ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.Выполнение разворотов на висении вблизи препятствий при использовании взлетного режима работы двигателей и ветре более 3 м/с запрещается.

Способы взлета

В зависимости от размеров, состояния поверхности взлетной площадки, наличия препятствий на подходах и запаса мощности двигателей взлет с горных площадок следует выполнять одним из следующих способов:

  1. По вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки».
  2. По вертолетному с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки».
  3. По самолетному.

 

Первый способ — взлет по вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки» — применять в тех случаях, когда площадка имеет ограниченные размеры и окружена препятствиями, а мощность двигателей при фактической массе вертолета обеспечивает висение вне зоны влияния «воздушной подушки».

Предельную полетную массу, при которой обеспечивает висение вне зоны влияния «воздушной подушки», определять по номограмме, приведенной на рис. 17, согласно указаниям, данным в разделе «Определение предельной полетной массы вертолета» настоящей Инструкции.

Порядок выполнения взлета:

- установить вертолет против ветра;

- повернуть рукоятку коррекции полностью вправо и выждать, пока обороты несущего винта установятся в заданных пределах;

- плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и произвести вертикальный набор высоты;

- в процессе увеличения общего шага следить за оборотами несущего винта, не допуская их падения ниже 78% по указателю;

- вертикально набрать высоту, обеспечивающую безопасный проход над препятствиями, и плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет в разгон до скорости 50—60 км/ч по прибору, после чего перейти в набор высоты с одновременным увеличением скорости до 90—100 км/ч по прибору. При запасе мощности двигателей на режиме висения разгон выполнять с одновременным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной.

 

Если условия не позволяют произвести взлет против ветра или ветер при взлете имеет переменное направление, то без изменения полетной массы вертолета взлет можно производить:

- при ветре справа до 5 м/с;

- при ветре слева и сзади до 3 м/с.

 

 

Второй способ — взлет по вертолетному с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки» — применять в том случае, если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей висит на высоте не менее 1,5—2 м и размеры площадки обеспечивают выполнение разгона до скоростей 30—40 км/ч в зоне влияния «воздушной подушки». Предельная масса вертолета для взлета определяется по номограмме, приведенной на рис. 17 как указано в разделе «Определение предельной полетной массы вертолета».

 

Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей может висеть на высоте от 2 до 5 м, то взлет производить с использованием избытка мощности двигателей, для чего:

- перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и зависнуть на высоте 0,5—1 м;

- незначительным отклонением ручки управления от себя начать разгон до скорости 5—10 км/ч, не допуская просадки вертолета, а затем более энергичным отклонением ручки управления увеличить скорость разгона с одновременным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной и плавным набором высоты стаким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м скорость была 50—60 км/ч.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При взлете и разгоне с использованием избытка мощности двигателей не допускать падения оборотов несущего винта ниже 78%.

 

Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей висит на высоте более 5 м, то взлет производить в такой последовательности:

- плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и зависнуть на высоте, соответствующий взлетному режиму работы двигателей, не допуская падения оборотов несущего винта ниже 78%;

- плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет в разгон до скорости 10—15 км/ч, затем последующим, более энергичным отклонением ручки управления от себя увеличить темп разгона скорости. В момент возможной просадки вертолета на 1—2 м от начальной высоты не допускать перемещения рычага «шаг-газ» вверх, сохраняя обороты несущего винта не менее 78% по указателю;

- по достижении скорости 30—40 км/ч перевести вертолет в набор высоты с одновременным увеличением скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м она составляла 50—60 км/ч.

 

Третий способ — взлет по самолетному — применять в том случае, если вертолет на взлетном режиме работы двигателей висит на высоте 0,5—1,0 м и состояние поверхности площадки обеспечивает безопасный разбег вертолета на расстоянии не менее 180 м.

 

Порядок выполнения взлета:

- перед разбегом установить режим работы двигателей, близкий к взлетному, при котором вертолет проявляет тенденцию отделиться от земли;

- плавным отклонением ручки управления от себя на 2/3 хода перевести вертолет в разбег;

- по достижении скорости 20—30 км/ч дальнейшим перемещением рычага «шаг-газ» вверх увеличить мощность двигателей вплоть до взлетной и отделить вертолет от земли;

- после отделения вертолета от земли разгон производить по наклонной траектории с таким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м скорость полета составляла 60—70 км/ч.