ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОДИНАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СО ВЗАИМОПОМОЩЬЮ
Глава III. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Фехтование как вид спорта относится к числу единоборств с активным противодействующим противником. Поэтому обучение и совершенствование в парах организационно и методически являются основной формой организации занимающихся в уроке.
Упражнения с партнером требуют развернутого фехтовального мышления и позволяют перейти от изучения приема в формах — без партнера и на подсобных снарядах — к использованию его в качестве боевого действия.
Упражнения со взаимопомощью применяются на всех этапах обучения. Как следует из названия, они предполагают изучение и совершенствование определенного действия, причем партнеры на первых порах содействуют друг другу в выполнении конкретного задания, а не противоборствуют взаимным планам, как это имеет место в других видах парных упражнений.
Тренер вначале показывает и тактически обосновывает изучаемое действие, затем уточняет детали техники выполнения его обоими партнерами. Получив общее представление, занимающиеся выполняют действие самостоятельно: если движение сложно и не похоже на предыдущие — сначала по частям, затем в целом, добиваясь выполнения его в боевом темпе.
Один из партнеров выполняет роль атакующего, другой — защищающегося и предпринимающего ответные действия (рипосты, контратаки). Таким образом, сам метод предусматривает изучение занимающимися противоположных боевых действий.
Упражнения могут проводиться в тройках, когда один, не участвуя в упражнении, наблюдает за действиями партнеров, делая им товарищеские замечания по ходу. Например (вид оружия шпага), задача обучить уколу с переводом, закрепить 4-ю защиту и ответ прямо, ранее выполняемые в одношереножном строю и на мишенях. И. п. — дистанция ближняя, 6-е соединение, владеет 1-й номер.
Тренер делает указание: «Поочередно выполнять укол с переводом в 4, 1, 2-й секторы поражаемой поверхности, в ногу».
1-е номера: бездействуют, позволяют наносить уколы. Проверяют конечное положение оружия. 2-е номера: колют плавно, медленно, через показ укола, добиваясь, чтобы собственный перевод был за локтем 1-го номера.
Меняются ролями после 8—10 попыток, убыстряя темп в конце.
2-е номера: то же упражнение с шагом вперед. 1-е номера: вначале с шагом назад, затем на месте, закрываются 4-й защитой и отвечают прямо: вначале расчленяя, затем соединяя защиту и ответ в одно целое, оставляя оружие в оппозиции.
И. п. то же, дистанция средняя. 2-е номера колют с выпадом самостоятельно, показывая перед выпадом укол с переводом, затем выполняют как целостное движение. Внимание на отсутствие замаха при переводе. 1-е номера бездействуют, принимая укол. 2-е номера действуют по командам тренера: «Показать перевод!», «Остаться на выпаде!», «Коли!» — выполняют действие. Пауза. «Закройсь!» 1-е номера. Защищаются 4-й защитой, в паузу отвечают прямо. По команде «Закройсь!» восстанавливают и. п. Упражнение выполняется более быстро и слитно.
Затем повторяют упражнение из 8-го соединения.
По мере усвоения структуры приема вводятся усложнения в виде выбора момента для начала атаки: на шаг вперед свободно маневрирующего противника, на его вызов — приглашение, на попытку войти или поменять соединение и т. п.
Здесь и далее дается только типологическая схема изучения боевого действия безотносительно его сложности и даже принадлежности к виду оружия, имея в виду, что тренер-специалист, зная специфику своего вида, сумеет в рамки, установленные каждой формой организации занимающихся, методом и методическим приемом поместить материалы фехтовальных действий.