у всех людей.
О: В таком случае все Ваши рассуждения - лишь теория. Ваш ум продолжает репродуцировать переживания.
В: Я б не сказал, что это чистая теория. В момент понимания, что "я" не существует, возникает что-то вроде экстаза, но он не доводится до конца. И мой ум опять остаётся со своими "баранами".
О: Само ожидание результата подразумевает то, что результат кому-то нужен. Всё это продолжает репродуцировать переживания и удерживать ментальную конструкцию «я» в виде ощущений и других связанных неосознанных переживаний.
В: Но мой ум не держится за своё «я», он знает, что «я» иллюзорно.
О: Знание того, что «я» иллюзорно, не Ваше. Вы приняли на веру чужой опыт, создав о нём представление в своём уме. При этом в Вас остались недоисследоваными подсознательные переживания «я», которые удерживают «я», несмотря на теоретическое знание того, что «я» нереально.
В: И как ещё объяснить уму?
О: Нужно не создавать объяснения, а научиться осознавать их ложность. Все идеи и объяснения создаются философской системой ума, обусловленной самоограничением, и не могут объяснить того, чего в системе не существует. Объяснения - всегда теория, хотя и могут казаться практикой благодаря связанности чувств и мыслей.
В: И что? Опять бесконечно уподобляться вору, который переодет в полицейского и ищет вора, то есть себя же?
О: При этом он берёт взятки у вора, покрывая его, и кто преступник уже не разобрать, хотя в умозаключениях всё это может выглядеть так, как Вы захотите это увидеть. Всё зависит лишь от позиции, которую будет занимать кажущийся себе наблюдатель. Но как только исчезнет позиция, вся эта ситуация сразу потеряет какой- либо смысл. Всё, что Вам кажется реальностью, – только игра ума, определяемая его описаниями и концепциями. Поэтому не следует пытаться разобраться в кажущейся внешней путанице, которую создаёт ум, а лишь учиться распознавать во всём его действия.