Виды научных и статистических гипотез.

В методологии науки различают:

- теоретические гипотезы;

- экспериментальные гипотезы, то есть, гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Теоретические гипотезы входят в структуры теорий в качестве основных частей. Они выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов и являются инструментов совершенствования теоретического знания.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:

1. Фальсифицируемости (т.е. гипотеза может быть опровергнута в ходе эксперимента);

2. Верифицируемости (может быть подтверждена в ходе эксперимента).

Принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Нас интересует второй тип гипотез – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования.

Исходя из содержания, различают три основных вида экспериментальных гипотез:

- гипотезы о наличии некоторого психологического явления (гипотезы о фактах).

Проверка гипотез данного типа — это попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Например, «Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия», «Есть ли фено­мен "сдвига к риску" при групповом принятии решения?» и т.д.

- описательные гипотезы (используются в корреляционных исследованиях и направлены на изучение структуры исследуемого объекта и его функций), так называемые предположения о тесноте связей.

К таким предположениям относится, например, гипо­теза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты бо­лее осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследова­нием. Их результатом является установление линейной или нели­нейной связи между процессами или обнаружение отсутствия тако­вой.

- объяснительные гипотезы представляют собой предположение о причинно-следственных связей в изучаемом объекте.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы данного типа. В такую экспе­риментальную гипотезу включаются независимая переменная, за­висимая переменная, отношение между ними и уровни дополни­тельных переменных.

Готтсданкер Р. выделяет следующие варианты экспериментальных (объяснительных) гипотез:

контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспе­риментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой пере­менной на зависимую; проверяется только в лабораторном экспери­менте;

точная экспериментальная гипотеза — предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения незави­симой переменной и "очищения" ее условий;

экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине — предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или мини­мальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представ­лении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную — при достижении определен­ного (высокого) уровня независимой переменной, становится силь­нее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом экспери­менте;

экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональ­ных отношениях — точное предположение о характере постепенно­го (количественного) изменения зависимой переменной с постепен­ным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

экспериментальная гипотеза с одним отношением — предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависи­мой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный экспери­мент, но вторая независимая переменная является при этом кон­трольной:

комбинированная экспериментальная гипотеза — предположе­ние об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется только в фактор­ном эксперименте.

Итак, все, о чем мы говорили, касается научных гипотез, которые формируются как предполагаемое решение проблемы.

Статистические гипотезы –утверждения в отношении неизвестного параметра, сформулированные на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык математической статистики.

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество статистических гипотез ограничива­ют до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в проце­дуре статистической интерпретации данных. Эта процедура своди­ма к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, например, в степени выраженности признака в разных выборках. Как указывают Дж. Гласс и Дж. Стенли, подтверж­дение первой гипотезы свидетельствует о верности утверж­дения на статистически значимом уровне, а второй — об отсутствии раз­личий .

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом пси­хологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации экс­перимента, а статистическая — для организации процедуры сравне­ния регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпи­рических исследований. Эксперимен­тальная гипотеза — первична, статистическая — вторична. Правила формулирования статистических гипотез обсуждаются при чтении дисциплины «Основы математической статистики». В настоящем курсе будут обсуждаться лишь правила формулирования научных гипотез.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, законо­мерности, законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) экспериментатора — "генератора идей".

Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непо­средственно проверить нельзя. Теоретические высказывания явля­ются универсальными; из них выводятся частные следствия, кото­рые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулиро­ваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводи­мые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для после­дующей проверки.